Итак, перенесёмся мысленно в Данию 1993 года и вспомним, что в пригороде Копенгагена под названием, которое я после некоторого напряжения смог прочитать как Исхёй, было запланировано открытие чрезвычайно амбициозного музея современного искусства «Ковчег» (Arken).
На замещение престижного места директора этого музея поступило 14 предложений, а избрана была госпожа Анна Кастберг (Anna Castberg), в чьей компетентности усомнился бы только безумец.
Судите сами: родилась Анна в 1948 году в датском городке Хольбек в семье всемирно известного атомного физика Юргенсена, после войны вернувшегося из США. Училась она в Оксфорде и Сорбонне, в Лондоне получила докторскую степень как историк искусства. Вернувшись в Данию, курировала датскую живопись для аукционов Кристи и Сотби, писала аналитические обзоры о современном искусстве для Интернешнл Геральд Трибюн и в конце концов работала для Чехословацкого правительства консультантом и посредником в области приобретения произведений искусства для государственных музеев, кроме того, организовывала выставки. Во франкистской Испании была арестована и полтора года подвергалась пыткам и изнасилованиям, по освобождении вышла замуж за американского мультимиллионера и вернулась в круг элитарных лондонских аукционных домов, теперь уже в качестве эксперта.
Для подтверждения своей квалификации госпожа Кастберг предложила обратиться по приложенным адресам престижных нью-йоркских галерей, датского посольства в Лондоне и Министерства Культуры Чехии.
Новоназначенная директор Музея Современного Искусства взялась за дело с энтузиазмом, и первая же организованная ею выставка новооткрытого музея (15 Марта 1996 года) стала международной сенсацией. Королева Маргарет пожала госпоже Кастберг руку, а СМИ не находили достаточно восторженных слов для описания художественного уровня нового музея. Работа музея под руководством госпожи Кастберг продолжилась столь же успешно, но одновременно вокруг этого престижного культурного центра начали сгущаться тучи. Анна Кастберг должна была получать 150 000 датских марок в год, и отвергнутые претенденты на должность директора не могли смириться с этим фактом. Кроме того, в течение двух с половиной лет коллекция музея пополнялась чрезвычайно медленно, так как большинство предложенных музею объектов Анна Кастберг отвергала, сопровождая отказы ироничными искусствоведческими комментариями. Художники, кураторы и галеристы были в бешенстве, Кастберг не давала им поживиться, как они рассчитывали, поэтому было произведено тайное расследование прошлого директора музея.
Надо отдать должное госпоже Кастберг – как только прозвучал первый тревожный звоночек, она сразу же бесследно исчезла. С 20 августа 1996 года кабинет директора внезапно опустел. Через несколько дней выяснилось, что в указанной дате рождения ни одна датская девочка не получала имя «Анна», да и всемирно известный датский атомный физик Юргенсон не существует в природе. Впрочем, маму Анны Кастберг каким-то образом удалось найти в Англии, однако она заявила, что «ничего не знает». В Копенгагене, Лондоне и Париже никакая «Анна Кастберг» никогда не училась. Да, в общем, и даты в биографии не совпадали. В Праге она пыталась открыть два художественно-сувенирных магазина при музеях, однако по бюрократическим причинам это ей не удалось – позже такие магазины открыли совсем другие люди. Однако в Лондоне Анну Кастберг помнили. Она возникала ниоткуда и исчезала никуда (якобы в связи с важными деловыми встречами), блистала на официальных приёмах, была очаровательна, умна, остроумна и всеми любима. Пресссекретарь посольства Флеминг Аксмарк до сих пор помнит запах её духов...
В середине сентября того же года экс-директор музея неожиданно вынырнула в Лондоне (где же ещё!) с интервью, в котором призналась в обмане, пролила свет на некоторые детали своей административной деятельности в Ковчеге, после чего опять бесследно исчезла. До конца столетия представители датского Министерства Культуры вели между собой маленькую гражданскую войну, пытаясь переложить ответственность за мошенничество друг на друга, но сейчас всё затихло, а музей Ковчег пришёл в равновесие с общеевропейским масштабом и, как все на свете музеи современного искусства, демонстрирует работы Хирста, Уорхола и Баскья.