www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in art_links,
www.halloART.ru
chernov_vlad
art_links

Categories:
  • Location:

"Момент истины". Художник Николай Николаевич Ге


Николай Николаевич Ге. "Голова Христа", 1893. Бумага, соус, растушка.. 58,7 х 46,5. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева


Статья предоставлена журналом "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ"

Нина Маркова
Момент истины



     В мае 2011 года произошло историческое событие, которое музейное сообщество в России ожидало более двадцати лет: благодаря финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ из Женевы на родину вернулась коллекция рисунков Николая Николаевича Ге.
     По своей полноте и целостности женевская коллекция уникальна. Это самое крупное из известных сейчас собраний графики Ге: пятьдесят пять листов с рисунками, общее количество которых (вместе с изображениями на оборотах) равно семидесяти. Ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для понимания масштаба и своеобразия его дарования как рисовальщика. Рисунки, хранящиеся в различных музеях России (ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный музей Л.Н. Толстого, Нижегородский Государственный художественный музей) и ближнего зарубежья (Киевский музей русского искусства, Днепропетровский художественный музей), среди которых есть ряд первоклассных произведений, лишь дополняют женевское собрание, образующее основной корпус графики художника.


 
Николай Николаевич Ге. «И распустились у ангела за спиной крылья, и поднялся он на небо», 1886. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы» . Бумага, литографский карандаш, растушка. 50,5 х 34,3. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева

 
Николай Николаевич Ге. «Повернул голову, открыл глаза и взглянул на Семена». Бумага литографский карандаш, растушка, кисть. 43,5 х 30,2. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева


     Коллекция представляет Ге во всей его неповторимой индивидуальности искателя Истины, единомышленника и соратника Л.Н. Толстого. Значительная часть произведений женевского собрания характеризует творческие отношения писателя и художника. В нее входят прежде всего двенадцать превосходных рисунков – оригиналов иллюстраций к рассказу «Чем люди живы» (1886) . История ангела, усомнившегося в Промысле Божьем и низвергнутого в наказание на землю, рассказанная очень реалистично, понятным, простым языком, нашла в рисунках адекватную интерпретацию. Ге изобразил отдельные эпизоды повествования со всей обстоятельностью художника-реалиста, тщательно и очень деликатно разработав их в тональном отношении. Рисунки пронизаны светом, который придает какую-то особую «драгоценность» оригиналам и совершенно не передается в репродукциях. Другой большой цикл составляют эскизы иллюстраций для предполагавшегося издания «Краткого изложения Евангелия» Толстого (1886–1888), запрещенного цензурой и оставшегося незавершенным. Эти выполненные углем и колоссальные по размеру листы –совершенно другие по стилю: очень экспрессивные, сделаны динамичным штрихом, в ряде случаев – сложные по структуре. Отдельную группу образуют эскизы к картинам, составляющим основу экспозиции зала Ге в Третьяковской галерее: «Вестники Воскресения» (1867), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889), «Совесть. Иуда» (1891), «“Что есть истина?” Христос и Пилат» (1890), «Суд синедриона. “Повинен смерти!”» (1892). Семнадцать рисунков связаны с работой художника над «Распятием», главным произведением его «страстного цикла». Ге отдал ему много лет: начиная с 1884 года, он создал наряду с многочисленными незавершенными вариантами четыре законченные картины. Сохранившиеся в коллекции рисунки – эскизы и натурные штудии – относятся к 1892–1894 годам. В это время Ге рисовал эскизы и наброски к «Распятию» непрерывно, постоянно меняя композицию, не прекращая черновой работы даже тогда, когда писал очередной, как ему казалось, последний вариант. Он вкладывал весь темперамент, всю мощь духовной страсти в выражение захватившей его идеи. На протяжении небольшого промежутка времени им были созданы совершенно разные композиции: натуралистичные и тяготеющие к символике; драматические и гармонично-просветленные; реалистические и шокирующие экспрессией и гротеском, неведомыми художественному языку XIX столетия. Уголь и соус – два основных инструмента, которыми Ге творил эту поражающую своей невероятной свободой владения техникой полифоническую сюиту. Серия рисунков к «Распятию» представляет собой очень цельный в художественном отношении блок произведений, создающий вполне самодостаточный художественный эффект. Это – вершина творчества Ге-рисовальщика, один из наиболее значительных и вдохновенных вкладов в историю отечественного искусства конца XIX столетия.

 
Николай Николаевич Ге. «Сидит Михайла, сложивши руки на коленках, глядит вверх, улыбается», 1886. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы»
Бумага, литографский карандаш, растушка. 38,8 х 32,7. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева


     Судьба женевской коллекции вполне могла стать темой драматичного и захватывающего романа. В нем было бы все – незаурядные характеры, кипение страстей, невероятные повороты сюжета и необъяснимая, иногда кажущаяся фантастической взаимосвязь событий, приведших в итоге к счастливому финалу.

 
Николай Николаевич Ге. Христос в синагоге («Ныне исполнилось»), 1886. Эскиз иллюстрации «Краткого изложения Евангелия» Л.Н. Толстого. Бумага, уголь, растушка, мокрая кисть. 68 х 101,8. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева

     Ге-младший был прекрасным сыном. Отрекшись от идей, которым следовал в жизни под влиянием отца, он остался верен своему сыновнему долгу перед его памятью. В Европе он организовал несколько выставок произведений художника: в 1903 году в Париже, а затем в Женеве, и позднее, в 1928 году по случаю столетнего юбилея Толстого. Наряду с «Распятием» (1894) и портретами, он выставлял также рисунки – иллюстрации к «Краткому изложению Евангелия», к рассказам «Чем люди живы» и «Кающемуся грешнику». В 1903 году издал «Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге», в котором были воспроизведены 230 картин, этюдов и рисунков художника . Работа по подготовке издания заняла около трех лет: «Сначала я собирал, а Мей [фотограф] снимал все, что было в известных мне руках и музеях, а потом два года ездил по России и разыскивал то, что было в неизвестных руках… Снявши около 340 фотографий, я решил выпустить Альбом» . Деньги на издание пожертвовали московский предприниматель и коллекционер К.Т. Солдатёнков и младший сын Л.Н. Толстого, Михаил, часть средств вложил сам Николай Николаевич. Он занимался также подготовкой материалов к биографии отца , планируя включить в издание произведения, по разным причинам не вошедшие в альбом.
 
 
Николай Николаевич Ге. "Кающийся грешник", 1886. На сюжет одноименного рассказа Л.Н. Толстого. Бумага, уголь, соус, растушка, кисть. 60,8 х 40 см. Государственная Третьяковская галерея, ранее собрание К.Больмана, Женева

 Читать  продолжение статьи о творчестве Н.Н.Ге и смотреть иллюстрации на  сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru

>>>>> 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments