Специальные гости: художник Андрей Бартенев и историк моды Александр Васильев
В 1998 году простой дизайнер из рекламного агентства Яков Каждан решил заняться большим искусством. Материалом для своих арт-проектов он выбрал БУМАГУ. Но он не стал делать из нее кораблики или журавликов. Он начал шить из нее одежду. И с помощью этой одежды устраивать крупные перформансы!
Успех и слава пришли очень быстро. Выставки пошли одна за другой. Он в огромном количестве создавал новые бумажные наряды и придумывал все новые перформансы. К 2002 году Яков стал мега-культовой фигурой в художественных тусовках двух столиц.
Но он понимал, что бумага очень ненадежный материал, и бумажная слава не менее эфемерна, чем платье, сшитое из вчерашних газет.
Поэтому в один прекрасный день он собрал свои произведения на арт-стрелке в Петербурге и сжег их. Процесс уничтожения своих художеств он снимал на камеру, становясь в этот момент уже не художником-перформансистом, а мастером видеоарта. И с тех пор уже не притрагивался к бумаге, как к объекту искусства.
Именно эту историю, немного изменив детали, рассказывает первый полнометражный дебют Якова Каждана "Дохлая кошка". Фильм был сделан на основе видеозаписей перформансов, а также и постановочных съемок и получился очень необычным. Здесь смесь сюжетного кино и видеоарта сочетаются в идеальной пропорции!
Яков Каждан: В этом фильме мне хотелось осмыслить нашу частную историю, которая оказывается более-менее общей. Она, естественно, завязана на наших биографических мотивах, но мне кажется, что там есть история нашего романа с арт-миром, с арт-системой. Может быть, не настолько однозначно, но, кажется, она считывается. Вначале все такие бедные, в разрушившемся Советском Союзе, но что-то начинается, и в конце, когда уже к середине 2000-х к художникам приходит слава и они вдруг оказываются «медийными фигурами». В данном случае я как раз говорю не о собственной биографии – это было бы наивно...
Читать далее...
Ксения Перетрухина, соавтор Якова Каждана: Я скажу одну вещь, которую Яша когда-то отметил, что мы всегда делали не то, что нужно. Меня раньше это расстраивало, а сейчас мне кажется, что это потрясающая стратегия. Попросту говоря, когда в моде было востребовано социально ориентированное искусство, мы занимались формальным искусством. Когда все пошли в формализм, то мы заинтересовались совершенно иными проектами. Не то чтобы была какая-то осознанная стратегия, но всё самое лучшее, что мне удалось сделать – это то, что мне нравится. Никогда мы не пыталась соответствовать чьим-то ожиданиям...
Интервью с Яковом Кажданом и Ксенией Перетрухиной...