Маэстро солнечной палитры
Московская улочка
Хмурыми ноябрьскими днями, когда непонятно, что на улице - утро, день или уже вечер, хочется солнца, света, тепла! Пусть в Вашем окне (компьютера) засияет солнце - картины С.А. Виноградова.
Пикник. 1912
О жизни и творчестве С.А. Виноградова
Сергей Арсеньевич Виноградов (1869 - 1938)
Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде,
К.Б. Венига.
Пристань на Волге. 1885
Для этого живописца показательно увлечение солнечной палитрой ("Бабы", 1893, ГТГ, "Обед работников", 1890, ГТГ). Художника занимают красочные рефлексы на белых, ярко освещенных солнцем одеждах. В его живописи сказывается воздействие позднего импрессионизма.
Бабы тульские. 1889
Баба. 1890
Бабы. (Подруги). 1893
Бабы. 1894
Обед работников. 1890
На работу. 1895
На Волге. 1889
После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. Виноградов стал более лиричным и поэтичным. В числе лучших произведений - "Северная деревня" (ГРМ), "Сарай. Вечер" (этюд, 1900, ГТГ).
Северная деревня. 1902
Сарай. 1901
Изба. Этюд. 1890
Вечер (Сараи). 1900
Весна. 1902
В мастерской. 1900
Мальчик у окна. 1890-е
У корчмы. 1887
Старая церковь. Этюд. 1898
Позднее были написаны пейзажи "В усадьбе осенью", "Весна" (1911, ГРМ), "Цветник" (ГРМ), "Летом" (1909, ГРМ).
В этих работах заметно влияние пейзажей К.А. Коровина и А.Е. Архипова (http://art-tourism.livejournal.com/13022.html). Они представляют типичное для тех лет направление, которое называют русским импрессионизмом.
Трепетность природы, изменчивость, мгновенность зафиксированных состояний, ощущение жизненного потока, характерны для такого рода работ.
В усадьбе осенью. 1907
В усадьбе. 1909
В усадьбе. 1910
Весна идет. 1911
Весна. 1911
Весенний пейзаж. 1913
Летом. 1908
Виноградов писал часто один и тот же вид - желтый старинный дом с садом, но писал при разном освещении, с разных точек зрения, в разное время года. Сам характер живописи, фактурная выразительность мазка утверждали новые художественные возможности искусства.
Алупка. Крым. 1917
Жаркий день. Середина 1930-х
Крымский пейзаж. 1915
Сад осенью. 1910
В учебнике Н.Н. Ревякина "Техника акварельной живописи" написано: "Чистая белая бумага, освещенная солнцем, не более чем в 25 раз светлее самого черного предмета. Это весь диапазон светлоты, которым практически располагает художник. Само же солнце в 50 000 раз светлее освещенной им бумаги. Естественно, что такой яркости цвета нельзя
достигнуть в картине." Вот так! Неужели Ревякин не видел картин Виноградова! Мне, например, хочется зажмуриться, когда я смотрю на этот солнечный свет!
Усадьба. 1910-е
Усадьба. 1918
Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.
Желаю Вам больше солнечных, удачных дней. С уважением, Михаил.