стоп.снято. (asya_prazhskaya) wrote in art_links,
стоп.снято.
asya_prazhskaya
art_links

Categories:

"Божественный ветер" Танатос Банионис: пять жертв ради искусства.

В последнее время часто посещает мысль: не все то искусство, что выставлено в галереях и музеях. Новые выставочные залы на Гоголевском бульваре (Государственный музей современного искусства Российской Академии Художеств) отданы под эксперимент над зрителем. В здании, где в начале 19 века собирались члены тайного общества декабристов, теперь экспериментирует самая таинственная на всем пространстве российского современного искусства художественная группировка «Танатос Банионис».


В эпоху засилья брендов, когда каждый художник хочет продвигать свое имя, имперсональность творчества этой группы товарищей в черных масках, не желающих открывать свои лица и называть фамилии, выглядит странноватым жестом. Да в их новом проекте «Божественный ветер» все может показаться странным, если анализировать произведения, показанные зрителю, с точки зрения неких эстетических критериев. Весь смысл проекта, как кажется на первый взгляд, крутится вокруг пяти девушек, которые отдали целиком свои спины под татуировки. Они могли отказаться от своего решения в любой момент, но прошли этот путь до конца, как японские камикадзе – летчики-смертники. Девушек пять, потому что в составе обычного звена летчиков-камикадзе находится пять самолетов: три - камикадзе и два — прикрытие.

Тут необходимо немного расшифровать понятия, чтобы осознать, что к чему. Слово «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — под таким названием остался в истории внезапно налетевший тайфун, утопивший в 1281 году флот хана Хубилая и тем самым спасший страну Ямато от завоевания. В 1944 году у понятия «камикадзе» появился новый смысл. Японское руководство прибегло к крайней мере, приступив к формированию отрядов пилотов-смертников. Вскоре эта идея начала успешно воплощаться в жизнь. Официальная пропаганда всячески поощряла культ самопожертвования во имя императора, связывая его с почитаемым в Японии самурайским кодексом чести «Бусидо».

Таким образом, ожидание преображения в результате длительного процесса нанесения татуировок, - является ключевым моментом в смысловой концепции проекта. Этот момент отсылает зрителя к японскому пониманию «пути воина» как категории божественного порядка, когда «человек земной» преображается в Вечность. Действительно, девушки получили себе рисунок на спине навечно, ибо сводить такую огромную татуировку невероятно сложно и больно, практически невозможно. Экспозиция строится собственно на поэтапной демонстрации в деталях всего процесса, несколько декоративно стилизованного под японскую культуру (каллиграфия, разбросанные кисточки выглядят бутафорским декором, что, конечно, вызывает язвительную улыбку). Хотя все действие было обыграно как ритуал - девушки перед процессом пили сакэ, как камикадзе. На первом этапе зритель видит видео-трансляцию «как это было»: люди в масках татуируют лежащих моделей по специальному рисунку. Этот этап вам нужно пройти по нескольким залам: сначала увидеть очень натуралистичное видео на нескольких мониторах, рассмотреть изображения в лайт-боксах (татуированные на фоне храма Ясукуни-Дзиндзя), потом разглядеть большие фотографии спин и сделать вывод, что все татуировки разные.
Второй этап – утомительно однообразное видео с самолетами, цветами, снегом. Хотя нельзя не отметить, что военная тематика - излюбленная в творчестве объединения, достаточно вспомнить медиа-инсталляцию "Солдатская библия", которая вошла в лонг-лист премии Кандинского в номинации Медиапроект года.
Ну и третий этап – собственно «живые произведения искусства» - татуированные девушки, сидяшие в отдельной комнате за стеклом. В отличие от Вима Дельвуа, который делает татуировки на спинах живых свиней, а потом снимает шкурки с рисунком, «живые произведения» Танатос Банионис, надеюсь, умрут своей смертью, прожив долго и счастливо в качестве неких арт-объектов, или же просто не очень умных людей. Ибо какая ж нормальная женщина отдаст свою спинку под такие ужасающие тату? Проходящий мимо один коллекционер на мой вопрос «а не купить ли татуированную спину?» иронически заметил: «так ее же кормить надо!» Действительно, есть в этом уже что-то совсем порочное: купить живой арт-объект, кормить его, содержать, лечить до старости, чтобы потом шкурку с рисунком передать по наследству потомкам. Такой вот перформанс. Я шучу, конечно. Просто любопытно, до каких границ дойдут показы современного искусства лет через цать? Мне кажется, дойдет до того, что запросто можно будет устраивать массовые арт-самоубийства в музеях современного искусства. На выставки нужно будет приходить только в сопровождении личного психотерапевта. Только для экспериментов больше подходят научные лаборатории, а в университетах будущие искусствоведы не проходят спецкурс по стрессоустойчивости.

Так вот, пройдя три вышеописанных этапа, зритель сам уподобляется «воину-камикадзе». Собственно, весь этот проект – о воли и выборе. Вы можете выбрать свой путь путешествия по залам, можете отказаться от него и совсем уйти. В вашей воле считать творчество Танатос Банионис искусством или нет. Но кажется, что эксперимент над зрителем удался – нас завораживают скрытые смыслы, люди в черных одеждах (это подсознательное), нас возбуждает сама мысль о том, что человек может стать ходячим произведением искусства. Продолжение следует…

татуированные на фоне фотографии




лайтбокс


документация процесса в деталях



фото







а между прочим, в доме, где проходит выставка..



татуированные девушки выходят из комнаты



процесс нанесения тату на спину


Эксклюзивное интервью с "Танатос Банионис" в АртХронике
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments