В зале Третьяковской галереи
Фоторепортаж Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru
Из коллекции Курской картинной галереи. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)
часть II. Русская живопись 18-19 веков.
Вчера была опубликована первая часть репортажа о выставке из собрания Курской картинной галереи. Так как рассказать о выставке в одной статье невозможно, предлагаю вашему вниманию вторую часть фоторепортажа Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru.
Восемнадцатый век в России был временем приобщения к доселе неведомой художественной традиции. Русские живописцы, подобно ренессансным мастерам, осуществляли «открытие мира и человека», отчего доминирующим жанром сделался портрет. В курском собрании портретная живопись XVIII века представлена работами по преимуществу анонимными. Портреты кавалеров в мундирах и дам в робронах, потеряв место первоначального бытования, утратили и имена. Лишь царские изображения легко распознаются. Портреты демонстрируют состояние перехода к светскому искусству европейского образца. Заимствованная формула парадного портрета ещё не вполне осознана русским живописцем.
Иосиф Фридрих Август Дарбес, Портрет Меллиссино (?) И.П., между 1773-1780, 83 х 62, хм.
Портрет генерал-поручика артиллерии работы И.Ф.А. Дарбеса поступил в собрание галереи с названием «Портрет генерала Разумовского». Однако несоответствие мундира, наград и малое иконографическое сходство с представителями семьи заставили усомниться в идентификации. Поиски привели к выводу, что моделью Дарбеса мог быть генерал от артиллерии Пётр Иванович Мелиссино (1726-1797).
Боровиковский В.Л. Портрет великой княжны Александры Павловны. Около 1798, 76 х 60 (овал), х,м
«Портрет Великой княжны Александры Павловны» В.Л. Боровиковский написал в связи с её предстоящим браком. По воспоминаниям современников княжна была «очень красива и чрезвычайно добра». Екатерина II писала о внучке: «Она говорит на четырех языках, играет на клавесине, поет, танцует, понимает все очень легко и обнаруживает в характере чрезвычайную кротость». Оставляя внешние признаки классицистического парадного портрета, Боровиковский смягчает его суровость. Вместо порфиры с горностаем – мягкий шелк розового с жемчужно-серой отделкой платья. Вместо короны – венок из крупных роз. Вместо колонн и тяжелых занавесей – уголок заросшего парка, закатное небо и обелиск.
Тропинин В.А., Девушка с Подолья. До 1821, 49.2 х 36.5, хм
Трактовка образов в работах В.А. Тропинина близка к традиции сентиментализма. Художник копировал Ж.Б. Грёза, что заметно в стилистике и настроении «Девушки с Подолья», изображающей миловидную кареглазую поселянку в традиционном наряде. Портретные задачи растворены в поисках типа, как это было в других работах живописца – «Кружевнице», «Златошвейке». В галерее хранятся ещё две работы В.А. Тропинина: «Портрет Протасьевой» (1848) и «Портрет неизвестного» (1854).
Неизвестный художник середины 19 века, Девушка с коромыслом. 68.8 х 56, хм
Боголюбов А.П., Антверпен. 1854. 32х5 х 40.5 , холст на картоне, масло
Отчётный этюд А.П. Боголюбова «Антверпен» относится к началу пенсионерской поездки художника, когда он оказался на этюдах в Брюсселе и Антверпене. Очевидный в работе интерес к кораблям и подробностям их оснастки заставляет вспомнить, что А.П. Боголюбов был выпускником Морского кадетского корпуса, недолго служил в Балтийском флоте, а Академию посещал как вольноприходящий ученик.
Крамской И.Н. Портрет сторожа рисовальной школы Филиппова. 1860-е, 29 х 23.5 , хм
Маковский В.Е., За щепой. 1892, 68.4 х 55.3, хм
Самую значительную часть собрания русской живописи второй половины XIX века в Курской картинной галерее составляют произведения передвижников. Деятельность артели и Товарищества достойным образом отражена в работах Н.А. Кошелева, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, А.Д. Литовченко, И.Н. Крамского. Все самые знаменитые имена и предпочтительные сюжеты присутствуют в собрании. Излюбленным жанром передвижников была картина на современную тему. Цель её – пробудить сочувствие к судьбе «маленького человека». Таковы «Нищенка» К.В. Лемоха и «За щепой» В.Е. Маковского.
Использован текст из вступительной статьи каталога выставки, автор М.Тарасова
Ссылка : Смотреть весь репортаж с выставки из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru
>>>>>