Мрамор. Этот саркофаг, как и два предыдущих, о которых я рассказывала, http://vittasim.livejournal.com/42547.html, http://vittasim.livejournal.com/42823.html тоже находится в зале Юпитера в Эрмитаже.
Интересна история приобретения этого саркофага, вывезенного из Средиземноморья в ходе 1-й Архипелагской экспедиции графа Г. А. Орлова-Чесменского (1769-1774) либо с о. Андрос, либо с о. Хиос. Владельцем саркофага стал граф Александр Сергеевич Строганов, впоследствии – президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки, «заводитель дел необыкновенных». Это приобретение сразу выдвинуло Строганова среди коллекционеров на первый план. Саркофаг был привезен в Петербург и поступил в Строгановский дворец. В описании своей художественной галереи сам А.С.Строганов так повествует об этом событии: «В первую турецкую войну 1770 г., когда русское оружие торжествовало на морях, русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: “Не памятник ли это Гомера?” Эта фраза стала переходить из уст в уста, и без всякого основания, все заключили, что я владею гробницею Гомера».
Гробница Гомера — красивая историческая легенда, такая же, как Атлантида или золото Трои из коллекции Генриха Шлимана. За ее несметными богатствами авантюристы гонялись по свету не одно столетие. Величайший из них — граф Калиостро — искал древнегреческий саркофаг даже в Петербурге. Забавно, что журнал "Минерва" в 1807 г. сообщал, что вместе с саркофагом были найдены также скелет и чернильница Гомера.
Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.
Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.
«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812)
Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.
Начнем осмотр саркофага с правой стенки. На ней изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды . Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием. Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)
Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.
Сначала вспомним историю Ахилла, предшествующую сцене, изображенной на фронтальной стенке саркофага. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя. Теперь полюбуемся фронтальной стенкой саркофага. Сцена представляет Ахилла, стремительным движением схватившего оружие, и Дейдамию – дочь Ликомеда, его возлюбленную, в страхе павшую на одно колено.
Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней – Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.
Таким образом, композиция передней стенки саркофага была свободная, динамичная, но уравновешенная. Действие, стремительное в центре, постепенно замирает и заканчивается спокойно стоящей фигурой Диомеда, с одной стороны, и сидящей в кресле дочерью Ликомеда, с другой. Композиция, несомненно ,заимствована и повторяет какой-то прославленный памятник монументальной живописи. Свободное расположение фигур на гладком фоне дает возможность показать живой жест, движение и этим усилить выразительность сцены. Комбинируя одетые и полуобнаженные фигуры, мастер, не применяя сложных приемов обработки камня, добивается разнообразия его поверхности и игры света и тени. Стремясь к большей естественности, он чередует стоящие и сидящие фигуры.
Сотрудники отдела античного мира Эрмитажа изучили саркофаг с барельефом «Ахилл на Скиросе» и абсолютно уверены: по манере исполнения и даже складкам на одежде героев можно утверждать, что античная гробница относится ко II веку нашей эры. Знатный житель греческого острова, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.
У саргофага есть неразгаданная тайна - его задняя стенка не соответствует по стилю лицевой. На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой. Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.
В национальном римском музее, который расположен в термах Диоклетиана, есть мраморный саркофаг, 2-й половины 3-го века нашей эры, на фронтальной стенке которого изображен Хирон, обучающий Ахилла.
Юный Ахилл в руках держит кифару.
Напоследок еще два саркофага из Лувра с изображениями Ахилла среди дочерей Ликомеда,
Войтех Замаровский «Боги и герои Античных сказаний» Словарь перевод с чешского Ю.В.Преснякова Москва Изд. «Республика» 1994г.
http://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/AchillesChironSarcophagusTerme.html
http://www.myrmekion.ru/bibliography/saverkina1962.htm
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6008.php
http://www.industryart.ru/ru/article/?s=m&Id=1379
http://tsarskoeselo.gym1505.ru/node/1/material/80
http://gallerix.ru/album/Hermitage-5/pic/glrx-232138061
http://drevnie-mify.com/geroi-mifologii-drevnej-grecii/ahil.html
http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Achilles_Lycomedes_Louvre_Ma2120.jpg
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Achilles_Lycomedes_Louvre_AGRR4.jpg