деприватизация и регуманизация (halfaman) wrote in art_links,
деприватизация и регуманизация
halfaman
art_links

Духовные практики и пространственные иконы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Приглашает Вас принять участие

в Международном научно-методологическом семинаре

«Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное»

под руководством А.М. Лидова.

Семинар проводится совместно с Институтом синергийной антропологии

Семинар будет проходить в Белом зале Президиума РАХ по адресу:

Пречистенка, 21. Заседание состоится в среду, 22 апреля в 17:00

Тема семинара:

Сергей Сергеевич Хоружий

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ

I. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНЫХ ПРАКТИК И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ ИСИХАЗМА.

1) Духовная практика – феномен и парадигма


Новая антропология ставит в центр исследования и описания человека антропологические практики. Из них наиболее существенны те, в которых формируется конституция человека, и антропологический опыт является конститутивным опытом. В частности, подход синергийной антропологии выявляет особое антропологическое значение духовных практик, создаваемых мировыми религиями. Круг их включает православный исихазм, исламский суфизм, практики восточных религий (различные школы йоги, даосизм и др.). Духовная практика – процесс последовательного самопреобразования человека, направленного к достижению некоторого «высшего духовного состояния», или «Телоса», не принадлежащего горизонту эмпирического существования человека. Телос определяется представлениями соответствующей религии об абсолютном божественном бытии и, реализуя устремленность человека к нему, духовная практика несет в себе чистый квинтэссенциальный опыт своей религии, служа ее духовным ядром. Онтологическая внеположность, «инобытийность» Телоса диктует важнейшую особенность духовной практики: она должна обладать полным органоном своего опыта – сводом правил, полностью определяющих устройство, организацию, проверку и толкование опыта. Общая структура духовных практик следует ступенчатой парадигме, где каждой из ступеней отвечает определенная конфигурация собрания всех энергий человеческого существа – «антропологическая энергоформа».

2) Строение Исихастской Лествицы

Ступени исихастской практики, образующие т. наз. «Райскую Лествицу» (св.Иоанн Лествичник, 7в.), описывают духовно-антропологический процесс, продвигающийся от «Врат Духовных» (metanoia, обращение, покаяние) к Телосу, отождествляемому с Обожением (theosis, совершенное соединение энергий человека с Божественной энергией, благодатью). Для нашей темы существенно крупное членение этой Лествицы: в ней можно выделить группу начальных ступеней (сознание аскета еще занято отношениями с мирской стихией), центральную группу (сознание, совершая свою кардинальную перестройку, создает «онтодвижитель» – сцепку активностей Молитва – Внимание, дающую возможность восхождения по Лествице) и группу высших ступеней, на подступах к телосу (раздел практики, известный как «Феория», созерцание). В центральной и высшей частях, восхождение принимает характер спонтанного порождения восходящей к Телосу-Обожению иерархии антропологических энергоформ.

II. ВИЗУАЛЬНЫЙ ОПЫТ vs. ИСИХАСТСКИЙ ОПЫТ: ИСХОДНАЯ ОППОЗИЦИЯ

1) Дихотомия собрания духовных практик в соответствии с личной/безличной природой их Телоса. Основные различия двух типов практик.

В практиках двух типов, продвижение к Телосу в своем существе может быть охарактеризовано как, соответственно, выстраивание себя или разравнивание себя. Первому типу отвечает генерация новых модусов субъектности, структур личности и идентичности, второму – демонтаж прежних.

В практиках первого типа, базовый динамический элемент – молитва, ведущий перцептивный дискурс – аудиальный, «горячий» (по Маклюэну).

В практиках второго типа, базовый динамический элемент – образная медитация, ведущий перцептивный дискурс – визуальный, «холодный» (по Маклюэну).

2) Исихастская оппозиция аудио и видео дискурсов: Возгревание чувств – изгнание образов.

Св.Феофан Затворник: «Теплоту сердца возгревать спешите!»

Он же: «Молясь, надо изгонять все образы из головы».

Оппозиция – прямое следствие того, что фундаментальное отношение человек – Бог актуализуется исихазмом в стихии личного общения.

III. ОТ ОППОЗИЦИИ – К КООПЕРАЦИИ: ВИЗУАЛЬНЫЙ ОПЫТ В РАСШИРЕННОМ РЕЛИГИОЗНОМ КОНТЕКСТЕ

1) Духовная практика и смежные практики себя. Практики примыкающие и поддерживающие; практики культивации конституции.

2) Визуальный опыт в смежных практиках: альтернатива.

Оппозиция, утверждаемая исихастскими учителями, относится непосредственно к сфере квинтэссенциального опыта (Умного Делания), устанавливая, что визуальный опыт не допускается внутрь сей сферы – не является квинтэссенциальным опытом. Однако, если визуальный опыт входит в состав смежных практик себя, его отношение к квинтэссенциальному опыту априори открыто: он может быть как поддерживающим, так и препятствующим для сего последнего.

3) Гармоническое соподчинение визуального и квинтэссенциального опыта: базовый пример иконопочитания и другие примеры.

IV. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОПЫТ vs. ИСИХАСТСКИЙ ОПЫТ; ПАРАДИГМА САКРАЛИЗАЦИИ И ПАРАДИГМА ОБОЖЕНИЯ

1) Парадигма сакрализации: генезис, конституция, типология. Икономия сакрализации и икономия обожения в историческом взаимодействии.

2) Пространственный опыт и квинтэссенциальный опыт. Пространственность Евхаристии как «пространственность обожения». Сакральные пространства в их отношении к сфере обожения: альтернатива, аналогичная ситуации визуального опыта. Проблема гармонического соподчинения пространственного и квинтэссенциального опыта.

Литература:

С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М., 1998

Он же. Концепты духовной практики и отверзания чувств // Он же. О старом и новом. СПб., 2000.С.353-421.

Он же. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема // Он же. Очерки синергийной антропологии. М., 2005. С.183-215.

Об авторе

Сергей Сергеевич Хоружий – один из самых значительных российских философов, разработавший концепцию синергийной антропологии, наиболее авторитетный специалист по истории русской религиозной философии.

Основатель (2005) и директор Института Синергийной Антропологии.

Научный руководитель Центра Синергийной Антропологии ГУ Высшая Школа Экономики. Почетный профессор ЮНЕСКО (по кафедре сравнительных исследований духовных традиций). Главный научный сотрудник Института Философии РАН.

Автор многочисленных научных трудов, опубликованных на разных языках. Основные книги: Диптих безмолвия (1991), После перерыва. Пути русской философии (1994), К феноменологии аскезы (1998), Очерки синергийной антропологии (2005).

Концепция семинара «Пространственные иконы» (Алексей Лидов):

Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о "пространственных иконах", а именно о конкретных проектах создания "иконических" образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти "иконы" не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом "пространственные иконы" задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих "срежиссированное" целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время. Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума.

Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006). Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.

Subscribe

  • Н.А. Лаков "Узбекский танец"

    Художник Н.А. Лаков "Узбекский танец" Николай Андреевич Лаков (05.05.1894,Москва - 28.02.1970, Москва), советский художник. Открытое письмо 1950…

  • Художник - оформитель : Ю.Левиновский

    О чем рассказала марка. Марка СССР 1969 год, октябрь. 52-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции Художник: Ю.Левиновский Юрий…

  • Художник И.Я. Дергилёв и открытки

    Дергилёв, Иван Яковлевич , 20 августа 1926, Большая Глушица Самарской губернии - 8 апреля 1997, Москва. Советский художник, график, автор множества…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment