Leru (leru) wrote in art_links,
Leru
leru
art_links

Category:

Гойя. Терзания души.

Огромная удача выпала на долю тем, кто посетил выставку Гойи, проходящую в археологическом музее. Работы, представленные на ней, за небольшим исключением, нигде ранее не экспонировались и не репродуцировались, отчасти из-за того, что находятся в частных коллекциях, отчасти от того, что обладают колоссальным эмоциональным и психологическим воздействием.
Очень удачно выбрано место ее проведения – археологический музей – единственный подземный музей в Москве. Прямо перед входом – огромный автопортрет Гойи, который встречается еще дважды: установленный на мольберте при входе на саму выставку и стандартного размера офорт, открывывающий серию работ.
Состоящая из четырех офортных серий, выставка расположена на четырех уровнях, что является, несомненно, очень удачным компоновочным решением создателей выставки.

Верхний ярус, с которого и начинается выставка, отдан под экспозицию "Los Caprichos" ("Причуды") – наиболее известную серию офортов Гойи. Это сатира на нравы и пороки общества. Все работы сопровождены комментариями друга Гойи и одобрены самим художником, хотя, на мой взгляд, сами работы в них не нуждаются.
Несколько шагов вниз по лестнице – следующая серия – "Los Disparates" ("Нелепости"). Эта серия, отражающая кошмары и порождения снов, хоть и является последней в жизни уже глухого и полубезумного Гойи, но выглядит очень уместно с точки зрения самой выставки. Открывается она знаменитым листом "Сон разума порождает чудовищ".
Еще несколько ступеней вниз – следующий уровень – "Los Tauramaquia" ("Бой быков"). Гойя – первый (и, наверное, единственный) хроникально изобразивший развитие этого искусства (?), спорта (?), развлечения (?) Поединка – мощи и отваги.
В этой серии – портреты известных тореро, их знаменитые бои, их смерти. Великолепен офорт, изображающий короля Испании Карла V, убивающего быка ударом копья на корриде в Вальядолиде в честь рождения сына. Испания может гордиться таким королем! Кстати, композиция офорта напоминает построение "Боя архангела Михаила с Сатаной", отчего работа приобретает монументальность и пафос.
Интересно отметить, что на офортах этой серии люди могут выглядеть гротескно, поверженные или испугавшиеся лошади - жалко, но бык – великолепен всегда! Благороден и силен – воистину – достойный соперник.
Еще пролет лестницы вниз и мы попадаем в преисподнюю – серия офортов "Ужасы войны". Описать эти работы невозможно, видеть их – противоестественно.
Гойя не только сам участвовал в военных действиях во время наполеоновского нашествия, но и стал его хроникером. Никогда история искусства не знала такого феномена. Художники-баталисты изображают победы, крупные сражения, иногда, драматические сюжеты. Но здесь… Мародеры, раздевающие трупы. Старуха, занесшая нож над насильником ее дочери. Уже убитый, но еще живой пронзает пикой врага. А еще трупы, пытки, казни. И ни одной победы. Только кровавая изнанка войны.
Потрясает офорт, рассказывающий о защите деревни шестьюдесятью женщинами. Центральная фигура – молодая женщина, левой рукой держит ребенка, прикрывая его своим телом, а правой – рубится саблей с целым строем французских солдат. Это ли не символ Испании!
Тема женщины в творчестве Гойи, вообще, звучит особенной – нежной – нотой. Женщина прекрасна всегда: шлюха и развратница в "Капричос", ведьма - в "Снах", жертва и воительница в "Ужасах войны". И не только знаменитая Августина ("Какое мужество!")
Следует отметить, что в офортах серии "Ужасы войны" Гойя довольно часто прибегает к использованию классических композиций: "оплакивание Христа", "бичевание", "снятие с Креста", "положение во гроб". От этого совсем небольшие по размеру листы приобретают неслыханную монументальность. Особенно характерна в этом отношении заключительная работа, апофеоз всей выставки – "Предчувствие неизбежного". Фигура коленопреклоненного человека, не то молящего, не то проклинающего – манифест Гойи против войны, его воспаленная, терзаемая душа.
И, несколько слов о самой выставке. Очень интересно построение (многоуровневость), музыкальное сопровождение, цветовое решение (черно-белые офорты на красном фоне). Но, как всегда, не обошлось и без ляпов. В фойе происходит дегустация шоколада, кадры фильма, проецируемого на стене, скачут, а столики кафе, с которых, казалось бы, так удобно было бы смотреть фильм, здесь совершенно неуместны. Ну не лезет чашка кофе после такого! К чести публики в кафе не было ни одного посетителя. Хотя, надо сказать, и публика была весьма специфична: только знатоки и специалисты. Две журналистки выглядели весьма инородно. Много иностранных студентов (нашим не по карману).
В общем, выставка производит достойное впечатление. Представлены 222 офорта, но их компоновка создает впечатление бескрайности художественного таланта Гойи.

Выставка продлится до 18-го мая.


Автор - Irene

Subscribe

  • Н.А. Лаков "Узбекский танец"

    Художник Н.А. Лаков "Узбекский танец" Николай Андреевич Лаков (05.05.1894,Москва - 28.02.1970, Москва), советский художник. Открытое письмо 1950…

  • Художник - оформитель : Ю.Левиновский

    О чем рассказала марка. Марка СССР 1969 год, октябрь. 52-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции Художник: Ю.Левиновский Юрий…

  • Художник И.Я. Дергилёв и открытки

    Дергилёв, Иван Яковлевич , 20 августа 1926, Большая Глушица Самарской губернии - 8 апреля 1997, Москва. Советский художник, график, автор множества…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments