pavel_in (pavel_in) wrote in art_links,
pavel_in
pavel_in
art_links

Categories:

Живопись Ренато Гуттузо


Кафе "Греко" в Риме

ГУТТУЗО, Ренато (Guttuso, Renato, 1912, Багерия, близ Палермо — 1987, Рим). Итальянский живописец, представитель неореализма в изобразительном искусстве. Первые профессиональные навыки получил в мастерской палермского ремесленника, занимавшегося росписью повозок. В 1931 переехал в Рим, затем в Милан. В 1938 стал одним из основателей журнала Корренте и одноименной группировки художников-антифашистов. В 1940 вступил в коммунистическую партию.

В работах 1930 — начала 1940-х, отмеченных влиянием экспрессионизма, ярко проявилась социально-политическая направленность творчества Гуттузо — его вера в созидательную энергию трудового народа, ненависть к диктатуре (Бегство с Этны, 1939; Распятие, 1941—1942, обе — Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1943 Гуттузо включился в движение Сопротивления, вступив в одну из партизанских бригад. Как отклик на жестокую расправу гитлеровских солдат с заложниками возникла серия рисунков Gott mit uns! (1944). В 1946 Гуттузо стал инициатором "Нового фронта искусств", объединившего художников-антифашистов разных творческих направлений, а после его распада возглавил группировку неореалистов.

Стиль зрелого Гуттузо сложился в результате ассимиляции опыта экспрессионизма, кубизма, внимательного изучения творчества Пикассо и мастеров XIX в. (Делакруа, Жерико, Гойи, Домье, Курбе). В его крупномасштабных полотнах, возобновляющих традицию многофигурной исторической картины, динамичность сцен массового действия сочетается с выразительностью индивидуальных характеристик отдельных персонажей (Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии, 1948, Берлин, Академия художеств; Битва у моста Аммиральо, 1951—1952, Милан, библиотека Фельтринелли). Особая энергоемкость композиции достигается плотным заполнением пространства массивными, рельефно прорисованными формами, высокой цветонасыщенностью, оптической отчетливостью всех деталей переднего и заднего планов; общая панорама события складывается из множества ясно очерченных индивидуальных фигур, требующих последовательного рассматривания.

С конца 1950-х в живописи Гуттузо усиливаются экспрессионистические проявления: цвет обретает особую интенсивность, пространство складывается из пересекающихся перспектив со множеством точек схода, отдельные фигуры и группы изображаются в разных масштабах и рассогласованных ракурсах. "Плавающая" перспектива позволяет художнику, как при съемках движущейся камерой, приближать и отдалять фигуры, менять угол зрения, укрупнять детали, "вводить в фокус" заголовки газет, журналов, листовок (Дискуссия, 1959—1960, Лондон, галерея Тейт; Толпа, 1960, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Похороны Тольятти, 1972, Болонья, Галерея современного искусства).

Со второй половины 1960-х социальная тематика в творчестве Гуттузо дополняется ретроспекциями, ностальгическими воспоминаниями. Автобиографический цикл (1966) посвящен людям и пейзажам Сицилии — местам, где прошли детство и юность художника. В последующих циклах 1970-х Посещения и Аллегории картины современной действительности наполняются цитатами из классического искусства (Посвящается мастеру Авиньонской Пьеты, Грюневальду и Пикассо, 1973, Милан, галерея Тонинелли; Кафе "Греко", 1976, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса).

Портрет Анны Маньяни


Смотреть ещё Ренато Гуттузо
Subscribe

  • Svintus Marginalis (лат.).

    Третьего дня сижу, никого не трогаю, томлюсь в блаженной праздности. ВНЕЗАПНО в личку прилетает что то средневековое с каментом от камрада…

  • '64オリンピック東京. Закрытие.

    '64オリンピック東京. Открытие. Одинокая карточка 143 Х 103 mm: オリンピック資金財団発売のメダルと記念切手 - Выпуск медалей и памятных марок Олимпийского фонда…

  • '64オリンピック東京. Открытие.

    А тут оказывается имели место олимпийские игры в Токио. Джапанцы любят подобные игрища, их только в стольном граде умудрились аж дважды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment