ТЕКСТ – амирян тигран
ФОТО - сергей наумов
ФОТО - сергей наумов
Выставка Сергея Наумова, или Несколько слов про «Г».
10 июня в маленькой галерее «С.АРТ» (галерея Петра Войса) на Земляном валу стартовала выставка московского художника Сергея Наумова, весьма активного фигуранта современной арт-сцены, но не входящего при этом ни в одну известную тусовку, школу, движение и прочие «социокультурные группы» сектантского типа.
Основная идея и компонента выставки была в насыщенности знаками. Сергей Наумов - Художник (насколько умело ни обращался бы Наумов с фотографией, сложно назвать его фотохудожником, вспоминая предыдущие многолетние опыты мастера), но при самом входе в помещение выставочного зала на белой стене висел Текст. Присутствие текстового сопровождения для этой выставки очень значимо, если учесть смысловую нагрузку фотоколлажей – продолжение того текста о массовой культуре, что начинал в 60-х Жан Бодрийар, выстраивал культурологическую оптику современный мыслитель и культуролог Пьер Бурдье, пытался найти теоретические основы семиолог и литературовед Ролан Барт. На презентации сам художник рекомендует своим знакомым и друзьям начать экскурс с прочтения текста, в очередной раз показывая важность и необходимость сопроводительного метаязыка в современной визуальной культуре, художник не локализует пространство своего творчества, а наоборот обращается к способу гипертекстуализации и аккумулирует разные виды и роды художественной сферы.
Итак, выставка начинается с текста про гламур (сокращенно «Г»), последние строчки которого призывают: «В демонизме «Г» не существует подлинного и замалчивается важнейшее: БОГ и ГЕРОИЗМ, ЛЮБОВЬ и ДРУЖБА, поиски СМЫСЛА и ИНТУИЦИЯ, ПОЭЗИЯ и СМЕРТЬ… Да здравствует человеческое! Руки прочь от мира! Долой барбифашизм!»
Далее перед зрителем появлялась фотография большого размера, на которой отпечатана казусная сцена – разбитая, сгоревшая, почти полностью обезображенная гламурная машина известной и дорогой марки. Картина сравнима разве что с фотографией знаменитой фотомодели или поп-певицы без загара в запущенном виде. Картина, наизнанку показавшая страх, который сидит в ядре любого симулякра и вызывает смех. Автомобиль известной марки помещен в суровую российскую реальность, он совершенно деморализует зрителя, обросший сосульками, измазанный грязью и сажей. Под фотографией собраны названия дорогих брендов, имена известных персонажей современной популярной культуры, то, что известно каждому россиянину, у которого есть выход к любому инструменту СМИ, будь то телевидение, радио или печатная пресса – все слова имеют одну общую типологическую основу. В поле русской культуры уже существует художественное произведение, где почти с той же долей иронии показана функциональность западного медийного аппарата в российском социокультурном вакууме. Роман Виктора Пелевина «GenerationP» саркастично и гротескно показал, как работает рекламно-маркетинговая машина на просторах постсоветского государства. Почти с таким же успехом проект Наумова и Юсупова представили ту же культурную ситуацию с помощью фотографии.
Этот проект направлен не на создание очередного маргинального антипоп движения, для того, чтобы показать свой уникальный взгляд на происходящее в культурном пространстве, не для отрицания знаковых конструктов медийного пространства и отпечатков массовой культуры 20 века, с целью градации в борьбе за статус в иерархии элитарного, салонного, высокого искусства – Наумов использует совершенно противоположные методы – показывает модель «до и после», умело выстраивает игровое пространство, где показано легитимное, устоявшееся и «другое» в едином контексте, плюрализм художника не исключает, а активно привлекает элемент не ироничного, но «смехового» - эффект почти забытый современным производителем культурного продукта.
Основная беда популярного искусства заключается в том, что агент всегда тщательно скрывает первоисточник, оригинал, пытаясь выдать свой продукт и свой опыт за нечто новое. В этом заключается одна из особенностей постмодернистского искусства вообще: если модернистское письмо пыталось найти некий «чистый» денотативный уровень, освобожденный от контекстуальных рамок и границ, то в эпоху постмодерна художник нарочно выстраивает бесконечное количество прочтений и коннотативных уровней. Это механизм, широко используемый во всех сферах культуры и быта на протяжении всего прошлого века и не теряющий позиций в наши дни. Выставка фотографий в галерее «С.АРТ» - это не объяснительная записка «традиционного» художника с академическим панцирем о современном знаковом пространстве, а практически учебник физики с иллюстрациями основных законов не мирозданья, но семиосферы, в границах которой вынужден существовать зритель.
Массовая культура всегда действовала методом террора и пыталась завоевать властные структуры в истории культуры. Проект Наумова и Юсупова показали внутренние, часто скрытые элементы этой популярной взрывчатки.
Денотативный и коннотативные уровни не просто склеены, тщательно подобраны художником. Зритель увлеченно разглядывает коллажи, потому что в них задана геометрия и динамика. Шикарно одетые гламурные молодые люди от «D&G» с сумками «LuisVuitton» уверенно шагают в кадре, а в нижней части фотография художника, на которой изображены российские реалии. Но и на нижней фотографии фигуранты действия с той же уверенностью шагают вперед. Структурное ядро сценария то же, причины совпадения можно искать только в «культурном бессознательном». Означающее и означаемое выстраиваются на одном поле синхронно. Имманентные модальности, заставившие криэйтеров западных брендов запечатлеть те или иные сюжеты для рекламных щитов, находят отклик в сознании массового потребителя и на долгие годы откладываются в подкорках носителей современной культуры. Но те же элементы вдруг зарисовываются в обыденной жизни постсоветского пространства, только теперь в этой реальности качественно противоположные условия и более суровая оптика.
еще фото с выставки
еще фото с выставки