vittasim (vittasim) wrote in art_links,
vittasim
vittasim
art_links

"Фрагменты неизвестного города"

Новый Год диктует свои темы. Хочется чего-то необычного, странного, забавного, нелепого. Поэтому я расскажу о выставке "Фрагменты неизвестного города", которая проходила в Питере с 27 по 30 октября пока еще этого года. Чудеса начались за несколько часов до открытия выставки: в доме – музее Набокова на стене висел плакат, приглашающий на эту выставку. Представляю, сколько бы выдал сарказма Владимир Владимирович Набоков, если бы побывал на выставке. Но во времена Набокова такое не смогло бы даже присниться в страшном сне. Мой рассказ сопровождают не только мои фотографии, но и фотографии моего любимого блогера lap_ira.





Города, как живые существа, рождаются, живут и умирают. Их жизнь сложно вписать в строгие рамки правил и предписаний. Между тем, остается не до конца ясным, насколько они сами способны контролировать свое функционирование и развитие. И до какой степени они предопределяют жизнь своих жителей. Художники из Берлина попытались исследовать эти урбанистические проблемы. Работы, созданные в результате их художественных изысканий, были представлены на выставке "Фрагменты неизвестного города". Выставка проводилась в связи с международной конференцией «Городская политика и развитие в Европе и России» (28 – 30 октября) при поддержке Центра независимых социологических исследований, Центра изучения Германии и Европы и Центра европейских исследований – Центра ЕС при ЕУСПб и проходила на бывшей текстильной фабрике «Красное знамя», построенной в середине 1920-х годов при участии немецкого архитектора Эриха Мендельсона.



В 2006 году территория фабрики была куплена Игорем Бурдинским, который планирует создать здесь культурный центр. Вокруг «Красного знамени» идет много споров. Ситуация осложняется тем, что здание Мендельсона – памятник архитектуры конструктивизма. Несомненно, его нужно сохранить, но пока что нет единого мнения о том, должно ли оно при этом превратиться в музей. Мы пришли на открытие выставки. Длинная лестница в ярких граффити, длинные коридоры – последний превращен в черную и неосвещенную пещеру и – длинный цех, в котором и проходила выставка. У входа проголодавшим раздавали глинтвейн и булочки.




Народ клубился вокруг куратора выставки Ивана Чечот (кандидата искусствоведения, автора более 40 научных работ, руководителя сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств РАН (с 1994), профессора факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, приглашенного профессора Института истории искусств Венского университета (1997); факультета культурологии Университета Виадрина во Франкфурте-на-Одере (1998), члена общества Макса Бекмана в Мюнхене).




Кто-то радостно общался, кто-то бродил по выставке, на которой, кроме арт-объектов попадались и остатки прошлой жизни – например – какой-то станок. Ну, а мы еще немного поразбираемся с концепцией данной выставки.








Семь молодых художников из Берлина приехали в Петербург с целью исследовать город. Большинство из них – студенты Института пространственных экспериментов Олафура Эллиассона, основанного на идее, что пространство, в котором размещаются арт-объекты, является важной частью замысла художника.





Поэтому они зачастую используют пространства, которые не ассоциируются с искусством, такие как пустующие многоквартирные дома, останки заброшенных заводов. «Фрагменты незнакомого города» предлагают в спонтанной игровой форме вдохнуть новую жизнь в пространства, имеющие свою историю. В глазах иностранных художников город - это неизведанная территория, которую можно исследовать и открывать каждый день заново.




В отличие от градостроения и архитектуры изобразительное искусство не утилитарно и не функционально. Оно пренебрегает пользой и здравым смыслом и старается мыслить в ключе немыслимого. По случаю проведения конференции «Городская политика и развитие в Европе и России» художники решили уделить внимание характерным чертам и противоречиям городского пространства.




Большая часть работ рассматривает город как живой организм, который растет и разрушается одновременно. Искусство стремится стать частью публичного городского пространства, ведя открытый диалог с горожанами. Для этого художники, участвующие в выставке, создают свои произведения с помощью экспериментальных художественных средств. И средства, используемые на этой выставке – ох, как экспериментальны.








А теперь пройдемся и мы по выставке.




Маркус Хоффман и его петербургские коллеги и друзья в течении нескольких недель растили восемь грибниц на стопках газет в обычной квартире. Грибы быстро обжили печатную почву, превратив ее в органические образования. Ни в архитектурных, ни в урбанистических проектах невозможно точно прогнозировать, как будет изменяться в естественных условиях материал и конструкция с течением времени. Несет ли в себе органическое трансформацию городской среды или оно угрожает ей разрушением?














Еще один проект Маркуса Хоффмана – две бас-гитары подсоединены с помощью сенсоров к счетчикам Гейгера. Всякий раз, когда уровень радиации меняется, они издают низкий, раскатистый звук. Инструменты озвучивают само пространство, те его свойства, которые невозможно воспринять без специальных приборов. Мы слышим процессы, происходящие в любом архитектурном и урбанистическом пространстве. О существовании этих процессов мы часто даже и не подозреваем.







Юлиан Шарьер и Андреас Грайнер произвольно выбрали 9 мест в Петербурге, чтобы взять пробы воздуха в разных районах. В каждой из девяти точек они открывали запечатанный контейнер с питательной средой для микроорганизмов, в который проникали бактерии, содержащиеся в воздухе. Местность фотографировалась на Полароид.







Бактерии, приживаясь в питательной среде, начинали рисовать фрагменты красочной сюрреалистической карты. Бактерии присутствуют повсюду. Возможно, карта, созданная ими, открывает нам город, который тоже нужно знать и любить.











Шесть рисунков Яна Франка рассказывают историю вымышленного города, расположенного в центральной Европе. В годы Второй мировой войны союзники бомбили его так, чтобы создать коридор, ведущий в самый центр. Затем город был выжжен напалмом. Последние разрушения пришлись на послевоенное время, когда город был застроен блочными кварталами спальных районов с линейной планировкой.





Эта история полностью вымышлена, но это не означает, что она не могла произойти в действительности. Исторические факты зачастую только подтверждают интуитивные догадки, в то время, как последовательное планирование часто застраховано случайностью и удачей.








Два больших экрана демонстрируют инсталляцию Фабиана Кнехта. На них видно, как художник тащит лодку по асфальту через плотное городское движение (представляю, что думали об этом бурлаке водители машин) и паркует на автостоянке перед «Красным Знаменем». Видеодокументацией этого перфоманса мы и любовались, глядя на экраны.




Идея же данного действа такова: наше передвижение в пространстве строго структурировано, мы действуем по предначертанным правилам. Всему отведено свое место: тротуары для пешеходов, каналы для лодок. Своим вмешательством Фабиан обнажает структуру организованного городского пространства и использует его непредусмотренным правилами образом.





Меньше всех заморачивалась на выставке, создавая свой шедевр, Катя Бурлыга. Она просто представила старые лампы, найденные в цехах этой фабрики. Лампы не горят, они освещены дополнительной подсветкой. Фабрика выведена из эксплуатации вместе с механизмами и устройствами, использовавшимися здесь на производстве. Катя, подсвечивая лампы, спрашивает, каково будущее фабрики? Станет ли она еще одним арт-центром, как это происходит со многими старыми заводами в Берлине? Все очень просто – подсветить старые лампы и обладающие фантазией могут представить очередную проблему.







http://www.nstar-spb.ru/articles/article_1254.html

http://ru-ru.facebook.com/events/295873817106911/

http://cisr.ru/news_278.html

http://www.wherevent.com/detail/goethe-institut-petersburg-fragments-of-an-unknown-city

http://www.euro-pulse.ru/bill/?city=&type=22

http://www.cisr.ru/files/news/press_271011.pdf


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments