www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in art_links,
www.halloART.ru
chernov_vlad
art_links

Categories:
  • Location:

«Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных». Выставка в ГМИИ

 

Источник : репортаж Нового Форума  изобразительного искусства  HalloArt.ru  из ГМИИ им. А.С. Пушкина
текст и фото : Черномашенцев Владимир

«Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных»
Новые фотографии с выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личный коллекций

Выставка работате 29 апреля - 28 августа 2011 года
ВНИМАНИЕ ! Работа выставки продлена до 28 августа 2011 года.


     из пресс-релиза выставки :

      "На выставке «Искусство тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М. Звягиных» в Отделе Личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина представлено 150 произведений из частного собрания африканского искусства художников Михаила Леонидовича и Леонида Михайловича Звягиных, которые начали формировать свое собрание в конце 80-х годов XX века. Сегодня эта коллекция – уникальный феномен в культурном пространстве России. По образной достоверности и стилистическому многообразию экспонатов она не имеет себе равных. 
     Традиционное искусство Тропической Африки, региона, расположенного южнее пустыни Сахара, - искусство религиозное, которое является неотъемлемой частью культов плодородия и предков, лежащих в основе жизни архаического общества. Художественная ценность африканских памятников неразрывно связана с их магической и ритуальной функциями."

 

     Сегодня традиционную африканскую скульптуру можно увидеть в музеях изящных искусств Старого и Нового света. Многие старинные шедевры Черного континента, главным образом деревянные изделия, дошли до нас лишь благодаря усилиям музейных специалистов и коллекционеров, поскольку влажный климат Тропической Африки не способствовал долгому сохранению дерева. В самих же африканских культурах «антикварный» критерий не всегда был важен, поскольку африканцы часто предпочитают заменять старую, «отработанную» вещь новой.

 
 Маска тайного общества поро для отпугивания злых духов. Гере, Кот-дИвуар. Дерево, металл.

      В отличие от предметов роскоши в афро-португальском стиле 16 века , деревянная ритуальная скульптура долгое время не была известна европейцам, а при знакомстве с ней вызывала лишь отторжение. И всё же в истории известны случаи, когда европейская знать заказывала мореплавателям привезти идолов, как это сделал в 1480 году Бургундский герцог Карл Смелый. Некоторые предметы попадали в Европу случайно. В эпоху Просвещения, миссионеры и путешественники передавали «языческих истуканов» в музеи естественной истории и «кабинеты диковинок». Во второй половине 19 века, по мере накопления знаний о заморский народах и развития антропологии , экзотические культурные трофеи из далеких стран переместились в первые музеи народоведения. Эти европейские знания дорого обходились африканцам. Великий Бенин не был известен Европе до конца 19 века, когда в 1897 году английская карательная экспедиция полностью сожгла его столицу. Тогда в Европу хлынули покрытые резьбой слоновые бивни и многочисленные бронзы из царского дворца.

 
Рельеф с изображением военноначальника на коне и знатных воинов. Бенин, Нигерия. Бронза.

     Бенин, Нигерия. Бронза 

     "На выставке можно увидеть произведения из обожженной глины, бронзы, дерева и кости, ткани. Памятники из обожженной глины (терракоты), относящиеся к древнейшей культуре Тропической Африки – культуре Нок (Нигерия) - и датированные периодом от V в. до н.э. до II в. н.э., изображают правителей, вождей и их ближайшее окружение. Все они отличаются условностью и экспрессивностью. В XII по XV вв. также на территории современной Нигерии процветало государство народа йоруба – Иле-Ифе. Стиль Ифе, о котором можно судить по терракотовой и бронзовой пластике (алтарные головы, фигуры правителей), повлиял на придворное искусство государства народности бини – Великий Бенин, которое прославилось традициями бронзового литья. Расцвет бронзовой скульптуры Бенина приходится на XVI – начало XVIII в. Памятники этого времени – рельефы для украшения дворцовых стен, алтари с головами королевы-матери и петухов – символов плодородия; статуи правителей, военачальников, сановников и священных животных, ритуальные сосуды, колокола и др. – восхищают зрелым мастерством. 

 
 Дверь с замком. Догоны, Мали. Дерево. Фрагмент

     Гармоничным дополнением к скульптуре и маскам служат ткани, выполненные в традиционных техниках. Это покрывала из Мали (в техниках баси-лан и гала-фини, восходящих к народу бамбара), сшитые из сотканных вручную полос и окрашенных специальными красителями, а также ткани-циновки из Демократической Республики Конго (народ куба), сплетенные из растительных волокон и украшенные аппликациями."
 
 
 
 
 Маска тайного общества сукомсе, изображающая женщину народа фульбе. Моси, Буркина-Фасо. Дерево. Фрагмент  

 
Ссылка : Подробнее экспонаты  выставки «Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных» вы  можете посмореть на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru

>>>>>>>
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments