garage_msk (garage_msk) wrote in art_links,
garage_msk
garage_msk
art_links

Categories:

ТРЕТЬЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - ОТКРЫЛАСЬ!

Photobucket

С 25 сентября по 25 октября в Центре современной культуры "Гараж" проходит основная экспозиция Третьей биеннале.
Все 8 500 квадратных метров заняты экспозицией "Против Исключения", собранной знаменитым куратором Жаном-Юбером Мартеном.
Каждую из своих выставко Жан-Юбер проектирует, как приключение, путь, который поможет понять главную идею, лежащую в основе подбора работ.
"Против исключения" - объединяет понятия «глобализации» и «уникальности» путем демонстрации произведений-гибридов, явившихся результатом бесчисленных культурных смешений, происходящих в современном мире.



Аннет МЕССАЖЕ
Воюющие миры, представленные в виде двух шаров с нарисованными на них континентами, - это метафора враждебности, социо- и геополитических конфликтов, экологических войн… Но, по словам самой художницы, «также и воздушный балет божественных тел».

Юлиус ПОПП
Слова, выбранные из различных новостных интернет-сайтов с помощью статистической компьютерной программы, перекодируются в картинки, образованные с помощью воды: 320 форсунок впрыскивают капли воды в электромагнитные клапаны. Компьютерная программа синхронизирует работу электромагнитных клапанов с тем, чтобы капли воды, падая, формировали растровый рисунок. Информационно-водная завеса – это метафора непрерывного потока информации, в котором мы постоянно находимся и из которого черпаем наши познания о мире.

Брацо Димитриевич
Проект «Случайный прохожий» существует уже несколько десятков лет – Брацо Димитриевич вешает гигантские фотографии никому не известных людей, случайных прохожих, на главных площадях и улицах разных городов мира. Художник иронизирует над нашими зрительскими рефлексами, ведь мы автоматически склонны причислять людей, изображенных на больших портретах, к влиятельным политическим фигурам или медийным знаменитостям. Но одновременно он дает понять, что никому неизвестный сегодня человек в последствии может оказаться великим.

Кoэн Ван Мехелен
Проект “Цыпленок-космополит”, суть которого заключается в скрещивании куриц и петухов разных пород из разных стран, стартовал в 2000 году и на сегодняшний день охватил весь мир. В Москве встретятся куры и петухи бельгийско-итальянской породы «малинская анкона» с курами и петухами русской «орловской» породы. В результате должны появиться цыплята-космополиты уже 13-го поколения – «малинские Орловы».
Но «Проект “Цыпленок-космополит” - это не столько сельскохозяйственный эксперимент, сколько метафора современного глобального мира с его представлениями о мультикультурном обществе (мирное сосуществования различных рас и национальностей), о генетике, клонировании и плодоносной природе.

Глория Фридман
Глория Фридман особенно известна своими «ожившими картинами» - инсталляциями, созданными из природных материалов, чучел оленей и косулей (а иногда и самих животных). Ее привлекает красота живой природа, которую она сопоставляет со слабостью любого человеческого упорядочивания. Кроме того работает с темой времени: его субъективного восприятия и исторического измерения. Этому посвящены обе работы из биеннального проекта.
«Искусство выживания» – это видео-документация «ожившей картины»: женщины и мужчины, пережившие Вторую мировую Войну медленно танцуют под ритмы легкой музыки. В конце, сопровождаемые титром «Искусство выживания», они выстраиваются перед портретами Бенито Муссолини, Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина.
Второй проект - «Живопись в Абсурдистане». Три посредственных пейзажа выполнены в период с 1933 по 1945 год тремя заурядными художниками: Эйзенхауэром, Гитлером и Черчиллем. А рядом с картинами колесо трагической истории, свастика из сапог немецких солдат: эти же самые люди намотали на это колесо тысячи человееских жизней. И невозможно понять, кто из них остался в истории победителем, а кто проигравшим, как невозможно с ходу определить, кому из них принадлежит каждый из пейзажей.

Шери Самба
Шерри Самба и Шерин Шерри – два художника из Демократической Республики Конго (бывший Заир).В 70-е годы благодаря их художественной группе «Движение народных художников» превратилась в настоящую культурную столицу. Художники обращаются к своему народу, но не языком традиционной культуры. Они говорят на современном, доступном языке, используя иконографию комиксов, газет, глянцевых журналов. Поначалу они рисовали вывески и расписывали стены в барах и магазинах. Как говорит Шерри Самба, они хотят изменить менталитет своих соотечественников и вызволить их из их собственной политической и культурной самоизоляции.
Картины Шерри Самба картины бичуют предрассудки и поясняют местные обычаи, говорят о сексе и болезнях, неравенстве и коррупции. Многие его работы автобиографичны. «Секрет маленькой рыбки, ставшей большой» – это язвительное повествование о том, как автор достиг художественной зрелости. Он же возникает на переднем плане «Священного долга ребенка-2» и становится главным героем «Человека, который питался живописью». В этих о долге ребенка художник бросает критический взгляд на различия в отношениях между родителями и детьми на Западе и в Африке, где дети почитают священным долгом заботиться о пожилых родителях, а не сдавать их в дома престарелых.

Шери Шерин
«Долговая тюрьма» и «Юг: помойка Севера?» – яркий пример содержательной насыщенности и политической остроты работ Шерена. В «Долговой тюрьме» взгляд зрителя постоянно возвращается к центральной фигуре – африканскому юноше, окруженному конфликтующими стимулами: наука и технология слева, традиции и община справа, духовность и образование вверху и внизу.
«Юг: помойка Севера?» косвенно напоминает зрителю о заражении токсичными отходами Берега Слоновой Кости в 2006 году. Шерен в этой работе выступает против загрязнения африканских природных ресурсов.

Дмитрий ЦВЕТКОВ
Сказка про репку; пародия на радикальных борцов за права животных (настоящие чучела одеты в искусственный мех); аллегория России с ее морозами и шубами; шуба как атрибут богатства; медведь - персонификация России – в позе Ленина… Ассоциативный ряд, предложенный Дмитрием Цветковым, может продолжаться до бесконечности.

Станислав ВОЛЯЗЛОВСКИЙ
«Шансон-арт» (термин, придуманный самим художником) – это современный лубок с элементами частушек, тюремно-блатного фольклора (шансон, тату), стенгазеты, политического плаката, комикса, психоделики, трэша… Поскольку Стас Волязловский нарочито отказывается от принятых в искусстве «профессионализма», «интеллектуализма» и проч., его работы выглядят как образцы народного творчества. Но в то же время, они очень исповедальны и автобиографичны, художник, что называется, «изливает душу» простым и легкодоступным языком.

Александр БРОДСКИЙ
Построить город будущего – мечта любого архитектора. Однако усилия архитектора тщетны, потому подобные утопические проекты либо остаются на бумаге (отсюда романтический термин «бумажная архитектура»), либо отправляются на помойку, в мусорный бак. Осуществить такой проект можно лишь в миниатюре – в макете. И конечно же, город зеркальных небоскребов в ржавых мусорных баках – это еще и фантастическая карликовая страна, куда зрители-великаны могут лишь заглянуть, но не войти.

Вольфган Тилльманс
Тильманс отстаивает право своих моделей быть собой. Изображая их настолько откровенно, он проявляет их личную жизнь, показывая, что сами понятия «личная жизнь», «интимная жизнь» суть политические и навязанные обществом конструкты. Декламация собственной сексуальной ориентации равносильна требованию принять частную жизнь в социальном пространстве.

Вик МЮНИС
Серия «Картины из мусора» посвящена экологическим и гуманитарным проблемам современной Бразилии. Сам Вик Мюнис объясняет: «Этот проект я делал вместе с людьми, живущими и работающими на Жардим Грамачо, самой большой свалке отходов в мире. Находится эта свалка в Рио-де-Жанейро. В этом проекте я сотрудничал с людьми, которые живут тем, что перерабатывают «добро», найденное на свалке. Вскоре после нашего знакомства я предложил семерым сборщикам мусора сфотографироваться. Я создал портреты-аллегории, отсылающие к известным картинам, например, «Смерть Марата» Давида или «Гладильщица» Пикассо… Все средства от продажи портретов я решил передать Ассоциации сборщиков мусора Жардим Грамачо. Свалку неминуемо закроют, а это тяжкие последствия для 5000 мусорщиков и их семей, не имеющих иных средств к существованию».

Кимсуджа
Работа корейской художницы Кимсуджи посвящена проблеме миграции и тому особому
состоянию души, которое возникает при постоянном перемещении с места на место – человек теряет всяческие временные и пространственные ориентиры и вместе со своими пожитками живет в непрерывном движении.

ЭЛЬ АНАЦУИ
Гигантский «ковер», сотканный из расплющенных металлических бутылочных крышек, не только отсылает к традиционному африканскому народному творчеству, но и является вариацией на важную среди западных интеллектуалов тему – критика современной цивилизации. Технический прогресс открывает перед человечеством новые возможности и повышает «качество жизни». Но одновременно он портит жизнь: атомная энергия чревата радиоактивным заражением, а бутылочная крышка – гениальное изобретение, позволяющее бесконечно долго хранить напитки, - неотвратимо превращается в банальный мусор. Делая красивое, декоративное, искусство из мусора, Эль Анацуи показывает парадокс современного мира: пытаясь улучшить мир, мы губим его.

Хуан Юн Пин
Эта работа целиком – снизу доверху и слева направо – связана с представлениями о Ксуанву (гибриде черепахи и змеи). 10-метровая металлическая конструкция посередине образует арку и обретает форму движущейся змеи, одновременно являясь и «мостом». Внутри конструкции пять черепах, десять змей и несколько поддельных бронзовых статуэток династии Цин: драконы, Ксуанву, жабы и другие благожелательные символы. Под змеей (мостом) находится черепаха (стол), на которой копошатся насекомые. В глубине конструкции – Ксуанву.

Валерий КОШЛЯКОВ
Перед нами – изображение храма Эрехтейона на афинском Акрополе, сделанное при помощи скотча. Нарочитая «бедность» техники этой картины диссонирует с величием представленной на ней архитектуры. Используя недолговечный и непрочный скотч, Валерий Кошляков еще больше усиливает тему эфемерности классики – он словно во второй раз разрушает то, что уже было разрушено временем.

Ромуальд Азуме
«Cargo» Ромуальда Азуме (художника из Бенина, родившегося в католической семье племени йоруба) – это политическая метафора. Скутер – не просто транспортное средство: на точно таких же скутерах перевозили контрабандную нефть из Нигерии в Бенин. Канистры – не просто бытовой предмет, но и символ лишений жителей африканских стран, а кроме того, в них есть намек на традиционные маски, излюбленный предмет коллекционирования на Западе.
В целом работа – о социальном неравенстве, взаимоотношениях Европы и Африки, и капитализме, при котором сильный эксплуатирует слабого.

Кристоф Бюхель
Художник представил своеобразную интерпретацию «Трехгрошёвой оперы» Курта Вайля и Бертольда Брехта, подготовленную для третьей московской биеннале и посвященную этому событию. Спонсорские вливания исполняют в этой опере ведущую партию.

СИНИЕ НОСЫ
Б.У. Кашкин жил в Свердловске. Он был фотографом-абстракционистом, поэтом-концептуалистом, художником-перформансистом. Он варил фотонегативы, резал из дерева супрематические иконы, создал коллектив уличных перформансистов-подпевал. Но в советские времена он воспринимался как аутсайдер, а после смерти в 2005 году и вовсе был забыт. Музей Б.У. Кашкина, основанный группой «Синие носы», - это акт протеста против забвения художников-аутсайдеров. После Московской биеннале экспозиция переедет в постоянный Музей Б.У. Кашкина при Уральском государственном университете.

Тихару Шиота
Когда художнице было 9 лет, в ее доме случился пожар. Это был поджог: по чьей-то вине соседская семья лишилась крова и привычной жизни. Девочка украдкой разглядывала обнажившиеся внутренности сгоревшего жилья. Сгоревшее пианино издавало жалостные звуки умирающего музыкального инструмента. В течение короткого времени оно замолкло навсегда. Тихару была потрясена красотой обугленного пианино. И еще ей показалось, что у нее пропал голос и она сама погрузилась в вечную тишину. С тех пор Тихару много думает о красоте вещей и людей, утративших свою функциональность.

Афганские ковры
В 1979 году Советский Союз ввел в Афганистан свои войска. Во время этой войны появились первые афганские военные ковры. Племена белуджей, кочующие по южному Афганистану, начали включать в орнамент своих ковров «иконографию войны» – автоматы Калашникова, штурмовики, вертолеты и ручные гранаты. Кроме того, ковры менее тонкой работы создавали афганские беженцы, ушедшие в Иран и Пакистан во время советского вторжения в Афганистан. Позднее тема получила дальнейшее развитие, появилось много стилей и направлений. Например, представленный здесь красно-белый ковер относится к стилю, который обозначается словосочетанием «Soviet Exodus» («Советский Исход»). Ковры этого стиля рассказывают о выводе советских войск из Афганистана. Появление подобного картографического стиля связывают с именем итальянского художника-концептуалиста Алигьеро Боэтти, представителя направления Arte Povera. В 70-х и 80-х годах он создавал масштабные вышивки с изображением карты мира, а помогали ему в этом деле мастера из Пакистана и Афганистана. Очевидно, тогда же они и усвоили его изобразительный язык.

Альфред ДЖААР
История журналиста Кевина Картера, получившего за свой снимок престижную Пулитцеровскую премию, но затем, под давлением общественного мнения, покончившего с собой – это не обвинительный акт (ни фотографу, заснявшему кровавую сцену, ни обществу, его осудившему), а попытка ответить на извечный вопрос: имеет ли художник право лишь наблюдать за тем, как живут люди, или же он должен вмешиваться. Альфредо Джаар обращает этот вопрос и к зрителям, мучая их яркими, ослепляющими вспышками света.

Александр ЛОБАНОВ
Александр Лобанов – один из главных представителей искусства аутсайдеров. Почти всю жизнь он провел в психиатрической больнице и за полвека создал сотни рисунков, главной темой которых было оружие (любовь к оружию, вероятно, была следствием его собственной незащищенности). Его работы заставляют нас заново посмотреть на мир, полный идеологии и чреватый насилием.

Селест БУРСЬЕ-МУЖЕНО
Художник вспоминает: «В конце 1980-х я ради заработка трудился на стройке или ремонтировал квартиры. Однажды мне довелось провести несколько недель в полном одиночестве в чужом доме, где я должен был разрушить и заново сложить стены, отштукатурить их и покрасить. Тогда ради развлечения я принялся думать о звуках, сопровождавших мою работу, с точки зрения музыканта. В итоге я «перевел» их на музыкальный язык, интерпретировав как оркестровое звучание».
Практически все музыкальные инсталляции Бурсье-Мужено созданы с помощью звуков, производимых людьми и машинами в повседневной жизни и вовсе не предназначенных для создания музыки. В инсталляции «Отсюда до уха» у музыки два соавтора - сами зрители, входящие в вольер, и амадины, живущие в нем.

Фридерик БРЮЛИ БУАБРЕ
В возрасте 25 лет художнику было видение: «Небеса раскрылись пред моими глазами, и семь разноцветных солнц образовали круг изумительной красоты, а в центре этого круга была их Мать-Солнце». С тех пор Фредерик Брюли Буабре, живущий в Кот-д’Ивуаре, посвятил себя мистической цели – сохранить и передать древнее знание народа Бетэ, о котором и история «Барбю». Он создал сотни рисунков и текстов, объединенных по принципу энциклопедии, в которых размышляет на такие темы, как форма облаков, кожура фруктов или скорлупа ореха… В этом последовательном документировании истории и обычаев его общины выражен отклик на травматическое наследие колониализма и желание возродить искусство и мудрость Африки.

Павел ПЕППЕРШТЕЙН
Матрешка или Малевич – что является художественным образом России и ее национальным художественным стилем? Павел Пепперштейн провозгласил новый стиль – нацсупрематизм, - юмористический и ироничный, основанный на супрематизме, но дополненный элементами поп-арта и традиционного фольклора.

Уильям КЕНТРИДЖ
Название видео Уильяма Кетриджа – это русская поговорка, которой пользовались крестьяне, отрицавшие свою вину. Художник вычитал ее в стенограмме пленума ЦК ВКП(б), на котором сталинисты осуждали Бухарина. Тема же видео – печальная судьба русского художественного авангарда, чьи оправдания, как и бухаринские, в 1930-е годы и позднее лишь вызывали смех. Жанр фильма - мрачная гротескная комедия, так как только абсурдизмом, нарушающим связь между причиной и следствием, можно объяснить происходившее тогда.

Мишель БЛАЗИ
Свои инсталляции Мишель Блази называет парадоксально - «натюрморт-сад». Натюрморт по-французски – «мертвая природа». Сад – природа живая. Подменяя живую природу – мертвой, Блази говорит и о современном обществе потребления, и об экологии, и о «диком» и «домашнем» мире. А кроме того, он осуществляет мечту любого художника, совмещая два классических жанра – натюрморт и пейзаж.

Джамбава Маравили
Картины на древесной коре, созданные Джамбавой Маравили, представителем одного из племен австралийских аборигенов, посвящены традиционным верованиям, в частности, мифу о «праотце» - крокодиле Бору: «Бору спал, устроившись у костра, а его жена, Дхамилингу, в это время ела змей, сбрасывая чешую на голову мужа. Бору рассвирепел и швырнул жену в огонь. Но в пылу ссоры и сам подпалил себе шкуру, оттого, говорят, на его коже и появился такой характерный рисунок. Бору дал названия землям, принадлежащим многочисленным кланам народа Йиритья. Бору сказал: “Мое племя будет…” – и дал имена всем местам и людям. Мы называем себя кланом Мадаррпа, племенем соленой воды, крокодильим племенем. Я – один из них».

Асспасио Харонитаки
Аспассио Харонитаки, греческий художник, очень внимательно и трепетно относится к миру природы. Многие его ранние произведения посвящены животным. Недавняя же серия фотографий «Лунные цветы» создает прекрасный мир загадочных, фантастических растений. Его рентгенограммы будто обнажают, выявляют внутреннюю, скрытую от человеческого взгляда структуру растений.

Хайнц Мак
Инсталляция Хайнца Мака посвящена движению и той энергии, которой это движение заряжает окружающее пространство. В зависимости от скорости моторов, у зрителя возникают ощущения покоя либо беспокойства. Для самого художника этот образ связан еще и с визуальным переживанием военного времени: чтобы нарушить работу радаров, вражеские летчики скинули с неба тысячи полосок из фольги – на землю обрушился мистический световой дождь.

Юл Краер
Все рисунки выходят за пределы, заданные анатомией.

Jorg Lenzlinger&Gerda Steiner
Йорг Ленцлингер и Герда Штайнер. Комната трёх состояний- напряжение под метеоритом, встряска динамикой неустойчивости, и последнее – умиротворенная медитация .

Жан-жак ЛЕБЕЛЬ
Гигантское, сверкающее, переливающееся разными цветами, нежное, манящее, возбуждающее… Это – «Космическое лоно» - центр мироздания.

Erina Matsui
Три дня-три ночи. Автопортрет молодой японской художницы, пытающейся познать и принять себя через непривычный для восприятия ракурс.



Мы будем подробнее рассказывать о самых ярких работах "Против исключения" и авторах, а пока - очень большой пост, где есть ссылки на всех художников, представленных в "Гараже" и краткое описание работ, выставленных в рамках программы Третьей Биеннале.
Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments