cabramatta (cabramatta) wrote in art_links,
cabramatta
cabramatta
art_links

Два распятия

Экстравагантность Караваджо выражена в отрицании законов академизма и барочного маньеризма, и в частности, в попрании его живописью любых основ композиции - даже для наших дней, не говоря уже и про XVI-XVII в.в., его полотна выглядят новаторскими.

Поразительна его картина «Распятие святого Петра»:

 

«Распятие святого Петра»

Необычно стилевое решение портрета - диагональное расположение святого Петра с опущенной вниз головой, причём зрителю открыты только лицо Апостола, верхняя часть его торса и левая рука; всё остальное слилось в сплошной мешанине тел и конечностей. Обратим внимание на лицо святого Петра: оно спокойно, лишено скорби, страдания или пафоса, скорее оно выражает любопытство, нетерпение и даже стремление быть поскорее распятым.

Остальные персонажи играют второстепенную роль в сюжете: они как бы отсутствуют, их лица развёрнуты от нас, их тела принимают вид силуэтов, скрытых тенью, либо мы видим только части их тел. Интересен выбор освещения плоского лица, принадлежащего одному из персонажей, - узкий направленный пучок света выхватывает из полной темноты только кончик носа, часть скулы и ухо - характерный авторский стиль, присущий всему творчеству Караваджо:

 

«Распятие святого Петра». Фрагмент

В целом изображение лишено какой-либо симметрии или композиционного равновесия: левая нижняя часть полотна перегружена изобразительными элементами, в противовес почти не заполненной ничем правой верхней части. Движения палачей апостола хаотичны, разнонаправлены, лишены контрастного противопоставления; таким образом вся экспрессия и динамика указывают не на стремление креста занять вертикальное положение, а наоборот, на нечто противоположное - всё подчёркивает чрезмерное напряжение и невыносимую тяжесть, тщетность усилий по водружению креста с распятым Петром и тем самым кажущуюся невозможность исполнения казни.

Мне кажется, что и брошенный на землю плащ, и лежащий у основания креста камень (возможно: камень - Πέτρος - Пётр) также есть некие семантические элементы, значение которых для понимания смысла картины, заложенного в неё автором, остаются не до конца ясными.

Мне кажется, было бы не лишним проиллюстрировать гениальность Караваджо приведением здесь в качестве контрпримера репродукции его современника, не столь харизматического живописца Гвидо Рени, с таким же названием - «Распятие святого Петра»:

 

«Распятие святого Петра»

Здесь такой же контрастный точечный свет, бьющий откуда-то сверху. Но композиция совершенна другая: отчётливо вертикальное устремление на фоне общего равновесия и отсутствия динамического напряжения в движениях персонажей. Заметно, насколько здесь низведена роль апостола Петра до уровня простого статиста. Всё это снижает художественную ценность произведения.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments