В: Вы объявили, что вкладываетесь в реконструкцию русского павильона. А какая концепция поддержки искусства вам более близка — французская государственная модель или американская, где искусство поддерживают частные фонды?
О: Я противник любого социализма и верю только в частные институты, потому что они более эффективны. Франция — страна «большого государства», и принятая государственная модель поддержки и управления искусством там работает достаточно эффективно с XVII века. Но то, что американцы создали за последние 150 лет, просто не имеет аналогов. В США богатые люди покупали искусство, дарили коллекции музеям, создавали свои частные музеи, фонды. Так относительно быстро создать систему поддержки искусства, я думаю, возможно только через частные деньги. Это то, что государство сделать не в состоянии. Поэтому, конечно, мне ближе американская модель — мне вообще нравятся частные музеи, которые несут на себе печать личности их хозяина, и самые сильные потрясения я испытываю именно там.