vittasim (vittasim) wrote in art_links,
vittasim
vittasim
art_links

Category:

Саркофаги Эрмитажа. Саркофаг (''Гробница Гомера''). Ахилл среди дочерей Ликомеда

Саркофаг (''Гробница Гомера''). Ахилл среди дочерей Ликомеда. Древний Рим. II в. н. э.
Мрамор. Этот саркофаг, как и два предыдущих, о которых я рассказывала, http://vittasim.livejournal.com/42547.html, http://vittasim.livejournal.com/42823.html тоже находится в зале Юпитера в Эрмитаже.





Интересна история приобретения этого саркофага, вывезенного из Средиземноморья в ходе 1-й Архипелагской экспедиции графа Г. А. Орлова-Чесменского (1769-1774) либо с о. Андрос, либо с о. Хиос. Владельцем саркофага стал граф Александр Сергеевич Строганов, впоследствии – президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки, «заводитель дел необыкновенных». Это приобретение сразу выдвинуло Строганова среди коллекционеров на первый план. Саркофаг был привезен в Петербург и поступил в Строгановский дворец. В описании своей художественной галереи сам А.С.Строганов так повествует об этом событии: «В первую турецкую войну 1770 г., когда русское оружие торжествовало на морях, русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: “Не памятник ли это Гомера?” Эта фраза стала переходить из уст в уста, и без всякого основания, все заключили, что я владею гробницею Гомера».
Гробница Гомера — красивая историческая легенда, такая же, как Атлантида или золото Трои из коллекции Генриха Шлимана. За ее несметными богатствами авантюристы гонялись по свету не одно столетие. Величайший из них — граф Калиостро — искал древнегреческий саркофаг даже в Петербурге. Забавно, что журнал "Минерва" в 1807 г. сообщал, что вместе с саркофагом были найдены также скелет и чернильница Гомера.

Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.




Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.
«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812)




Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.




Начнем осмотр саркофага с правой стенки. На ней изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды . Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием. Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)




Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.




Сначала вспомним историю Ахилла, предшествующую сцене, изображенной на фронтальной стенке саркофага. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя. Теперь полюбуемся фронтальной стенкой саркофага. Сцена представляет Ахилла, стремительным движением схватившего оружие, и Дейдамию – дочь Ликомеда, его возлюбленную, в страхе павшую на одно колено.




Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней – Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.




Таким образом, композиция передней стенки саркофага была свободная, динамичная, но уравновешенная. Действие, стремительное в центре, постепенно замирает и заканчивается спокойно стоящей фигурой Диомеда, с одной стороны, и сидящей в кресле дочерью Ликомеда, с другой. Композиция, несомненно ,заимствована и повторяет какой-то прославленный памятник монументальной живописи. Свободное расположение фигур на гладком фоне дает возможность показать живой жест, движение и этим усилить выразительность сцены. Комбинируя одетые и полуобнаженные фигуры, мастер, не применяя сложных приемов обработки камня, добивается разнообразия его поверхности и игры света и тени. Стремясь к большей естественности, он чередует стоящие и сидящие фигуры.
Сотрудники отдела античного мира Эрмитажа изучили саркофаг с барельефом «Ахилл на Скиросе» и абсолютно уверены: по манере исполнения и даже складкам на одежде героев можно утверждать, что античная гробница относится ко II веку нашей эры. Знатный житель греческого острова, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.




У саргофага есть неразгаданная тайна - его задняя стенка не соответствует по стилю лицевой. На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой. Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.







В национальном римском музее, который расположен в термах Диоклетиана, есть мраморный саркофаг, 2-й половины 3-го века нашей эры, на фронтальной стенке которого изображен Хирон, обучающий Ахилла.




Юный Ахилл в руках держит кифару.




Напоследок еще два саркофага из Лувра с изображениями Ахилла среди дочерей Ликомеда,







Войтех Замаровский «Боги и герои Античных сказаний» Словарь перевод с чешского Ю.В.Преснякова Москва Изд. «Республика» 1994г.
http://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/AchillesChironSarcophagusTerme.html
http://www.myrmekion.ru/bibliography/saverkina1962.htm
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6008.php
http://www.industryart.ru/ru/article/?s=m&Id=1379
http://tsarskoeselo.gym1505.ru/node/1/material/80
http://gallerix.ru/album/Hermitage-5/pic/glrx-232138061
http://drevnie-mify.com/geroi-mifologii-drevnej-grecii/ahil.html
http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Achilles_Lycomedes_Louvre_Ma2120.jpg
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Achilles_Lycomedes_Louvre_AGRR4.jpg









Subscribe

  • Svintus Marginalis (лат.).

    Третьего дня сижу, никого не трогаю, томлюсь в блаженной праздности. ВНЕЗАПНО в личку прилетает что то средневековое с каментом от камрада…

  • '64オリンピック東京. Закрытие.

    '64オリンピック東京. Открытие. Одинокая карточка 143 Х 103 mm: オリンピック資金財団発売のメダルと記念切手 - Выпуск медалей и памятных марок Олимпийского фонда…

  • '64オリンピック東京. Открытие.

    А тут оказывается имели место олимпийские игры в Токио. Джапанцы любят подобные игрища, их только в стольном граде умудрились аж дважды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments