Николай Николаевич Ге. "Голова Христа", 1893. Бумага, соус, растушка.. 58,7 х 46,5. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева
Статья предоставлена журналом "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ"
Нина Маркова
Момент истины
В мае 2011 года произошло историческое событие, которое музейное сообщество в России ожидало более двадцати лет: благодаря финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ из Женевы на родину вернулась коллекция рисунков Николая Николаевича Ге.
По своей полноте и целостности женевская коллекция уникальна. Это самое крупное из известных сейчас собраний графики Ге: пятьдесят пять листов с рисунками, общее количество которых (вместе с изображениями на оборотах) равно семидесяти. Ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для понимания масштаба и своеобразия его дарования как рисовальщика. Рисунки, хранящиеся в различных музеях России (ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный музей Л.Н. Толстого, Нижегородский Государственный художественный музей) и ближнего зарубежья (Киевский музей русского искусства, Днепропетровский художественный музей), среди которых есть ряд первоклассных произведений, лишь дополняют женевское собрание, образующее основной корпус графики художника.
Николай Николаевич Ге. «И распустились у ангела за спиной крылья, и поднялся он на небо», 1886. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы» . Бумага, литографский карандаш, растушка. 50,5 х 34,3. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева
Николай Николаевич Ге. «Повернул голову, открыл глаза и взглянул на Семена». Бумага литографский карандаш, растушка, кисть. 43,5 х 30,2. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева
Коллекция представляет Ге во всей его неповторимой индивидуальности искателя Истины, единомышленника и соратника Л.Н. Толстого. Значительная часть произведений женевского собрания характеризует творческие отношения писателя и художника. В нее входят прежде всего двенадцать превосходных рисунков – оригиналов иллюстраций к рассказу «Чем люди живы» (1886) . История ангела, усомнившегося в Промысле Божьем и низвергнутого в наказание на землю, рассказанная очень реалистично, понятным, простым языком, нашла в рисунках адекватную интерпретацию. Ге изобразил отдельные эпизоды повествования со всей обстоятельностью художника-реалиста, тщательно и очень деликатно разработав их в тональном отношении. Рисунки пронизаны светом, который придает какую-то особую «драгоценность» оригиналам и совершенно не передается в репродукциях. Другой большой цикл составляют эскизы иллюстраций для предполагавшегося издания «Краткого изложения Евангелия» Толстого (1886–1888), запрещенного цензурой и оставшегося незавершенным. Эти выполненные углем и колоссальные по размеру листы –совершенно другие по стилю: очень экспрессивные, сделаны динамичным штрихом, в ряде случаев – сложные по структуре. Отдельную группу образуют эскизы к картинам, составляющим основу экспозиции зала Ге в Третьяковской галерее: «Вестники Воскресения» (1867), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889), «Совесть. Иуда» (1891), «“Что есть истина?” Христос и Пилат» (1890), «Суд синедриона. “Повинен смерти!”» (1892). Семнадцать рисунков связаны с работой художника над «Распятием», главным произведением его «страстного цикла». Ге отдал ему много лет: начиная с 1884 года, он создал наряду с многочисленными незавершенными вариантами четыре законченные картины. Сохранившиеся в коллекции рисунки – эскизы и натурные штудии – относятся к 1892–1894 годам. В это время Ге рисовал эскизы и наброски к «Распятию» непрерывно, постоянно меняя композицию, не прекращая черновой работы даже тогда, когда писал очередной, как ему казалось, последний вариант. Он вкладывал весь темперамент, всю мощь духовной страсти в выражение захватившей его идеи. На протяжении небольшого промежутка времени им были созданы совершенно разные композиции: натуралистичные и тяготеющие к символике; драматические и гармонично-просветленные; реалистические и шокирующие экспрессией и гротеском, неведомыми художественному языку XIX столетия. Уголь и соус – два основных инструмента, которыми Ге творил эту поражающую своей невероятной свободой владения техникой полифоническую сюиту. Серия рисунков к «Распятию» представляет собой очень цельный в художественном отношении блок произведений, создающий вполне самодостаточный художественный эффект. Это – вершина творчества Ге-рисовальщика, один из наиболее значительных и вдохновенных вкладов в историю отечественного искусства конца XIX столетия.
Николай Николаевич Ге. «Сидит Михайла, сложивши руки на коленках, глядит вверх, улыбается», 1886. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы»
Бумага, литографский карандаш, растушка. 38,8 х 32,7. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева
Судьба женевской коллекции вполне могла стать темой драматичного и захватывающего романа. В нем было бы все – незаурядные характеры, кипение страстей, невероятные повороты сюжета и необъяснимая, иногда кажущаяся фантастической взаимосвязь событий, приведших в итоге к счастливому финалу.
Николай Николаевич Ге. Христос в синагоге («Ныне исполнилось»), 1886. Эскиз иллюстрации «Краткого изложения Евангелия» Л.Н. Толстого. Бумага, уголь, растушка, мокрая кисть. 68 х 101,8. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева
Ге-младший был прекрасным сыном. Отрекшись от идей, которым следовал в жизни под влиянием отца, он остался верен своему сыновнему долгу перед его памятью. В Европе он организовал несколько выставок произведений художника: в 1903 году в Париже, а затем в Женеве, и позднее, в 1928 году по случаю столетнего юбилея Толстого. Наряду с «Распятием» (1894) и портретами, он выставлял также рисунки – иллюстрации к «Краткому изложению Евангелия», к рассказам «Чем люди живы» и «Кающемуся грешнику». В 1903 году издал «Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге», в котором были воспроизведены 230 картин, этюдов и рисунков художника . Работа по подготовке издания заняла около трех лет: «Сначала я собирал, а Мей [фотограф] снимал все, что было в известных мне руках и музеях, а потом два года ездил по России и разыскивал то, что было в неизвестных руках… Снявши около 340 фотографий, я решил выпустить Альбом» . Деньги на издание пожертвовали московский предприниматель и коллекционер К.Т. Солдатёнков и младший сын Л.Н. Толстого, Михаил, часть средств вложил сам Николай Николаевич. Он занимался также подготовкой материалов к биографии отца , планируя включить в издание произведения, по разным причинам не вошедшие в альбом.
Николай Николаевич Ге. "Кающийся грешник", 1886. На сюжет одноименного рассказа Л.Н. Толстого. Бумага, уголь, соус, растушка, кисть. 60,8 х 40 см. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева
Читать продолжение статьи о творчестве Н.Н.Ге и смотреть иллюстрации на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru
>>>>>