Гюнтер фон Хагенс
Грегор Шнайдер
Глубокий старец, медленно угасающий на смертном одре под взгляды публики, пытливо всматривающейся в его лицо, стремясь постичь новое проявление «великой силы искусства»... Атмосфера приближающейся смерти, сдержанное дыхание зрителей – таким формируется очередное пространство Грегора Шнайдера. Его новый проект, переворачивающий все обывательские представления об искусстве, явит взорам эстетику смерти.
В качестве экспоната своей инсталляции эстет собирается выставить умирающего человека. Нет, никаких публичных убийств или самоубийств – это было бы слишком даже для любящего играть на границах моральных устоев Шнайдера. Человек-экспонат, подчеркивает художник в интервью газете The Art Newspaper, должен умирать естественной смертью – вследствие болезни или старости. Впрочем, предсмертный «экшн» Шнайдер не считает таким уж обязательным и готов удовлетвориться «только что умершим». Его цель – показать публике саму «красоту смерти».
Свой перформанс Шнайдер планирует провести в доме-музее Ланге (Museum Haus Lange) в Крефельде, известном всему миру выставками современного искусства. Правда, для этого ему придется сначала преподать руководству музея основы эстетики смерти и убедить его в том, что умирающий человек – такой же экспонат, как и, скажем, статуэтка или предмет мебели. Но от своей идеи Шнайдер не собирается отступать и в том случае, если дирекция музея не поддастся убеждению, – он готов провести выставку в своей студии в Райдте.
Что касается самого будущего экспоната, то Шнайдер уверен, что с его поиском проблем не возникнет. И тут с художником не поспоришь: судя по всему, наверняка найдется пара-тройка желающих войти в историю таким предсмертным перформансом.
Шнайдер с юности был поглощен идеями смерти, пустоты, пространственными иллюзиями и симуляциями и их воздействием на человека. Идея смерти просвечивает сквозь все его значительные работы. Таков был его первый проект, начатый еще в возрасте 16 лет и продолжающийся поныне, – «Мертвый дом». Таков и его пока еще не реализованный проект «перформанса смерти».
В 2005 году Шнайдер планировал выставить на Венецианской бьеннале свою очередную работу. Казалось бы, ничего шокирующего – просто огромный черный куб, сооруженный рукой мастера. Однако 3D-версия квадрата Малевича вызвала очень резкую критику – из-за сходства с Каабой, мусульманской святыней кубической постройки; были выражены опасения возможного политического скандала. В итоге куб не был допущен на бьеннале в Венеции, была запрещена и его инсталляция в Берлине.
Поэтому нетрудно было представить себе, какую реакцию вызовет попытка реализации Шнайдером «перформанса смерти». Едва художник заявил о своем намерении, как в его сторону посыпалась жесткая критика. Со стороны обывателей, жалуется Шнайдер, к нему поступают абсурдные угрозы: «По телефону и электронной почте мне советуют покончить жизнь самоубийством», – в рамках перформанса, надо полагать.
Справка Грегор Шнайдер – модный сегодня немецкий художник. Его профиль – инсталляция, перформанс. Родился Шнайдер 5 апреля 1969 года в городе Райдте. Художественное образование получал в академиях Дюссельдорфа, Мюнстера, Гамбурга. В 1985 году Шнайдер начал работу над своим главным проектом – «Мертвым домом» («Todes Haus u r») в Райдте. Это трехэтажный дом, постоянно перестраиваемый художником (работы продолжаются уже более 20 лет). Здесь Шнайдер – распорядитель пространства. Он изолирует его, кромсает на непригодные для жизни, «мертвые» комнаты. Шнайдер настилает новые полы, меняет высоту потолков, замуровывает в стены предметы интерьера и фотографии. Сегодня «Мертвый дом» – лабиринт крошечных комнат-клеток, практически лишенных мебели и недоступных естественному освещению, соединенных низкими дверцами, а порой и полностью изолированных. Дом, назначение которого – быть непригодным для жизни. Пространство которого постоянно меняется, уменьшаясь, съеживаясь, исчезая. Дом, побывав в котором, остается только радоваться, что удалось оттуда выбраться: посетившие «Мертвый дом» рассказывали впоследствии об охватившем их в доме чувстве панического страха, тревоги, загнанности в ловушку. В 2001 году за инсталляцию «Мертвого дома» в немецком павильоне на Венецианской бьеннале Шнайдер получил «Золотого льва».