"Божественный ветер" Танатос Банионис: пять жертв ради искусства.
« previous entry | next entry »
Mar. 3rd, 2009 | 02:55 pm
posted by:
asya_prazhskaya in
art_links
В последнее время часто посещает мысль: не все то искусство, что выставлено в галереях и музеях. Новые выставочные залы на Гоголевском бульваре (Государственный музей современного искусства Российской Академии Художеств) отданы под эксперимент над зрителем. В здании, где в начале 19 века собирались члены тайного общества декабристов, теперь экспериментирует самая таинственная на всем пространстве российского современного искусства художественная группировка «Танатос Банионис».
В эпоху засилья брендов, когда каждый художник хочет продвигать свое имя, имперсональность творчества этой группы товарищей в черных масках, не желающих открывать свои лица и называть фамилии, выглядит странноватым жестом. Да в их новом проекте «Божественный ветер» все может показаться странным, если анализировать произведения, показанные зрителю, с точки зрения неких эстетических критериев. Весь смысл проекта, как кажется на первый взгляд, крутится вокруг пяти девушек, которые отдали целиком свои спины под татуировки. Они могли отказаться от своего решения в любой момент, но прошли этот путь до конца, как японские камикадзе – летчики-смертники. Девушек пять, потому что в составе обычного звена летчиков-камикадзе находится пять самолетов: три - камикадзе и два — прикрытие.
Тут необходимо немного расшифровать понятия, чтобы осознать, что к чему. Слово «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — под таким названием остался в истории внезапно налетевший тайфун, утопивший в 1281 году флот хана Хубилая и тем самым спасший страну Ямато от завоевания. В 1944 году у понятия «камикадзе» появился новый смысл. Японское руководство прибегло к крайней мере, приступив к формированию отрядов пилотов-смертников. Вскоре эта идея начала успешно воплощаться в жизнь. Официальная пропаганда всячески поощряла культ самопожертвования во имя императора, связывая его с почитаемым в Японии самурайским кодексом чести «Бусидо».
Таким образом, ожидание преображения в результате длительного процесса нанесения татуировок, - является ключевым моментом в смысловой концепции проекта. Этот момент отсылает зрителя к японскому пониманию «пути воина» как категории божественного порядка, когда «человек земной» преображается в Вечность. Действительно, девушки получили себе рисунок на спине навечно, ибо сводить такую огромную татуировку невероятно сложно и больно, практически невозможно. Экспозиция строится собственно на поэтапной демонстрации в деталях всего процесса, несколько декоративно стилизованного под японскую культуру (каллиграфия, разбросанные кисточки выглядят бутафорским декором, что, конечно, вызывает язвительную улыбку). Хотя все действие было обыграно как ритуал - девушки перед процессом пили сакэ, как камикадзе. На первом этапе зритель видит видео-трансляцию «как это было»: люди в масках татуируют лежащих моделей по специальному рисунку. Этот этап вам нужно пройти по нескольким залам: сначала увидеть очень натуралистичное видео на нескольких мониторах, рассмотреть изображения в лайт-боксах (татуированные на фоне храма Ясукуни-Дзиндзя), потом разглядеть большие фотографии спин и сделать вывод, что все татуировки разные.
Второй этап – утомительно однообразное видео с самолетами, цветами, снегом. Хотя нельзя не отметить, что военная тематика - излюбленная в творчестве объединения, достаточно вспомнить медиа-инсталляцию "Солдатская библия", которая вошла в лонг-лист премии Кандинского в номинации Медиапроект года.
Ну и третий этап – собственно «живые произведения искусства» - татуированные девушки, сидяшие в отдельной комнате за стеклом. В отличие от Вима Дельвуа, который делает татуировки на спинах живых свиней, а потом снимает шкурки с рисунком, «живые произведения» Танатос Банионис, надеюсь, умрут своей смертью, прожив долго и счастливо в качестве неких арт-объектов, или же просто не очень умных людей. Ибо какая ж нормальная женщина отдаст свою спинку под такие ужасающие тату? Проходящий мимо один коллекционер на мой вопрос «а не купить ли татуированную спину?» иронически заметил: «так ее же кормить надо!» Действительно, есть в этом уже что-то совсем порочное: купить живой арт-объект, кормить его, содержать, лечить до старости, чтобы потом шкурку с рисунком передать по наследству потомкам. Такой вот перформанс. Я шучу, конечно. Просто любопытно, до каких границ дойдут показы современного искусства лет через цать? Мне кажется, дойдет до того, что запросто можно будет устраивать массовые арт-самоубийства в музеях современного искусства. На выставки нужно будет приходить только в сопровождении личного психотерапевта. Только для экспериментов больше подходят научные лаборатории, а в университетах будущие искусствоведы не проходят спецкурс по стрессоустойчивости.
Так вот, пройдя три вышеописанных этапа, зритель сам уподобляется «воину-камикадзе». Собственно, весь этот проект – о воли и выборе. Вы можете выбрать свой путь путешествия по залам, можете отказаться от него и совсем уйти. В вашей воле считать творчество Танатос Банионис искусством или нет. Но кажется, что эксперимент над зрителем удался – нас завораживают скрытые смыслы, люди в черных одеждах (это подсознательное), нас возбуждает сама мысль о том, что человек может стать ходячим произведением искусства. Продолжение следует…
татуированные на фоне фотографии

лайтбокс

документация процесса в деталях

фото



а между прочим, в доме, где проходит выставка..

татуированные девушки выходят из комнаты
процесс нанесения тату на спину
Эксклюзивное интервью с "Танатос Банионис" в АртХронике
В эпоху засилья брендов, когда каждый художник хочет продвигать свое имя, имперсональность творчества этой группы товарищей в черных масках, не желающих открывать свои лица и называть фамилии, выглядит странноватым жестом. Да в их новом проекте «Божественный ветер» все может показаться странным, если анализировать произведения, показанные зрителю, с точки зрения неких эстетических критериев. Весь смысл проекта, как кажется на первый взгляд, крутится вокруг пяти девушек, которые отдали целиком свои спины под татуировки. Они могли отказаться от своего решения в любой момент, но прошли этот путь до конца, как японские камикадзе – летчики-смертники. Девушек пять, потому что в составе обычного звена летчиков-камикадзе находится пять самолетов: три - камикадзе и два — прикрытие.
Тут необходимо немного расшифровать понятия, чтобы осознать, что к чему. Слово «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — под таким названием остался в истории внезапно налетевший тайфун, утопивший в 1281 году флот хана Хубилая и тем самым спасший страну Ямато от завоевания. В 1944 году у понятия «камикадзе» появился новый смысл. Японское руководство прибегло к крайней мере, приступив к формированию отрядов пилотов-смертников. Вскоре эта идея начала успешно воплощаться в жизнь. Официальная пропаганда всячески поощряла культ самопожертвования во имя императора, связывая его с почитаемым в Японии самурайским кодексом чести «Бусидо».
Таким образом, ожидание преображения в результате длительного процесса нанесения татуировок, - является ключевым моментом в смысловой концепции проекта. Этот момент отсылает зрителя к японскому пониманию «пути воина» как категории божественного порядка, когда «человек земной» преображается в Вечность. Действительно, девушки получили себе рисунок на спине навечно, ибо сводить такую огромную татуировку невероятно сложно и больно, практически невозможно. Экспозиция строится собственно на поэтапной демонстрации в деталях всего процесса, несколько декоративно стилизованного под японскую культуру (каллиграфия, разбросанные кисточки выглядят бутафорским декором, что, конечно, вызывает язвительную улыбку). Хотя все действие было обыграно как ритуал - девушки перед процессом пили сакэ, как камикадзе. На первом этапе зритель видит видео-трансляцию «как это было»: люди в масках татуируют лежащих моделей по специальному рисунку. Этот этап вам нужно пройти по нескольким залам: сначала увидеть очень натуралистичное видео на нескольких мониторах, рассмотреть изображения в лайт-боксах (татуированные на фоне храма Ясукуни-Дзиндзя), потом разглядеть большие фотографии спин и сделать вывод, что все татуировки разные.
Второй этап – утомительно однообразное видео с самолетами, цветами, снегом. Хотя нельзя не отметить, что военная тематика - излюбленная в творчестве объединения, достаточно вспомнить медиа-инсталляцию "Солдатская библия", которая вошла в лонг-лист премии Кандинского в номинации Медиапроект года.
Ну и третий этап – собственно «живые произведения искусства» - татуированные девушки, сидяшие в отдельной комнате за стеклом. В отличие от Вима Дельвуа, который делает татуировки на спинах живых свиней, а потом снимает шкурки с рисунком, «живые произведения» Танатос Банионис, надеюсь, умрут своей смертью, прожив долго и счастливо в качестве неких арт-объектов, или же просто не очень умных людей. Ибо какая ж нормальная женщина отдаст свою спинку под такие ужасающие тату? Проходящий мимо один коллекционер на мой вопрос «а не купить ли татуированную спину?» иронически заметил: «так ее же кормить надо!» Действительно, есть в этом уже что-то совсем порочное: купить живой арт-объект, кормить его, содержать, лечить до старости, чтобы потом шкурку с рисунком передать по наследству потомкам. Такой вот перформанс. Я шучу, конечно. Просто любопытно, до каких границ дойдут показы современного искусства лет через цать? Мне кажется, дойдет до того, что запросто можно будет устраивать массовые арт-самоубийства в музеях современного искусства. На выставки нужно будет приходить только в сопровождении личного психотерапевта. Только для экспериментов больше подходят научные лаборатории, а в университетах будущие искусствоведы не проходят спецкурс по стрессоустойчивости.
Так вот, пройдя три вышеописанных этапа, зритель сам уподобляется «воину-камикадзе». Собственно, весь этот проект – о воли и выборе. Вы можете выбрать свой путь путешествия по залам, можете отказаться от него и совсем уйти. В вашей воле считать творчество Танатос Банионис искусством или нет. Но кажется, что эксперимент над зрителем удался – нас завораживают скрытые смыслы, люди в черных одеждах (это подсознательное), нас возбуждает сама мысль о том, что человек может стать ходячим произведением искусства. Продолжение следует…
татуированные на фоне фотографии

лайтбокс

документация процесса в деталях

фото



а между прочим, в доме, где проходит выставка..

татуированные девушки выходят из комнаты
процесс нанесения тату на спину
Эксклюзивное интервью с "Танатос Банионис" в АртХронике
(no subject)
from:
idzanami_yaki
date: Mar. 3rd, 2009 01:02 pm (UTC)
Link
Reply | Thread
(no subject)
from:
gerzo
date: Mar. 3rd, 2009 01:04 pm (UTC)
Link
Наш зритель себя "в обиду не даст", особенно православный, как мы видим по разгромам выставок
и бесконечным судам.
Выставка получилась очень хорошая и интересная.
Лет 10 в этом здании находился Горком Художников графиков и тоже в этих залах проходили
выставки бывших членов с Малой грузинской 28, так что члены тайного общества не были в претензии на художников.
Reply | Thread
(no subject)
from:
ray_tooz
date: Mar. 3rd, 2009 02:27 pm (UTC)
Link
Reply | Thread
(no subject)
from:
eva_interior
date: Mar. 3rd, 2009 02:27 pm (UTC)
Link
Reply | Thread
(no subject)
from:
lady_sumerki
date: Mar. 3rd, 2009 03:03 pm (UTC)
Link
Reply | Thread
(no subject)
from:
kumpara
date: Mar. 3rd, 2009 07:04 pm (UTC)
Link
скачать бесплатнософт для Windowsкосметика и парфюмериямагазин сотовых телефоновновые игры
Reply | Thread
(no subject)
from:
napa1m
date: Mar. 8th, 2009 04:26 pm (UTC)
Link
Reply | Thread