"Дневник Его Императорского Высочества
Великого Князя Николая Александровича,
сына и подданого Божьей милостью
Всероссийского монарха, защитника государства, народа и веры.
27 июля 1893 года. Орел, телец и Красуля"
Великого Князя Николая Александровича,
сына и подданого Божьей милостью
Всероссийского монарха, защитника государства, народа и веры.
27 июля 1893 года. Орел, телец и Красуля"
Сего дня, 27 июля 1893 года, во второй день присутственного отдыха навел, наконец, порядок среди подарков и сюрпризов, преподнесенных мне в честь двадцатишестилетия своего. Список подарков и сюрпризов и сами подарки и сюрпризы я передал графу Аделбергу для хранения в Канцелярии, но здесь бы хотел оставить запись о пяти предметах, которые мне, как особе императорского рода, дозволено оставить при себе в качестве даров.
[ Spoiler (click to open)]
Первой подобной вещью является "Путевой блокнот для записей с видами Лондона", присланный тетушкой Викторией. Блокнот сей являет собой образец гармоничного сочетания нордического английского юмора и английской же изящности и строгости в прекрасных искусствах. Хотя слегка обмишурился я. Не только английское прекрасное искусство украшает сей блокнот, но все же именно английское стремление к строгому совершенству и изящному сочетанию красоты и сдержанности определило нахождение всех сих прекрасных видов в одном гармоничном произведении искусства. "Благодарим мастеров кисти и красок со всего света, что сохраняют для нашей памяти на грубых холстах прекрасные виды Лондона. Составляя этот путевой блокнот, мы стремились не только дать помощь путнику, делающему шаг на улицы Лондона, но и обновить взгляд лондонцев на их столь древний, тысячавосьмсотпятидесятилетний, но юный душой город. Путевой блокнот дает возможность не только сравнивать архитектуру и пейзажные виды родных мест с их стариным, реалистичным, а иногда фантосмагоричным отображением полотнах гениальных художников со всех уголков Европы и мира, но и помогает путнику, делающему первые шаги на улицах Лондона, как можно более комфортно, безопасно и легко передвигаться между созерцаниями достопримечательностей и оставлять воспоминания о них рядом с их популярным художественным отображением. Чужестранцы рассматривали архитектуру и мироустройство Лондона с восторгом варваров, впервые входивших в Рим Цезаря и Луция Корнелия Сулла. Варварство это относится в большей мере к европейцам, хотя и у просвещенных русских, и у зажиточных китайцев, и у мудрых детей империи Сучжоу, можно найти потрясающие предметы искусства, изображающие Лондон и его предместья," - так гласит текст, напечатанный на форзаце блокнота и принадлежащий перу прекрасной тетушки моей Ее Императорскому Величеству королеве Виктории. Определенно, тетушка Виктория хотела подольстить нашей императорской семье, посылая столь хитроумную вещь "просвещенным русским". Созерцание блокнота заняло большую часть застольного времени. Удобства путников ради художественные отображения видов и пейзажей Лондона обозначали лишь топографическое ориентирование в Лондонском миробытии, а само же описание шедевров мировой живописи с указанием их авторства, размером холстов и местонахождения было сведено в единый лист в адициональном буклете. "Ну раз уж матушка Виктория полагает нас, русских, просвещенными, - по-хозяйски насупился батюшка: - то, полагаю, звание сие элита российская, собравшаяся на празднование дня рождения моего сына, должна подтвердить. Прошу Вас, судари и сударыни, не отвлекаясь от тоста и праздничной кулебяки, столь прекрасно приготовленной супругой моей, обрадовать меня, императора своего образованностью и просвещенностью русской." Посему Батюшка, явно полагая обучить нас, невежд, достойной самооценке, устроил, определенный праздник, лишив меня и гостей моих адиционального буклета, и, предложив каждому из присутствующих заполнить собственную анкету относительно шедевров живописи, размещенных в блокноте с непременным указанием пяти моментов из описания художественного полотна:
1. Какой стиль подразумевает тот или иной художественный холст.
2. Какому художнику принадлежит полотно, расмотренное в вопросе 1.
3. К каким годам создания либо же периода творчества художника можно отнести полотно, рассмотренное в вопросе 1.
4. Как именуется либо же какие названия имеет полотно, рассмотренное в вопросе 1.
5. Где выставлено либо же выставлялось (и в какие сроки) для публичного обзора полотно, рассмотренное в вопросе 1.
6. Каков размер холста полотна, рассмотренного в вопросе 1.
Право же, в момент заполнения и зачитывания анкет понял я, что просвещенность наша "матушкой Викторией" не столь сильно преувеличена. Блистательным оказался ответ Андрея Георгиевича Милославского, который ни единого раза не допустил ошибки. В описании же публичных мест, в коих выставлялись художественные полотна, превзошел адициональный буклет, ибо упомянул о публичной презентации полотен Михаила Матвеевича Иванова в Галерее искусств Николаса Рокфеллера, прошедшей с 12 января по 26 января сего года в Нью-Йорке и от того в адициональном буклете не указанной, и о последовавшей для ненасытной нью-йоркской публике второй двухнедельной серии восхитительной презентации полотен "нью-йоркского любимца" в муниципальном музее Нью-Йорка "Метрополитен". Впрочем, заслуги свои Андрей Георгиевич не признал, ибо над анкетой раздумывал не один, а с супругой, которая по английскому своему происхождению и благодаря художественному образованию, с художественными видами Лондона знакома была не понаслышке. Второе место тоже было отдано семье. Граф Иполлит Иванович Воронцов, которого батюшка и Александр Владимирович Аделберг прочат на место Министра Императорского двора с супругой и двумя сынами быстро расположили в правильной и соответствующей листу последовательности все художественные полотна, но не имели дополнительных очков по неимению своевременного знания о выставках русских живописцев в Галереях искусств. Бронзовое же призовое место получила графиня бронзоволосая Анастасия Владимировна Аделберг, при помощи семьи, решившей предоставить ее единолично в качестве победительницы семейной работы, своевременно ответившей на все вопросы, но допустившей досадную ошибку в описании холста Томаса Боулса, что было весьма простительно, ибо сия картина поместья Мальборо не покидала и знания о ней у ученицы химического факультета Санкт-Петербургской Академии могли быть исключительно энциклопедические. За сим первое место было всеми с довольством отдано графине Анастасии Владимировне.
Вторым предметом, оставленным мной для собственного пользования является письменный набор в виде тельца, созерцающего орла, собственоручно вырезанный батюшкой из липы дабы напоминать мне в моем стремлении познать банковское дело о моей извечной государственной сути. Определенно, если бы не открытое письмо Батюшки к набору, я бы истолковал его иначе, бо телец своим полноватым лицом и круглыми и слегка выпуклыми глазами вельми похож на меня, орел же мечтательностью взгляда напоминает Александру.
Третья вещь, порадовавшая меня до глубины живота моего, подарок Сергия. Светло-зеленое хаори с окантовкой сиреневого цвета и с таким же дивным сиреневым поясом. Сергий покаялся, что в подарок мне в свой визит в прекрасную империю Ниппон кузен купил полный ги. Однако же, не удержался и распечатал подарок раньше срока за что был наказан провидением. Хаками, приходившиеся к хаори, были подраны львом, сбежавшим из усадьбы господина Родзянко и разгуливавшего по саду кузена. Впрочем, о сем курьезе я уже писал в дневнике в записе от 18 июля 1893 года. Что же касается уцелевшей хаори, кою Сергию не надевал в виду собственной тщедушности и насмешек Елизаветы, то в моих занятиях каратэ сия одежда способствует великолепному настрою. Восхитительный рами дает преимущество перед хлопчатой доги в том, что заставляет члены противника скользить и не позволяет уцепиться. С помощью сей великолепной хаори я уже одержал три победы над Гришкой Распутиным, который хоть и ворчит на то, что мы находимся в неравной категории из-за царственных моих одежд, но сам зарится на вещи из рами и уже проболтался, что присмотрел себе подобную же куртку, но за нее надобно будет поместье заложить, а отец денег не даст.
<...>
Шестой предмет, оставленный у меня вне учрежденного порядка о необходимости оставления у себя пяти предметов, растение, уже прозванное всеми домашними Красулей, присланнре мне Алисой Гессенской, которую мне настойчиво хочется именовать Александрой, особенно после столь приятного и домовитого подарка. Красуля, Crassula Kirkii, плотное баобабоподобное дерево с толстыми листьями, способствующе великолепному озонированию воздуху и уничтожающе многие виды бактерий, в особенности же является противником бактерий Propionibacterium acnes, вызывающих кожное раздражение. Бактерии сии, определенно, лучше всего пораждающиеся из-за излишней натопленности помещений либо из-за резкой смены материей климата с холодного на протопленный, вызывают расслабленность духа, понурость и утомляемость тела, посему Красуля рекомендована мне Александрой дабы избежать понурости без ее прекрасных и растерянных синих глаз. В результате чтения сопроводительного письма к подарку от Александры наша с ней безмятежная дружба стала объектом нежных насмешек матушки.
Некоторые записи
из _официально учтенного
в Канцелярии Его Императорского Величества_
"Дневника Его Императорского Высочества
Великого Князя Николая Александровича Романова,
сына и подданного Божьей милостью
Всероссийского монарха, защитника государства, народа и веры"
можно прочесть здесь:
http://wisemonarchy.narod.ru/asparagus/apibus/
из _официально учтенного
в Канцелярии Его Императорского Величества_
"Дневника Его Императорского Высочества
Великого Князя Николая Александровича Романова,
сына и подданного Божьей милостью
Всероссийского монарха, защитника государства, народа и веры"
можно прочесть здесь:
http://wisemonarchy.narod.ru/asparagus/a