Появление в музее д'Орсе картины Густава Курбэ "Происхождение Мира" (L'origine Du Monde) в 1995г было так же скандально, как и в 1866г, когда Курбэ, в 47 лет, написал ее по просьбе бывшего турецкого дипломата Халил Бека (Khalil-Bey), прибывшего из Санкт Петербурга в Париж для лечения сифилиса, который он получил в России. B начале Халил Бек заказал Курбэ Венеру, которая по словам Халиля была бы "голой, даже больше, чем голой", но Курбэ отказался, и на свет появилась работа, вокруг которой не умолкают теории психоанализа и дискуссии искусствоведов. Однако, картина не долго пробыла у своего изначального заказчика и вскоре Халил Бек должен был продать ее из-за долгов. Халил Бек умер в 1879г.
Предполагается, что картину выкупил у Халила коллекционер антиквариата Антнуан де ла Нард (Antoine de la Narde). После Халиль Бека, новые владельцы этой картины не афишировали ее на публике и только в 1910г венгерский барон Франсуа де Хаватри (baron Francois de Hatvany) заявил о собственности на нее. Принято считать, что семейство де Хаватри было владельцем этой картины до 1955г. В 1947 г., они были вынуждены бежать от коммунистического режима и барону Франсуа де Хаватри было разрешено взять с собой только одну картину, что он и сделал, увезя "Происхождение Мира" с собой в Париж. Однако, несмотря на то, что она присутствовала во всех каталогах Г.Курбэ, экспозиций "L'Origine Du Monde" не было.
В 1955 году картина была продана на аукционе за полтора миллиона франков. Новым владельцем "Происхождения Мира" стал психоаналист Ж.Локан (Jacgues Lacan) совместно со своей любовницей-актрисой Сильвией Батай (Sylvia Bataille). Локан попросил Андре Мессона (Masson), своего сводного брата, приделать к раме двойное дно и написать еще одну картину поверх его. Мессон написал сюрреалистическую версию оригинала, которая и была помещена поверх L'Origine Du Monde. Нью Йоркская публика имела честь наблюдать этот вариант оригинала в 1988 г во время выставки Courbet Reconsidered show в Бруклинском Музее ( Brooklyn Museum), а так же в 2008 году на выставке Gustave Courbet в Metropolitan Museum of Art .
Жак Локан посвятил L'Origine Du Monde несколько своих лекций, и выпустил книгу " Четыре основных концепций психоанализа" (Le seminaire /livre XI), где приводит базовые примеры на картине: "... что такое картина ? это объект, который смотрит на нас, трансформируя в свою очередь нас в картину..." Актриса Сильвия Батай часто выступала с публикацией искусствоведческого характера, где говорила о картине Курбэ, что это " розовое тело на черном, молчаливая вечность..."
После смерти Локана, родственники, в попытках заплатить меньше налогов на наследство, подарили картину Курбэ музею д'Орсе в 1993, который выставил ее на публичный показ с 1995г.
Хотя Кyрбэ рисовал не только по теме сексуальной свободы, он стал известен, как представитель романтического реализма, рисуя от пейзажей до сцен рабочих. В 1870г Кyрбэ отказался от ордена Почетный Легионер (Legion d'Honneur), и будучи анархистом, присоединился к Коммуне, призывая разрушить Вандомскую площадь, как символ империализма, за что позже получил 6 месяцев тюрьмы. В 1873 году правительство Франции прислало Густаву Курбэ приказ о восстановлении площади за его счет (323 091 028 франков) и Курбэ вынужден был бежать в Швейцарию, где и умер от цирроза печени 31 декабря 1877г.
Очень часто мы делаем выводы об искусстве по наличию имени того или иного художника в учебниках и музеях, редко кто из нас задумывается, что именно значило само произведение для той эпохи, в которой оно было написано. Я лично считаю эту картину одним из наиважнейших полотен в истории искусства. Почему? Потому что оно по сей день представляет собой все то, о чем в нашем современном, цивилизованном обществе не принято говорить. Поколение за поколением воспитывается стыдиться собственного тела, считать неправильными формы, неукладывающиеся в стандарты моды и поп культуры, скрывать основную часть полового органа кусочком ткани или черной полоской посреди голубого экрана и считать, что именно так приемлемо. Если мы до сих пор открываем рот при виде этой картины в музее д'Орсе, вступаем в дискуссии и дебаты, говорим о том повесили или не повесили ли бы на стену в доме и стоит ли ее показывать детям, осознавая при этом, что картина эта была написана за долго до изобретения бикини и сексуального образования, думаю это одно залсуживает задуматься над тем на сколько важным может оказаться одно полотно.