Dmitry Kawarga (kawarga) wrote in art_links,
Dmitry Kawarga
kawarga
art_links

Category:

ИНТЕРВЬЮ КУРАТОРА СПЕЦПРОЕКТА БИЕННАЛЕ DA DA MOSCOW АДРИАНА НОТЦА

Бунтарское движение дада у нас, на родине обэриутов, зауми и кубофутуризма, не могло восприниматься как чужое. Даже фонетически в нем чувствуется что-то свое, родное. И тем в большей степени непостижим тот факт, что первая выставка, официально представляющая движение в Москве, состоялась только сейчас, спустя 95 лет после опубликования в Цюрихе Манифеста DADA. Вступительный проект — «Переписывая миры: Дада Москва» — сделал швейцарский куратор из «гнезда дадаизма» «Кабаре Вольтер» при содействии галерей Barbarian Art и «Триумф». Незадолго до открытия он ответил на вопросы ARTinvestment.RU. Знакомьтесь: Эдриан Нотц (Adrian Notz) — исследователь движения дада и директор Cabaret Voltaire по международным вопросам.


ДЖЕЙК И ДИНОС ЧЕМПЕНЫ Горячая штучка
Работа с выставки DADA Moscow

ARTinvestment.RU: Разрешите начать с не самого изящного вопроса куратору: каковы были критерии отбора участников первого московского проекта?

Эдриан Нотц: Ответ — дада. Конечно, главный критерий — соответствие духу дада. Я смотрел, как работы участников соотносятся с движением, и отмечал, в чем работы русских и международных участников перекликаются с творчеством ключевых фигур дада. Например, работы русского художника Каварги мистически перекликаются с «думающим космосом», с работами Ханса Арпа, его биоморфизмом. У словенского художника Вадима Фишкина привлек простой жест, использование повседневных материалов и создание каких-то психологических ситуаций. Но, какие бы не были прочие факторы, главный критерий — это дада.





AI: Правда ли, что дада в Европе развивалось в тесной связи с идеями русского авангарда, которые возникли чуть ранее? Можем ли мы назвать наших Маяковского и Бурлюка, Хармса и Хлебникова предшественниками дада?

Э. Н.: Если рассматривать это исторически, с научной точки зрения, то скорее нет. Подтверждений связей дада с русскими авангардистами того времени не найдено. Да, все они действовали в одно время, но вряд ли много знали друг о друге. Думаю, что разговорам об этих связях способствовали предположения Тристана Тцары, которые он высказал гораздо позже. С другой стороны, основатель дада Хуго Балл был увлечен идеями Кандинского. Есть сведения, что определенные группы дадаистов были знакомы с машинным искусством Татлина и вдохновлялись им. Но прямого культурного обмена, скорее всего, не было.

AI: Жаль. Получается, диалог с русским авангардом — это миф? В лучшем случае байка, как и Ленин с балалайкой в «Кабаре Вольтер»?

Э. Н.: Не то чтобы выдумка. Просто дада — это не какое-то централизованное движение, которое насаждает определенный стиль на местах. Там, куда приходит дада, часто уже сформировались свои культурные традиции, а дада лишь дает этому слово. Например, работавшие в Нью-Йорке Дюшан, Пикабиа, Мэн Рэй не считали себя дадаистами, и лишь позднее их стали причислять к этому направлению. История рассудила, что их искусство было частью дада. Так, и идеи русского авангарда часто оказывались созвучны дада — и какие-то понятия смешиваются. Сейчас тоже к дада часто относят художников, которые сами об этом и не подозревают. Речь скорее идет о стилистической близости, особой декоративной составляющей.

AI: В недавнем интервью к числу известных современных дадаистов вы причислили Леди Гага. Почему?

Э. Н.: Ну, это считывается даже по имени — Гага и дада. И в творчестве она использует те же отсылки к искусству перформанса, к сюрреализму. Она несет идеи современной культуры и подчеркивает реалии, созвучные с дада, — например, формирующуюся культуру социальных сетей. Гага персонифицирует тренд. К слову, на заре движения у дада была своя Дада-Баронесса — эксцентричная Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен.




ДМИТРИЙ И ЕЛЕНА КАВАРГА
Долой борцов с системой и психических неадаптантов
Фрагмент. Работа с выставки DADA Moscow

AI: А кто вообще принимает решение, что такой-то художник принадлежит к дада?

Э. Н.: В частности, я, как человек, разбирающийся в дада, могу определить, что творчество этого художника относится к дадаизму. Да, у нас есть план в скором будущем ввести нечто типа обряда посвящения в дадаисты. Но нельзя сказать, что только мы берем на себя функцию отбора. Если художник чувствует себя дадаистом, то он может прийти и заявить об этом — если ему нужно дадаистское благословение. Будем ли кому-либо отказывать? Мне пока сложно это представить. Все-таки дада означает «да-да», а не «нет-нет».

AI: Как продвигается идея дадаистов подарить десять тысяч долларов младенцу, которого родители назовут именем Дада?

Э. Н.: Идея акции GUGUSDADA — принести идеи дада в повседневную жизнь, в общество. В России пока у нас не получилось найти подходящую кандидатуру. Интерес оказался низок. А в Швейцарии уже растет мальчик по имени Дада, ему 6 лет. Интересно, что его отец — нигериец и на диалекте его племени слово «дада» означает «принц». Почему это пока не сработало в России — ума не приложу. Может, потому что здесь предпочитают называть младенцев в ограниченном диапазоне традиционных имен: Александр, Наташа. А может, пока мало людей узнало. С другой стороны, это тоже результат: не назвали, и хорошо.

AI: Молодое искусство сегодня переживает кризис идентичности и новых идей. Грубо говоря, художникам все сложнее определиться, кто они. В дада чувствуют эти процессы?

Э. Н.: Это кризис не только в молодом искусстве, это общая тенденция. Скажем, сейчас просто обернуться назад и определить, кто к какому направлению принадлежал: кто сюрреалисты, кто футуристы и пр. — в ретроспективе все ясно. А если пытаться понять, кто есть кто, здесь и сейчас, то это всегда гораздо сложнее.

AI: Что вы думаете о будущем Европы в свете кризиса мультикультурализма? Какой может быть выход из этой ситуации.

Э. Н.: B снова выход — это дада. Дада ведь само по себе очень мультикультурно. Это сплав немецкой, румынской, католической, еврейской и других культур. И дада — это решение в том смысле, что оно способно вместить всю сложность мультикультурализма. Но я думаю, что вопрос о другом: не приведет ли кризис мультикультурализма к победе национализма? Уже сейчас все сложно. Я говорил с другом поляком, и он сказал, что по ряду признаков настроения в обществе напоминают те, что были перед Второй мировой войной. Националисты и радикалы есть и у нас в Швейцарии. Но разница в том, что общество сейчас способно быстрее реагировать на эти проявления. Мой прогноз такой: будут фанатики и радикалы, но войны не будет.

Разговор записал Владимир Богданов, AI



Эдриан Нотц, куратор, историк дада






источник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment