Андрей Мерянин (merjanin) wrote in art_links,
Андрей Мерянин
merjanin
art_links

Categories:

МЕРЯНСКИЙ ЭТНО ФУТУРИЗМ

МЕРЯНСКИЙ ЭТНО ФУТУРИЗМ

Я называю себя этнофутуристом. Этнофутуризм как художественное течение и мировоззрение на российских пространствах сформировался в Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в современность, воспользовались идеями, которые ранее сформулировали эстонские художники. По этому Удмуртия по праву считается родиной российского этнофутуризма.

Моление у Синь-камня - Мерянский Космос

Из Удмуртии идеи этнофутуризма довольно быстро распространились на соседние финно-угорские регионы Мордовию, Коми, Пермь и дошли до Восточной и Западной Европы. Но, хотя этнофутуристическому движению уже два десятка лет, до сих пор не прекращаются дискуссии, что же он собой представляет.

 

Вкратце основы этнофутуризма можно обозначить так: Это способ выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в глубоком кризисе. Возникновение и развитие этнофутуризма это в какой то степени подтверждение кризиса традиционной этнической самоидентификации, который имеет место быть в России. Он является отражением страха наших людей раствориться в массовой глобальной культуре. 

Постмодернизм конца 20-го века это пожалуй крайняя точка глобального кризиса культуры. Для людей эпохи постмодерна нет абсолютных ценностей, всё в жизни относительно. А если нет абсолюта, традиций, то по поводу всего можно иронизировать, играть смыслами, смешивать их. В итоге в основе постмодерна лежат тотальная игра, ирония и конечно - профанация. Из этого глобального кризиса ищутся разные пути выхода. Один из них - этнофутуризм. Для него главная ценностная система находится в народной архаике, в предках, традиционном мышлении, а значит нет места насмешке и цинизму. Этнофутуризм переносит традиционную ментальность в современность, и сохраняет её, используя современные средства выражения, информационные технологии, современный дизайн, электронную музыку, новые социальные и экономические модели. Появляется новая органика в которой разные формы вплетаются друг в друга и возникает ритуальный подтекст. Пожалуй современных этнофутуристов можно назвать шаманами 21 века. И это не случайно, средневековый кудесник, шаман был философом, врачом, психологом, жрецом и художником одновременно. 

http://merjamaa.ucoz.ru/proto_raketa.jpg

Шуйское Вознесение - Мерянский Космос

Корни российского этнофутуризма есть безусловно и в русском модерне начала 20 века. . Например, картины Билибина – разве это не миф о сказочно красивой богатырской финно-славянской России? Или живописные сказки Васнецова, образы которых восходят к самым архаичным корням нашей культуры…Это верно и потому. что Русский модерн был ответом на опасность раствориться в западноевропейской культуре, которая становилась нормой для российских городов того времени. 

http://merjamaa.ucoz.ru/kudesnik.jpg

Видение у Синь Камня - Мерянский Космос


ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/merjanskij_ehtno_futurizm/2010-11-15-102
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments