как мы надеемся, поднятая тема будет небезинтересна многим...
Pax vobiscum!
Когда мы, творческие люди и ценители искусства, сталкиваемся с фактами того, что художественно очевидно беспомощное, эстетически абсолютно пустое произведение вдруг появляется в фокусе широкого публичного обсуждения, высоко котируется на арт-рынке, мы в недоумении поводим плечами: "Как подобное может вызывать такой интерес?" Недоумение у нас вызывает и факты, когда бесспорно талантливое, новаторское произведение
остается абсолютно незамеченным.
Как и почему такое стало возможным?
Разгадка довольно проста.
В современном культурном сообществе существует закрытый элитарный круг людей, состоящий из крупнейших галеристов, руководителей музеев, критиков, искусствоведов, издателей, кураторов, продюссеров, который устанавливает неписаные законы функционирования арт-мира и его конвенциональную шкалу «ценностей». Этот круг мы с полным основанием можем назвать своего рода Арт-номенклатурой. Ее возникновение и процветание есть закономерное следствие общей ситуации в современной культуре - господство постмодернистского абсолютного релятивизма, ситуации полного отсутствия каких-либо эстетических, этических и идейных критериев художественного произведения.
В такой ситуации именно Арт-номенклатура определяет, кто из художников, поэтов, писателей и т.п. занимает первые позиции в арт-мире, именно она устанавливает конвенциональные рамки "качественного" и "низкокачественного" искусства. Под пятой Арт-номенклатуры находится весь арт-рынок. Без ее одобрения, без принятия ее правил игры художник обречен на маргинальное прозябание где-то на задворках современного мира культуры.
Можно ли изменить это?
Очевидно, что подавляющему большинству художников, и, что не менее важно,
широчайшему кругу ценителей подлинного искусства такое положение дел
представляется неприемлемым. Мирится с ним нельзя, если мы не хотим стать
соучастниками погубления полноценного культурного пространства. Но каким образом можно изменить ситуацию? Ответ следует искать в той же плоскости, где находится источник силы и вляния Арт-номенклатуры. Кощеева игла Арт-номенклутуры это эстетический релятивизм. Мы можем и должны сломать эту иглу если вновь введем в поле культуры систему эстетических критериев. Понятно, что это в свою очередь предполагает некую систему координат, позволяющую ориентироватся в бездонном море новых произведений. Речь никоим образом не идет о каких-то четко очерченных форматах, речь идет о парадигмальных основаниях творчества.
Не так давно наше движение сделало шаг в этом направлении, предложив на обсуждение общественности программный документ - Манифест футуристического плюрализма. В контексте поднимаемой здесь темы
мы, однако, отнюдь не рассматриваем идеи Манифеста как единственный ориентир для художника. Пусть в мире искусства расцветают сто цветов и соперничают сто школ! Главное, чтобы они расцветали на почве оригинальной концепции, идеи, главное, чтобы у них было четкое, не размытое постмодернизмом видение и ориентация. Это неизбежно приведет к благотворному перелому - подрыву господства Арт-номенклатуры. И тогда все увидят, что король на самом деле голый.
Вторым сокрушительным ударом по Арт-номенклатуре будет координация усилий
различных арт-направлений, школ, тенденций, отдельных художников в деле
создания независимого от Арт-номенклатуры поля диалога творец - потребитель духовных благ. Задача состоит в том, чтобы выставочные залы и галереи, музеи и издательства, теле и радиоэфир из мест, где Арт-номенклатура, по своим прихотям и в своих интересах, лепит очередных "кумиров", превратить в место встречи с подлинным искусством.
Лозунг творцов сегодня один:
"Думать и объединяться!"