Эжен Делакруа.
18 октября – 25 января, Мадрид, Фонд "la Caixa".
Эжен Делакруа. Автопортрет в зеленом жилете. 1829. Лувр. Париж
Как попасть: Карта на Google.Maps
Caixaforum Madrid, Paseo del Prado, Spain
Зачем смотреть.
Впервые за последние 50 лет представлена наиболее полная выставка работ Эжена Делакруа, самого страстного художника XIX века.
http://www.artdaily.org
О творчестве Эжена Делакруа
Творчество Эжена Делакруа.
Делакруа, будучи одинок как человек, как отдается потоку страстей, господствовавших в его время и, по крайней мере в молодости, отождествляет себя с ними.
Mlle Rose. 1817-20
Делакруа родился в 1798 году и принадлежал к тому же поколению, что и Бальзак, Гюго,Виньи. Воспитанные революцией, эти писатели были полны революционной мистики; их романтическая страсть не укладывается больше в классическую форму.
Apasia.1824
Orphan Girl at the Cemetery. 1824
Study of a Reclining Nude. 1824
Романтизм живописи XIX века полностью олицетворяет Делакруа. В 1824 году он писал: "Я полагаю, что лишь одно воображение, или, что то же, тонкость восприятия, позволяет видеть то, чего не видят другие". Делакруа считает, что задача художника заключается в том, чтобы "извлекать из своего воображения средства для передачи природы и ее эффектов и передавать их согласно собственному темпераменту".
Louis d'Orleans Showing his Mistress. 1825-26
Woman with a Parrot. 1827
"Ладья Данте" (1822) - первая картина Делакруа, привлекшая к нему внимание публики, - содержит в зародыше все особенности его стиля. Как утверждающее нечто новое, она произвела большой шум. "Ладья Данте" кажется аккордом светлых и темных тонов, противопоставленных друг другу и переданных в цвете.
Ладья Данте. 1822. Лувр. Париж
"Резня на Хиосе" (1824) - первый шедевр Делакруа. Это не изображение драматического действия, а картина человеческого несчастья и высокомерия. Художник нередко утрачивает чувство меры, но не смотря на преувеличения, волнение художника, вызванное в нем ужасной катастрофой, внесло в картину искреннее чувство. В этом сила картины.
Резня на Хиосе. 1824. Лувр. Париж
Нельзя сказать того же о "Смерти Сарданапала" (1827), где маньеризм проглядывает как в форме тел, так и в цвете.
Смерть Сарданапала. 1827
Смерть Сарданапала. Деталь
Смерть Сарданапала. Деталь
Июльская революция 1830 года уводит Делакруа от увлечения историей и легендами. Он ставит своей задачей изображение находящейся у него перед глазами драматической действительности. Он пишет "28 июля 1830 года".
Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830 года. Лувр. Париж
Свобода, ведущая народ. Деталь
В 1832 году Делакруа побывал в Марокко - и перед ним открылся новый мир. "У этих людей нет ничего, кроме покрывала... а вид у них столь же довольный, как у Цицерона".
Moroccan Military Exercises. 1832
Page from the Moroccan Notebook. 1832
Sketch for the Women of Algiers (Mounay ben Sultan). 1832
"Алжирские женщины" (1833), вероятно, самая известная из картин, написанных Делакруа на восточные темы. Глядя на эту картину, нетрудно понять, какой интерес к себе вызывали тайны гарема у Делакруа и его современников.
Алжирские женщины. 1833. Лувр. Париж
Алжирские женщины. Деталь
С точки зрения цветового выражения "Еврейская свадьба в Марокко" (1839), несомненно, выше. Формы более живописны и выражены цветом, хотя в деталях мы находим некоторые следы "живописности", а возбуждение фигур искусственно.
Еврейская свадьба в Марокко. 1839. Лувр. Париж
"Медея" (1838) считается некоторыми критиками лучшим произведением Делакруа. Группа прекрасно скомпонована, прекрасно передано выражение раненого зверя.
Медея. 1838. Музей изящных искусств. Лилль
В 1841 году Делакруа пишет "Взятие Константинополя крестоносцами". Композиция этой картины строится в соотношении со светом и тенью: светлые фигуры подчеркиваются темным окружением, которое вырисовывается на светлом фоне.
Взятие Константинополя крестоносцами. 1841. Лувр. Париж
Взятие Константинополя крестоносцами. Деталь
Несколько зарисовок на восточный мотив:
Attila and his Hordes Overrun Italy and the Arts. 1843-47. Деталь
Bouquet of Flowers.1843
Вдохновение Востоком прекрасно проявляется в большой картине Делакруа "Мулей-Адб-эр-Рахман, султан Марокко, выезжающий в окружении телохранителей и военачальников из Мекнесского дворца".
Султан Марокко выезжает из Мекнесского дворца. 1845. Тулуза
В 1860 году Делакруа написал "Арабские кони, дерущиеся в конюшне". Кисть Делакруа скользит легко, мастерски, ничего не подчеркивая, не детализируя, передавая в полутьме конюшни не двух коней, а их схватку.
Арабские кони, дерущиеся в конюшне. 1860. Музей Орсе. Париж
Еще немного акварелей Делакруа: http://art-tourism.livejournal.com