alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in art_links,
alexander pavlenko
alexander_pavl
art_links

Category:

Скандал в благородном семействе

Прошедший год для современного искусства был, мягко говоря, неудачным. Я об этом уже упоминал, и с момента упоминания положение не изменилось. А вот искусство, скажем так, мёртвых художников, напротив, на подъёме. Живопись ХХ века, не говоря уж о предыдущих веках, пользуется ураганным спросом, и цены на работы даже третьестепенных художников (при условии наличия юридически заверенного свидетельства о смерти) взлетели на художественном рынке до небес. Все хотят инвестировать в искусство, но только не в современное искусство.
Так что вряд ли стоит удивляться, что всё больше живописцев окунает свои кисти в суету и прочее, имея целью не выразить своё Я, а съимитировать кого-нибудь из великих мертвецов, трясущих почву искусства, в которую вцепились длинными костлявыми пальцами.
В 1920 году великий искусствовед Макс Фридлендер заметил: „Обычный путь появления нового шедевра прост: работа выныривает из ниоткуда, вызывает восторг экспертов, тщательно исследуется, получает свой приговор и снова исчезает в Океане Тьмы, оставив у всех причастных желание замолчать постыдную историю“. Примерно таким путём прошла „коллекция Вернера Егера“. Это знаменитая коллекция, в которой насчитывалось не менее 35 известных высокостоящих работ мастеров первой половины ХХ века, плюс ещё некоторое количество экспонатов, которые сам Егер, человек, очень известный в кругу коллекционеров, не особенно ценил.
После его смерти наследники начали потихоньку распродавать собрание, используя самые престижные аукционные дома. Особенно этот прооцесс оживился в последние годы, когда цены начали люто, бешено расти со вcё ускоряющейся скороcтью. Так, в 2006 году работа Хайнриха Кампендонка „Красная картина с лошадьми“ была продана за 2.6 миллионов евро, через некоторое время „Лежащая обнажённая с кошкой“ Макса Пехштайна ушла за полмиллиона, а за какую цену Райнхольд Вюрц приобрёл „Стаю“ Макса Эрнста, даже неизвестно. Какие-то многие миллионы, тем более, что картина относится к лучшим работам великого сюрреалиста.



Но в какой-то момент возникли сомнения, а в результате дополнительных экспертиз две внучки коллекционера, Елена Б.и Жанетта С. сели на скамью подсудимых. Общий ущерб от мошенничества составил примерно 80 миллионов евро. Такие дела.
Под следствием, что интересно, находится и супруг одной из внучек. Его имя пока не разглашается в интересах следствия, но известно, что это талантливый и неудачливый художник, не имевший ни малейшего коммерческого успеха. То есть, история ван Меегерена повторяется, хоть и не так пафосно.
Слухи о том, что с коллекцией что-то не так, уже несколько лет кружили в кругах, связанных с коллекционированием и музеями. Был даже случай, когда аукцион Кцестхас Лемпертц отказался принять для продажи некую работу. Однако Кристи, несравненно более престижный акционерный дом, проявил меньшую щепетильность и тем самым помог мошенницам сбыть несколько фальшивок.
А начался скандал с Ральфа Ентша, который является одним из серьёзнейших специалистов по искусству первой половины ХХ века, но, в отличие от большинства искусствоведов, сосредоточен на слежении траекторий, по которым двигалось большинство шедевров. В частности, он досконально изучил обстоятельства работы галереи Альфреда Флехтхайма, даже написал о ней книгу, и потому сразу же обнаружил фальсификацию наклейки на обратной стороне картины. «Дилетантская подделка!» - возмущался он в интервью журналу Weltkunst, имея в виду, что фальшивку подобного уровня стоило бы готовить более тщательно. Юмор заключается в том, что именно подчёркнуто небрежно изготовленные штемпели и наклейки реально существовавших довоенных галерей убеждали экспертов в подлинности картин. Дальше пошли химические анализы красок, использованных в картинах, и истина в очередной раз явилась взорам разочарованных любителей живописи: фальшивка.



А задумано было замечательно. Ведь «Красная картина с лошадьми» Кампердонка была известна специалистам только по подробным словесным описаниям. Репродукций или фотографий не существовало до тех пор, пока Елена Б.и Жанетта С. не явили её миру. О других работах тоже знали только по рассказам – но всё же знали, что такие работы художниками были сделаны.Например, от картины уже упоминавшегося Макса Пехштайна остался предварительный набросок – его как раз и использовали при создании фальшивки.



Заключить сию историю стоит утверждением, что попавшийся фальсифкатор всё же талантлив настолько, что Вюрц отказался верить в его авторство «Стаи» и заявил, что, картина в любом случае является жемчужиной его коллеции, и он всё равно внесёт «Стаю» в каталог работ Макса Эрнста. Поэтому упор в скандале вокруг «коллекции Егера» делают не на подделках, как таковых, а на непонятной снисходительности экспертов из высших аукционных домов, получающих высокие гонорары за работу, которую и не думают делать. В коррупции их не обвиняют, это было бы абсурдно. Их обвиняют в недостатке профессионализма, вот как.

Subscribe

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Н.Н.Сапунов "Маскарад"

    Николай Николаевич Сапунов ( 1880, Москва - 1912, Териоки под Санкт-Петербургом). Русский живописец и театральный художник, один из лучших…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Н.Н.Сапунов "Маскарад"

    Николай Николаевич Сапунов ( 1880, Москва - 1912, Териоки под Санкт-Петербургом). Русский живописец и театральный художник, один из лучших…