Источник : репортаж Нового Форума изобразительного искусства HalloArt.ru из ГМИИ им. А.С. Пушкина
текст и фото : Черномашенцев Владимир
«Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных»
Новые фотографии с выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личный коллекций
Выставка работате 29 апреля - 28 августа 2011 года
ВНИМАНИЕ ! Работа выставки продлена до 28 августа 2011 года.
из пресс-релиза выставки :
"На выставке «Искусство тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М. Звягиных» в Отделе Личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина представлено 150 произведений из частного собрания африканского искусства художников Михаила Леонидовича и Леонида Михайловича Звягиных, которые начали формировать свое собрание в конце 80-х годов XX века. Сегодня эта коллекция – уникальный феномен в культурном пространстве России. По образной достоверности и стилистическому многообразию экспонатов она не имеет себе равных.
Традиционное искусство Тропической Африки, региона, расположенного южнее пустыни Сахара, - искусство религиозное, которое является неотъемлемой частью культов плодородия и предков, лежащих в основе жизни архаического общества. Художественная ценность африканских памятников неразрывно связана с их магической и ритуальной функциями."
Сегодня традиционную африканскую скульптуру можно увидеть в музеях изящных искусств Старого и Нового света. Многие старинные шедевры Черного континента, главным образом деревянные изделия, дошли до нас лишь благодаря усилиям музейных специалистов и коллекционеров, поскольку влажный климат Тропической Африки не способствовал долгому сохранению дерева. В самих же африканских культурах «антикварный» критерий не всегда был важен, поскольку африканцы часто предпочитают заменять старую, «отработанную» вещь новой.
Маска тайного общества поро для отпугивания злых духов. Гере, Кот-дИвуар. Дерево, металл.
В отличие от предметов роскоши в афро-португальском стиле 16 века , деревянная ритуальная скульптура долгое время не была известна европейцам, а при знакомстве с ней вызывала лишь отторжение. И всё же в истории известны случаи, когда европейская знать заказывала мореплавателям привезти идолов, как это сделал в 1480 году Бургундский герцог Карл Смелый. Некоторые предметы попадали в Европу случайно. В эпоху Просвещения, миссионеры и путешественники передавали «языческих истуканов» в музеи естественной истории и «кабинеты диковинок». Во второй половине 19 века, по мере накопления знаний о заморский народах и развития антропологии , экзотические культурные трофеи из далеких стран переместились в первые музеи народоведения. Эти европейские знания дорого обходились африканцам. Великий Бенин не был известен Европе до конца 19 века, когда в 1897 году английская карательная экспедиция полностью сожгла его столицу. Тогда в Европу хлынули покрытые резьбой слоновые бивни и многочисленные бронзы из царского дворца.
Рельеф с изображением военноначальника на коне и знатных воинов. Бенин, Нигерия. Бронза.
Бенин, Нигерия. Бронза
"На выставке можно увидеть произведения из обожженной глины, бронзы, дерева и кости, ткани. Памятники из обожженной глины (терракоты), относящиеся к древнейшей культуре Тропической Африки – культуре Нок (Нигерия) - и датированные периодом от V в. до н.э. до II в. н.э., изображают правителей, вождей и их ближайшее окружение. Все они отличаются условностью и экспрессивностью. В XII по XV вв. также на территории современной Нигерии процветало государство народа йоруба – Иле-Ифе. Стиль Ифе, о котором можно судить по терракотовой и бронзовой пластике (алтарные головы, фигуры правителей), повлиял на придворное искусство государства народности бини – Великий Бенин, которое прославилось традициями бронзового литья. Расцвет бронзовой скульптуры Бенина приходится на XVI – начало XVIII в. Памятники этого времени – рельефы для украшения дворцовых стен, алтари с головами королевы-матери и петухов – символов плодородия; статуи правителей, военачальников, сановников и священных животных, ритуальные сосуды, колокола и др. – восхищают зрелым мастерством.
Дверь с замком. Догоны, Мали. Дерево. Фрагмент
Гармоничным дополнением к скульптуре и маскам служат ткани, выполненные в традиционных техниках. Это покрывала из Мали (в техниках баси-лан и гала-фини, восходящих к народу бамбара), сшитые из сотканных вручную полос и окрашенных специальными красителями, а также ткани-циновки из Демократической Республики Конго (народ куба), сплетенные из растительных волокон и украшенные аппликациями."
Маска тайного общества сукомсе, изображающая женщину народа фульбе. Моси, Буркина-Фасо. Дерево. Фрагмент
Ссылка : Подробнее экспонаты выставки «Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных» вы можете посмореть на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru
>>>>>>>