Михаил Ларионов (1881-1964)
http://www.center-gallery.ru/book/larionov.shtml
Армия для живописца, интересовавшегося русским лубком и народными балаганами, городскими вывесками, стала воплощением самих основ народной жизни, пространством, где переплетены геройство и лень, молодеческое удальство и драматизм переживаний воина перед лицом смерти.
ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ http://www.tu-bryansk.ru/avangard/09/ind_09.htm "Павлины" "Цыганка" "Натюрморт с подносом и раком" "Дамский парикмахер" "Офицерский парикмахер" "Курящий солдат" "Осень счасливая" Наталия Гончарова и Михаил Ларионов. Анатолий КАНТОР http://www.1september.ru/ru/art/2000/no01.htm Гончарова и Ларионов не были эмигрантами в буквальном смысле этого слова – их никто не “выдворял” и они ни от кого не “спасались”. Поселившись в Париже задолго до революции, они там жили, умерли и похоронены. Главным выдумщиком, организатором скандальных акций, создателем новых живописных направлений и лидером объединений с программой, рассчитанной на общественный скандал – “пощечину общественному вкусу”, – был Михаил Федорович Ларионов. Но есть и другая сторона искусства одаренных и поразительно единодушных супругов – верность традициям русской школы, привязанность к российским реальным впечатлениям и ситуациям, даже там, где, кажется, вообще ничто не изображено. Демиденко Ю. Б. Михаил Фёдорович Ларионов http://dilet.narod.ru/days/bio/1/050.html Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 году состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. ЛУЧШАЯ ПАРА РУССКОГО АВАНГАРДА. Гончарова и Ларионов в Третьяковской галерее. Михаил Сидлин http://www.ng.ru/culture/1999-10-12/best.html В 1913 году Михаил Ларионов вместе с молодыми последователями совершил "убийство лица": первый боди-арт перформанс на улице. Дмитрий СИЛИН. Валеты, хвосты и иконы // Газета «ЯБЛОКО России", №46, 6-12 ноября 1999 года http://www.yabloko.ru/mac/News/Npaper/46_99/yr-4699-12.html “Чем хуже, тем лучше что может быть нелепее “Бубнового валета”?” — говорил Михаил Ларионов о названии художественной группы, которое сам же он и придумал. Этот принцип стал двигателем авангарда — “чем хуже, тем лучше”. Бубновый валет — значит, плут: так говорят карты. ЛУЧИСТЫ. (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА) http://dvaradista.narod.ru/l1/lutch.htm Ларионов далеко не всегда публиковал свои манифесты напрямую. Используя интерес к футуризму (чисто скандального свойства) со стороны редакции юмористического журнала «Театр в карикатурах», Ларионов несколько раз на протяжении 1913-1914 годов появлялся на его страницах и сумел опубликовать под видом обычного интервью один из самых важных своих манифестов, так называемый Да-манифест. Таким же путем были «опубликованы» и многие другие манифесты художника. Эти манифесты по широте охвата различных сторон действительности не в коей мере не уступят манифестам Маринетти. Фундаментальный лексикон, или Энциклопедия коллекционерского вкуса. Наталия Сиповская // №3 2004 http://www.artchronika.ru/archive/032004/sotheby.shtml Очень осторожно проявляли себя покупатели в секторе русского авангарда, оставив без внимания несколько бесспорных работ Ивана Пуни и раннего Клюна. В этой сфере симпатии были отданы дорогим, но именитым и красивым вещам вроде купальщиц Михаила Ларионова (холст, масло. 49х61,5, эстимейт 200 000 - 300 000, продана за 218 400). В октябре 1999 г. БАТ Россия стала Генеральным спонсором выставки Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой "Шедевры из парижского наследия. Живопись", на которой демонстрировалось более 120 работ. http://www.tellur.ru/~historia/archive/01-00/tretjakov.htm