www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in art_links,
www.halloART.ru
chernov_vlad
art_links

Categories:

АЛЕКСАНДР ЛАБАС. На скорости XX века. Пресс-релиз выставки в ГТГ.

 
Александр Лабас, В полете. 1935, холст, масло. ГТГ

Владимир Черномашенцев, корр. Нового форума изобразительного искусства www.HalloArt.ru


АЛЕКСАНДР ЛАБАС. На скорости XX века

15 марта — 18 мая
Крымский Вал, 10, залы № 80–82

Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса представляют выставку одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств – Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983).

Работы А.Лабаса, экспериментатора и новатора в живописи, одного из учредителей Общества художников-станковистов (1925), в 1920–1930-х выставлялись на самых крупных выставках в стране и за рубежом, но после обвинения в формализме в середине 1930-х произведения мастера были "отлучены" от выставок и на десятилетия преданы забвению. Лишь на излете "оттепели", с 1966 года, они вновь стали доступны публике.



Александр Лабас, Метро. 1935, холст, масло. ГТГ

А.Лабасу, как и многим его современникам, был присущ интерес к аналитическому осмыслению пластических свойств живописи (характерно, что во Вхутемасе он преподавал композицию и цвет, а также цветоведение в физической лаборатории вместе с учеными-физиками). Отсюда поиски новых художественных приемов: "вибрирующих" света и цвета, необычных композиционных решений, ракурсов, подсказанных современными кино и фотографией. Позднее высказывание художника стало традиционней и сдержанней, сохранив колористическую прозрачность. Тема технического прогресса отступила, сменившись интересом к пейзажу и портрету. Но в последние годы жизни А.Лабас периодически стал обращаться к своим ранним художественным экспериментам.

"Александр Лабас. На скорости ХХ века" – первая персональная выставка мастера в Третьяковской галерее. Она приурочена к прошедшему в 2010 году 110-летию со дня его рождения. Для показа выбрана самая яркая и характерная для А.Лабаса тема, ставшая его "визитной карточкой", – тема скорости, полета, движения в пространстве. Работа над передачей этих образов продолжалась в течение всей жизни художника, но наиболее выразительные, ставшие знаковыми произведения данной тематики относятся к авангардным экспериментам А.Лабаса 1920-х – 1930-х годов. Именно этот, лучший и наиболее плодотворный период творчества художника стал центральным на выставке.

В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Театрального музея имени А.А.Бахрушина и из коллекции наследницы художника О.Бескиной-Лабас.





Александр Лабас, Октябрь в Ленинграде. 1928, холст, масло. ГТГ

Разделы экспозиции выстроены тематически. Большинство из них связаны с главной темой выставки – движение: в полете ("В кабине аэроплана", 1928, ГТГ; "Дирижабль и детдом", 1930, ГРМ; "Дирижабль над городом", 1932, ГМИИ), в водной стихии (серия "Крым", 1929–1939; "Катер с новыми пассажирами", 1936, ГРМ), в метро ("Строительство метро", 1933, ГРМ; "Метрострой", 1933, ГТГ), в автомобиле ("Скорая помощь", 1959, "Водитель машины", 1962, обе – собрание О.Бескиной-Лабас); в поезде ("Первый паровоз на Турксибе", 1931, ГТГ; "Поезд идет", 1929, ГРМ; "Едут", 1928, Собрание О.Бескиной-Лабас). Один из виднейших русских "постфутуристов", А.Лабас вместе с соратниками по группе ОСТ создал "романтический эпос" о социалистической утопии.

В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, незнакомых ранее человеку впечатлений от "чуда" полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно-прозрачная рафинированная живопись А.Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.

Раздел "Романтика Революции" демонстрирует экспрессивные "Октябрь в Петрограде" (1930, эскиз к картине, ГТГ), серию "Октябрь", возникшую во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х годов, и, которую, как и многие другие серии и циклы, художник развивал вплоть до 1970-х. В разделе "Путешествия" ритм и движение современных городов запечатлены А.Лабасом в многочисленных графических сериях ("Сочи", 1924; "Северный Кавказ", 1928; "Ташкент", 1942–1945).



Александр Лабас, Полет на Луну. 1935, холст, масло. ГТГ


Внутренним напряжением и тревогой наполнены графические листы, входящие в раздел "Москва и Подмосковье в дни войны". Образы в картинах "Города Будущего" предвосхищают прогресс человечества.

А.Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 1930-х он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, – 4-х метровая скульптура "Электрическая Венера", изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам 1927–1930-х годов ("ВХУТЕМАС–XXI век", руководитель В.Г.Ежаков).

Впервые широко представлены театральные эскизы А.Лабаса, в том числе связанные с темой воздухоплавания (спектакль "Армия мира" Ю.Никулина, театр им.М.Н.Ермоловой, 1932–1933). В разделе "Мастерская" можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества в СХПУ (1916) до 1980 года.

Электронный киоск позволяет ознакомиться с неизвестными широкому зрителю малоформатными сериями разных периодов творчества А.Лабаса, в том числе с сериями "Жители отдаленных планет", "Архитектурные фантазии", "Шаржи", "Портреты", с иллюстрациями к неизданным книгам и работами последних лет жизни художника.


Сюрпризом для зрителей станет "живая картина" – инсталляция, сооруженная вокруг полотна "В метро". Из серии "Москва" (1972, ГТГ).  Фото с  сайта "Российская газеты"

Расширяют экспозицию и воссоздают атмосферу всеобщего увлечения техническим прогрессом в первые послереволюционные десятилетия фильм-хроника о новинках транспорта и авиации в СССР 1920–1930-х годов и экспонаты, полученные из Политехнического музея Москвы, – модели городского и воздушного транспорта.

В рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении.

Издан иллюстрированный каталог.


Источник : сайт ГТГ 




Более подробно о  выставке Александра Лабас можно почитать и посмотреть на Новом  форуме  изобразительного искусства HalloArt.ru


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments