Тут я усматриваю такой странный намек: мол, зачем вдумываться и вглядываться? Это же Лондон, а Лондон – это по определению круто, все должны впасть в нирвану и признать Бауера настоящим живописцем, хотя у него есть части холста, на которых карандашом сделан набросок, так и не тронутый кистью.
А в работе Маргариты Глузберг (художница российского происхождения) женское тело представлено в несколько утопическом для мужского сознания варианте – просто в качестве развернутой к зрителю задницы. Остальные части тела скромно притулились в углу. Все это выполнено черными и белыми полосками (цветными карандашами) так, что начинает рябить в глазах.
Среди многообразия стилей, направлений и новшеств сложно разобраться без консультации специалиста (не историка искусства, а психиатра). Сами кураторы в релизе точно не могут сформулировать концепцию выставки: ссылаясь на философа Освальда Шпенглера, они утверждают, что «альтернативой прогресса выступает культурное многообразие». Здесь (то есть на сцене актуального искусства столицы Британии) активно развиваются последователи модернизма, абстракции, поклонники урбанистической среды с ее антиэстетическими отходами. Художники, представленные на выставке, - все сплошь участники всяческих биеннале(й) и крупных проектов. Например, британец Дуглас Уайт создает инсталляции из ненужного мусора. Сожженные мусорные баки с вставленными с ними бутылками – ошибка цивилизации, намек на требование искупления грехов перед экологией. Спокойная живопись Тима Брадена на тему балета смотрится несколько флегматичным отстранением от ужасающей действительности. Но мысль кураторов понятна – надо же было показать хоть немного и традиционной живописи, не все же пугать Москву вспоротыми кишками.
Впрочем, можно найти и потуги на концептуализм: инсталляция Джона Исаакаса, представляющая из себя половину дерева с встроенными в него лампочками называется «Я знаю этот мир… но он не такой, каким я себе представляю.. он не то, о чем мне говорили..».
Есть место и гламурным тенденциям – так, на полках, сделанных Джеймсом Хопкинсоном, стоят золотые бутылки из-под шампанского, золотые зеркала, золотые канделябры. Все сверкает и слепит глаза. Эта инсталляция «Последние дни солнца» оказалась самой жизнерадостной на выставке, где странные произведения соседствуют с не менее странными и страшными перформансами.
В последнем зале зрителя ожидает интерактивная кульминация страшного сна: перформанс художницы Элоиз Форниелес, заточенной в клетку. Ваша задача – положить на стол перед художницей записку о прощении перед кем-нибудь. А уж она-то поиздевается над вашим сознанием вволю: сначала снимет с себя всю одежду под ужасающую монотонную музыку, затем надрежет висящую в клетке тушу свиньи, а потом вставит вашу записку в этот надрез. Затем, медленно порывшись в куче тряпья, оденется. Кто-то стоящий рядом снова передаст записку. Художница прочитает ее, сначала снимет с себя всю одежду под ужасающую монотонную музыку, затем надрежет висящую в клетке тушу свиньи, а потом вставит вашу записку в этот надрез. Кто-то, стоящий рядом с вами, напишет записку… Вас еще не стошнило? Чудеса, да и только!

Дуглас Уайтт

Дианн Бауер

фрагмент картины

перформанс

