Живопись Александра Головина.
28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".
Автопортрет на фоне красного платка. 1919
28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина русского художника , Александра Яковлевича Головина.
Лот № 13 "Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Псковитянка". Оценка 30000 - 40000 GBP.
www.sothebys.com
Художник театральных сюит
Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)
Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.
Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894
Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898
Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.
Болотная заросль. 1917
Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).
В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908
Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.
Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910
Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910
Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911
На островах
Нескучный сад. 1910-е
Овраг. 1916
Осень. 1920-е
Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910
Пейзаж. Павловск. 1910
Пруд в чаще. 1909
Серебристые вётлы. 1909
Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910
Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908
Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.
Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908
Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).
Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908
Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912
Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете
В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917
О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.
Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906
Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.
Испанка в зеленом. 1906–1907
Испанка в красной шали. 1906
Испанка в черной шали. 1908
Испанка на балконе. 1911
Испанка с букетом желтых цветов. 1907
Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.
Автопортрет. 1912
Автопортрет с полосатой тканью. 1927
У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).
Натюрморт с цветами
Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915
Натюрморт. Флоксы. 1911
Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.