AnySite (anysite) wrote in art_links,
AnySite
anysite
art_links

Categories:

...абсолютно вне времени


В одном из своих интервью фотограф Грегори Колберт сказал: «Меня интересует исследование вневременных, непреходящих чудес, так что нет никакой спешки и безотлагательности. Пять лет, десять, пятнадцать, - это ни на что не повлияет, поскольку то, что я делаю, абсолютно вне времени».

Очень странно слышать такое высказывание в ХХІ веке, когда время – деньги, а счет идет на минуты, когда темп жизни постоянно растет, и даже час рабочего времени ценится. Можно было бы считать эту фразу просто красивыми словами, если бы фотограф не доказал на практике, что время – действительно особая категория для него.
Колберт родился в Канаде в 1960 году. Он ничем не выделялся среди других юношей, перепробовал несколько профессий после школы. Пытался стать писателем, но особого успеха не достиг, увлекся фотографией и вскоре создал первую свою выставку… Впрочем, она не вызвала почти никакой реакции ни у критиков, ни у зрителей.
В 1992 году Грегори Колберт в прямом смысле исчез: около 10 лет о нем ничего не было слышно. Все эти десять лет он провел в экспедициях по экзотическим странам – посетил Шри-Ланку, Бирму, Эфиопию, Египет, Кению, Индию и многие, многие другие земли.

Результат сложно описать словами. Когда в 2002 году в Венеции открылась персональная выставка фоторабот Колберта «Пепел и снег», он стал знаменит мгновенно. На сегодняшний день выставки фотографа посетило около 10 миллионов человек по всему миру. Такая аудитория – немыслимый успех для прижизненной выставки одного фотографа.
Откуда такая популярность – понятно. Работы Колберта – особенная философия, волшебство и чудо. Сам художник говорит, что хотел бы открыть некий общий поэтический язык, доступный животным и людям, универсальный язык. Гармония человека и природы – тема более, чем банальная. Огромный процент создающихся по всему миру работ можно условно определить в эту категорию. Условно. В этом весь смысл. Гармония, изображенная на фотографиях Колберта – просто невообразима, она сверх понимания и восприятия. Что-то действительно вневременное, мифическое, что-то из области «начала времён»…
Десять лет понадобилось Грегори Колебрту, чтобы создать то, что он создал. И его работы вышли за пределы всех существующих жанров, они в корне отличны от всего ранее созданного.
Как все это получилось? В своих интервью художник не устает повторять несколько важных принципов, на которых построена вся его деятельность. Один из них – терпение. Терпение Колберта впечатляет: «Пять лет, десять, пятнадцать, - это ни на что не повлияет…» Прежде чем приступит к съемкам китов, команда работала с животными около двух месяцев. Практически ничего не снимая. «Но ты не спешить и не прикладываешь усилий. Слоны будут решать, или киты. Я буду работать по времени слонов» - наверно, готовность работать «по времени слонов» - ключ к удивительным образам и сказочной атмосфере, которые Колберт создает на своих картинах.

Для современного человека это просто нонсенс: два месяца готовиться к съемкам… Но если бы не такой подход, возможно, ничего бы не получилось. Колберт сам плавает с китами или слонами на фото. И это не монтаж. Это не монтаж, никаких цифровых технологий (невозможно поверить, да, в это невозможно поверить).
Вопросы «а не постановочные ли ваши фото?», «а может, это все монтаж?» звучали во многих интервью и статьях недоверчивых критиков. Колберт отвечает практически одно и то же:
«Людям страшно не хватает широты воображения, и они готовы искать подвох во всем, что выходит за пределы заданного восприятия мира. Я потратил 10 лет на путешествия не просто из любви к природе, а именно потому, что навязать свои желания огромному животному невозможно. Попытаться заставить силой танцевать кашалота, который может одним ударом хвоста переломить пополам 50-метровое судно - безумие. Глупо, более того, опасно думать, что человек в состоянии подчинить подобных гигантов своей воле. Наоборот, каждый сюжет может стать последним в твоей жизни.»

Для работы с животным (за время экспедиций художнику пришлось поработать с десятками видов!) Колберт рекомендует использовать тот же подход, который мы применяем в человеческом общении. Главное – не отказывать животному в способности чувствовать. «Действует тот же коммуникативный код, что и среди людей. Если ты нравишься объекту - контакт возможен. Если ты ему скучен, он уходит сам или предлагает уйти тебе. Человеку это ведь только кажется, что он маг и волшебник.»
Удивительно, что вся работа Колберта была профинансирована частными лицами – никаких фондов, грандов, инвесторов. Только частные лица, разделяющие философию художника.
Результатом его работы стали не только фотовыставки, но и полнометражный фильм, еще более впечатляющий, чем фото – «Пепел и снег». В течение часа перед зрителем разворачиваются удивительные картины, по-настоящему волшебные.

Для выставок фотоснимков Колберт использует «странствующий музей». Идея такого музея принадлежит ему самому. Это здание, которое может быть собрано, транспортировано и опять установлено. Фотограф напрочь отказывается проводить экспозиции в обычных галереях, презрительно называя их «типовыми». На выставке фотоснимки представлены в размере около двух метров и выполнены на специальном пергаменте по особенной технологии.
В данный момент Колберт планирует (или уже осуществляет – деятельность фотографа покрыта множеством тайн: он никогда не показывает «промежуточных результатов») экспедицию в Антарктику. Можно бесконечно фантазировать, какими будут антарктические фото Колберта, впрочем, нет сомнения, что они превзойдут даже самые смелые ожидания.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments