www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in art_links,
www.halloART.ru
chernov_vlad
art_links

Category:
  • Location:

Часть II. Из коллекции Курской картинной галереи. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)


В зале Третьяковской  галереи

Фоторепортаж Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru

Из коллекции Курской картинной галереи. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)
часть II. Русская живопись 18-19 веков.

  Вчера была опубликована  первая часть репортажа о выставке из собрания Курской  картинной галереи. Так как рассказать о выставке в одной статье невозможно, предлагаю вашему  вниманию вторую часть фоторепортажа Нового форума  изобразительного искусства HalloArt.ru.

 


     Восемнадцатый век в России был временем приобщения к доселе неведомой художественной традиции. Русские живописцы, подобно ренессансным мастерам, осуществляли «открытие мира и человека», отчего доминирующим жанром сделался портрет. В курском собрании портретная живопись XVIII века представлена работами по преимуществу анонимными. Портреты кавалеров в мундирах и дам в робронах, потеряв место первоначального бытования, утратили и имена. Лишь царские изображения легко распознаются. Портреты демонстрируют состояние перехода к светскому искусству европейского образца. Заимствованная формула парадного портрета ещё не вполне осознана русским живописцем. 
     


Иосиф Фридрих Август Дарбес
, Портрет Меллиссино (?) И.П., между 1773-1780, 83 х 62, хм.

     Портрет генерал-поручика артиллерии работы И.Ф.А. Дарбеса поступил в собрание галереи с названием «Портрет генерала Разумовского». Однако несоответствие мундира, наград и малое иконографическое сходство с представителями семьи заставили усомниться в идентификации. Поиски привели к выводу, что моделью Дарбеса мог быть генерал от артиллерии Пётр Иванович Мелиссино (1726-1797).


Боровиковский В.Л.
Портрет великой княжны Александры Павловны. Около 1798, 76 х 60 (овал), х,м 

 «Портрет Великой княжны Александры Павловны» В.Л. Боровиковский написал в связи с её предстоящим браком. По воспоминаниям современников княжна была «очень красива и чрезвычайно добра». Екатерина II писала о внучке: «Она говорит на четырех языках, играет на клавесине, поет, танцует, понимает все очень легко и обнаруживает в характере чрезвычайную кротость». Оставляя внешние признаки классицистического парадного портрета, Боровиковский смягчает его суровость. Вместо порфиры с горностаем – мягкий шелк розового с жемчужно-серой отделкой платья. Вместо короны – венок из крупных роз. Вместо колонн и тяжелых занавесей – уголок заросшего парка, закатное небо и обелиск.


Тропинин В.А.
, Девушка с Подолья. До 1821, 49.2 х 36.5, хм

 Трактовка образов в работах В.А. Тропинина близка к традиции сентиментализма. Художник копировал Ж.Б. Грёза, что заметно в стилистике и настроении «Девушки с Подолья», изображающей миловидную кареглазую поселянку в традиционном наряде. Портретные задачи растворены в поисках типа, как это было в других работах живописца – «Кружевнице», «Златошвейке». В галерее хранятся ещё две работы В.А. Тропинина: «Портрет Протасьевой» (1848) и «Портрет неизвестного» (1854).


Неизвестный художник середины 19 века, Девушка с коромыслом. 68.8 х 56, хм 


Боголюбов А.П.
, Антверпен. 1854. 32х5 х 40.5 , холст на картоне, масло

 Отчётный этюд А.П. Боголюбова «Антверпен» относится к началу пенсионерской поездки художника, когда он оказался на этюдах в Брюсселе и Антверпене. Очевидный в работе интерес к кораблям и подробностям их оснастки заставляет вспомнить, что А.П. Боголюбов был выпускником Морского кадетского корпуса, недолго служил в Балтийском флоте, а Академию посещал как вольноприходящий ученик.


Крамской И.Н.
Портрет сторожа рисовальной школы Филиппова. 1860-е, 29 х 23.5 , хм


Маковский В.Е.
, За щепой. 1892, 68.4 х 55.3, хм

Самую значительную часть собрания русской живописи второй половины XIX века в Курской картинной галерее составляют произведения передвижников. Деятельность артели и Товарищества достойным образом отражена в работах Н.А. Кошелева, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, А.Д. Литовченко, И.Н. Крамского. Все самые знаменитые имена и предпочтительные сюжеты присутствуют в собрании. Излюбленным жанром передвижников была картина на современную тему. Цель её – пробудить сочувствие к судьбе «маленького человека». Таковы «Нищенка» К.В. Лемоха и «За щепой» В.Е. Маковского.

Использован текст из вступительной статьи каталога выставки, автор М.Тарасова  

 Ссылка : Смотреть весь репортаж с выставки из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru

>>>>>
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments