
Города, как живые существа, рождаются, живут и умирают. Их жизнь сложно вписать в строгие рамки правил и предписаний. Между тем, остается не до конца ясным, насколько они сами способны контролировать свое функционирование и развитие. И до какой степени они предопределяют жизнь своих жителей. Художники из Берлина попытались исследовать эти урбанистические проблемы. Работы, созданные в результате их художественных изысканий, были представлены на выставке "Фрагменты неизвестного города". Выставка проводилась в связи с международной конференцией «Городская политика и развитие в Европе и России» (28 – 30 октября) при поддержке Центра независимых социологических исследований, Центра изучения Германии и Европы и Центра европейских исследований – Центра ЕС при ЕУСПб и проходила на бывшей текстильной фабрике «Красное знамя», построенной в середине 1920-х годов при участии немецкого архитектора Эриха Мендельсона.

В 2006 году территория фабрики была куплена Игорем Бурдинским, который планирует создать здесь культурный центр. Вокруг «Красного знамени» идет много споров. Ситуация осложняется тем, что здание Мендельсона – памятник архитектуры конструктивизма. Несомненно, его нужно сохранить, но пока что нет единого мнения о том, должно ли оно при этом превратиться в музей. Мы пришли на открытие выставки. Длинная лестница в ярких граффити, длинные коридоры – последний превращен в черную и неосвещенную пещеру и – длинный цех, в котором и проходила выставка. У входа проголодавшим раздавали глинтвейн и булочки.

Народ клубился вокруг куратора выставки Ивана Чечот (кандидата искусствоведения, автора более 40 научных работ, руководителя сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств РАН (с 1994), профессора факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, приглашенного профессора Института истории искусств Венского университета (1997); факультета культурологии Университета Виадрина во Франкфурте-на-Одере (1998), члена общества Макса Бекмана в Мюнхене).

Кто-то радостно общался, кто-то бродил по выставке, на которой, кроме арт-объектов попадались и остатки прошлой жизни – например – какой-то станок. Ну, а мы еще немного поразбираемся с концепцией данной выставки.


Семь молодых художников из Берлина приехали в Петербург с целью исследовать город. Большинство из них – студенты Института пространственных экспериментов Олафура Эллиассона, основанного на идее, что пространство, в котором размещаются арт-объекты, является важной частью замысла художника.

Поэтому они зачастую используют пространства, которые не ассоциируются с искусством, такие как пустующие многоквартирные дома, останки заброшенных заводов. «Фрагменты незнакомого города» предлагают в спонтанной игровой форме вдохнуть новую жизнь в пространства, имеющие свою историю. В глазах иностранных художников город - это неизведанная территория, которую можно исследовать и открывать каждый день заново.

В отличие от градостроения и архитектуры изобразительное искусство не утилитарно и не функционально. Оно пренебрегает пользой и здравым смыслом и старается мыслить в ключе немыслимого. По случаю проведения конференции «Городская политика и развитие в Европе и России» художники решили уделить внимание характерным чертам и противоречиям городского пространства.

Большая часть работ рассматривает город как живой организм, который растет и разрушается одновременно. Искусство стремится стать частью публичного городского пространства, ведя открытый диалог с горожанами. Для этого художники, участвующие в выставке, создают свои произведения с помощью экспериментальных художественных средств. И средства, используемые на этой выставке – ох, как экспериментальны.


А теперь пройдемся и мы по выставке.

Маркус Хоффман и его петербургские коллеги и друзья в течении нескольких недель растили восемь грибниц на стопках газет в обычной квартире. Грибы быстро обжили печатную почву, превратив ее в органические образования. Ни в архитектурных, ни в урбанистических проектах невозможно точно прогнозировать, как будет изменяться в естественных условиях материал и конструкция с течением времени. Несет ли в себе органическое трансформацию городской среды или оно угрожает ей разрушением?




Еще один проект Маркуса Хоффмана – две бас-гитары подсоединены с помощью сенсоров к счетчикам Гейгера. Всякий раз, когда уровень радиации меняется, они издают низкий, раскатистый звук. Инструменты озвучивают само пространство, те его свойства, которые невозможно воспринять без специальных приборов. Мы слышим процессы, происходящие в любом архитектурном и урбанистическом пространстве. О существовании этих процессов мы часто даже и не подозреваем.


Юлиан Шарьер и Андреас Грайнер произвольно выбрали 9 мест в Петербурге, чтобы взять пробы воздуха в разных районах. В каждой из девяти точек они открывали запечатанный контейнер с питательной средой для микроорганизмов, в который проникали бактерии, содержащиеся в воздухе. Местность фотографировалась на Полароид.


Бактерии, приживаясь в питательной среде, начинали рисовать фрагменты красочной сюрреалистической карты. Бактерии присутствуют повсюду. Возможно, карта, созданная ими, открывает нам город, который тоже нужно знать и любить.



Шесть рисунков Яна Франка рассказывают историю вымышленного города, расположенного в центральной Европе. В годы Второй мировой войны союзники бомбили его так, чтобы создать коридор, ведущий в самый центр. Затем город был выжжен напалмом. Последние разрушения пришлись на послевоенное время, когда город был застроен блочными кварталами спальных районов с линейной планировкой.

Эта история полностью вымышлена, но это не означает, что она не могла произойти в действительности. Исторические факты зачастую только подтверждают интуитивные догадки, в то время, как последовательное планирование часто застраховано случайностью и удачей.


Два больших экрана демонстрируют инсталляцию Фабиана Кнехта. На них видно, как художник тащит лодку по асфальту через плотное городское движение (представляю, что думали об этом бурлаке водители машин) и паркует на автостоянке перед «Красным Знаменем». Видеодокументацией этого перфоманса мы и любовались, глядя на экраны.

Идея же данного действа такова: наше передвижение в пространстве строго структурировано, мы действуем по предначертанным правилам. Всему отведено свое место: тротуары для пешеходов, каналы для лодок. Своим вмешательством Фабиан обнажает структуру организованного городского пространства и использует его непредусмотренным правилами образом.

Меньше всех заморачивалась на выставке, создавая свой шедевр, Катя Бурлыга. Она просто представила старые лампы, найденные в цехах этой фабрики. Лампы не горят, они освещены дополнительной подсветкой. Фабрика выведена из эксплуатации вместе с механизмами и устройствами, использовавшимися здесь на производстве. Катя, подсвечивая лампы, спрашивает, каково будущее фабрики? Станет ли она еще одним арт-центром, как это происходит со многими старыми заводами в Берлине? Все очень просто – подсветить старые лампы и обладающие фантазией могут представить очередную проблему.


http://www.nstar-spb.ru/articles/article_1254.html
http://ru-ru.facebook.com/events/295873817106911/
http://www.wherevent.com/detail/goethe-institut-petersburg-fragments-of-an-unknown-city
http://www.euro-pulse.ru/bill/?city=&type=22
http://www.cisr.ru/files/news/press_271011.pdf