gassitae (gassitae) wrote in art_links,
gassitae
gassitae
art_links

Categories:

Творчество Хсара Гассиева это история его жизни....

«Жизнь - трагедия, да здравствует жизнь!»

Л. Ван Бетховен


Творчество Хсара Гассиева это история его жизни.... 

 

  Хсар Измаилович Гассиев родился в 1929 г. в городе Цхинвал в Южной Осетии. Его отец в разное время был ректором государственного института в Цхинвале, Наркомом просвещения и редактором первой юго-осетинской газеты «Хурзарин» («Восход»), мать директором школы. Семья Хсара пострадала в годы сталинских репрессий 1937 года. Отец был арестован и расстрелян в 1938 году, а мать приговорена к тюремному заключению как жена «врага народа". Через несколько дней после ареста родителей 8-ми летний Хсар, его 5-ти летняя сестра и хромая бабушка были выброшены на улицу из своей квартиры как «семья врага народа» сотрудниками НКВД. «…Вещи и не нужную мебель выкинули из окна. Книги отца летели по улице. Родственники побоялись прийти на помощь, опасаясь за себя. Только сосед Джатиев из дома рядом сказал «Даже если всю мою семью убьют я их на улице не оставлю…»  и пустил переночевать..». В 3-х комнатную квартиру Гассиевых заселился следователь НКВД ведший дело родителей Хсара (какое совпадение). 
   Прожив несколько дней у соседа, бабушка с детьми переселились в пустующий подвал дома ниже по улице, где они прожили одиннадцать лет, дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя все лишения Великой Отечественной войны. Подвал был настолько мал, что не было места для 2-х кроватей, Хсар спал на столе. Бабушка вязала шерстяные носки на продажу и этим кормила детей. В 12 лет Хсар начал летом работать в колхозе, чтобы помочь бабушке. Тогда же появились и первые рисунки художника, в письмах матери он рисовал себя, сестру, бабушку. В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени есть много тяжелых эпизодов. В подвал по ночам приходили крысы, а он не спал и защищал сестру. Старшие ребята предлагали драться за еду, если побьешь соперника - накормим. « Я знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка лобио...». Список людей, которым надо отомстить, если мама не вернется. 
   Прозвище «сын троцкиста», постоянное чувство голода и драки с обидчиками, другие страшные воспоминания  детства, наложили огромный трагический отпечаток на творчество художника. Многие его картины посвящены теме сталинских репрессий 1937 года и ожиданию матери «За что?», «Расстрел», «Выстрел в спину», «Исповедь», «Ожидание. Бабушка», «Воспоминание», «Ожидание у моста», «Мальчик болеет» и др.  Художник рассказывает: «В детстве я жил в состоянии ожидания: матери из ссылки, отца - мы долгое время не знали, что он убит, братьев отца ушедших на фронт – двое не вернулись. Ожидание - наверно главная тема моего творчества...»

"Воспоминание. Бабушка". холст, масло. 1982 г.

 

"На расстрел" холст, масло. 1983 г.

После войны, в 1945 году, Хсар поступил в Цхинвальское художественное училище. Окончив училище с отличием, Хсар сдал экзамены в Московский институт прикладного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили, как «сына врага народа». На следующий год, в 1951 г., поступил в Тбилисскую Академию художеств. В 1957 году он защитил диплом в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева. Почти все работы художника этого периода находятся в методическом фонде Академии.
    В 1956 году семья Хсара Гассиева была реабилитирована, квартиру вернули. В конце 50-х произошел эпизод, который важен для понимания художника как личности. Вернувшись после учебы в академии, Хсар вдруг встречает убийцу своего отца. Он – пожилой, уважаемый член общества стоит в кругу приятелей на площади. На его совести смерть десятки известных людей города. Художник подходит к нему, спрашивает: «Извините, вы такой-то?» – « Да». – «А я сын человека, которого ты убил. А я убью тебя» И плюет прямо в лицо убийце. Никто не посмел заступиться. Только мысль о том, что мать не переживет если его посадят за убийство останавливает Хсара от последнего шага. Он пишет, всю свою ненависть и ярость вкладывает в свои картины. Но оставить врага в покое он не может.  Встречая убийцу отца в городе, художник прилюдно смачно плюет ему в лицо со словами: «Посмотрите, на нем кровь наших отцов…». Иногда подходит и плюет сзади в затылок. И никто в городе не смеет заступиться за его врага, теперь он живет в вечном страхе и боится выйти на улицу. Через полгода после очередного плевка убийцу разбивает инсульт. Весь перекошенный и дрожащий, он спустя несколько дней умирает… В то время Хсар написал пьесу и создал серию эскизов по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана», которая перекликается с его жизнью.

"Признание" холст, масло.1984 г.


" Мальчик болеет" холст, масло. 1991 г.

 После смерти сестры (годы жизни в подвале подорвали ее здоровье), в 1962 г, Хсар впал в глубокую депрессию и почти не работал. Горя желанием покинуть Цхинвал, где все напоминало о трагедии его семьи, в 1964 г. художник поступил в аспирантуру при художественном институте им. Сурикова, в Москве, где его наставником стал Рындин Вадим Федорович, главный художник Большого театра. В этот период в Москве Хсар познакомился и подружился с художниками-шестидесятниками, такими как Яковлев, Пятницкий, Ворошилов, Курочкин и др. Под их влиянием Хсар повернулся спиной к академической карьере, бросил аспирантуру и отказался от предложения стать художником Большого театра. Для получения жилья устроился дворником на Таганке. Затем был период поисков, когда был найден свой уникальный, творческий стиль и возвращение домой. Вот как сам художник описывает это время : «Встреча с ними оказала на меня влияние. Я со своим академическим образованием вдруг понял, что эти художники, попирая все общепринятые законы, выражают переживания своей души. Начался поворотный этап моего творчества. Я начал делать картины о близких мне людях, о своих переживаниях, о воспоминаниях детства отбросив академические нормы...»
    За следующие 25 лет Хсар стал известным художником, провел несколько персональных выставок в Цхинвале, Тбилиси, Орджоникидзе (сейчас Владикавказ), Москве. Его картины закупили музеи России и СНГ. Получил звание «Заслуженный художник». Начиная работать в мастерской каждый день в 5 утра, художник создал много картин на тему «Старый Цхинвал» (Ласточка, Старый Цхинвал, Зима в Цхинвале, Еврейский квартал и др.), «За что?» на тему сталинских репрессий, «Осетинский примитив» по мотивам творчества осетинских резчиков по камню Сико Каркусова и Сосланбека Едзиева. Появилось множество публикаций и телепередач о художнике, где критики называли Хсара летописцем города Цхинвал. Вокруг художника собрался круг молодых художников - единомышленников. В Цхинвал постоянно приезжали друзья из Москвы – художники, искусствоведы, фотографы.
   Потом пришел 1989 год. В Южной Осетии вспыхнула война, Хсар стоял на баррикадах на въезде в город с ножкой от этюдника. Блокада, обстрелы, проблемы в продуктами – кошмары детства вернулись…  Землетрясение 1991 года стерло с лица земли много сел в Осетии, в том числе и родовое село Гассиевых Бузала. Вокруг  была трагедия, кровь и слезы, людское горе. В это время Хсар создал картины: «Беженцы», «Землетрясение в Хахет», «Разоренный дом», «Сороковой день» и др.  Мать умерла. Российские миротворцы остановили войну. Мастерскую забрали – она была больше нужна молодому художнику. Дома большая комната превращается в мастерскую. Денег нет, искусство ни кому не нужно. А он больше ничего не умеет делать и продолжает писать.


"Беженцы" холст, масло. 1991 г.


   "Выстрел в спину" холст,масло. 1989 г.

С конца 90-х Хсар живет зимой в подмосковных Мытищах, летом в Цхинвале.Пытался писать на заказ или «морские пейзажи» на продажу – получалась полная ерунда и тошно. Бросил это дело. Темы картин, как и прежде Цхинвал, Осетия, люди, ожидание, репрессии, война. Старый Цхинвал живет теперь только в его картинах и редких фотографиях. 
В 2000х годах художник создал более 100 произведений: картины по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана», повторяет свою раннюю картину «Айсай Аназай» (многофигурная композиция, размером 200х300 см.), пишет много сюжетных абстракций, повторяет многие свои старые композиции. Картины Хсара Гассиева выставлялись в Москве, Петербурге, Владикавказе, Эдинбурге, Генте, Берлине, Дрездене, Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инсбруке и др.
   Теперь все успокоилось, можно не думать о том, чем кормить семью и на что купить краски. И в 81 год на вопрос «о чем вы мечтаете?» Хсар отвечает «Хочу, чтобы люди поняли, что я хотел сказать своими картинами…»


"Подруги дней суровых" холст, масло.1989 г.
 


"Волки" холст, масло. 1991 г.


"Расстрел репрессированных" холст, масло. 1983 г.


"Разорение" холст, масло. 1991 г.


"Разоренный дом" холст, масло. 1991 г.


"Тревога" холст, масло. 1989 г.

Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment