www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in art_links,
www.halloART.ru
chernov_vlad
art_links

Category:

«Пять веков итальянского рисунка». Выставка из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина / Москва, до 27.01.2013


Лука Камбьязо / Luca Cambiaso (1527-1585). "Пригвождение к кресту", перо, кисть коричневым тоном по наброску черным мелом

Искусствовед Филиппова К.А. : На днях я побывала в главном здании ГММИ им. А.С. Пушкина. И если выставка Лоренцо Лотто , при всех достоинствах художника, оказалась достаточно ожидаемой, то выставка «Пять веков итальянского рисунка» сильно поразила. Для иллюстрации своих впечатлений я использую репродукции Петра Садкова, фотографа интернет-проекта halloART.ru

Предтечи модернизма

     В первую очередь на выставке сложно не заметить, что некоторые рисунки производят впечатление, как будто они нарисованы в ХХ веке, настолько смелые приемы использовали итальянские художники 16-17 веков. Смелость и предвидение модернистских стилей далекого-далекого будущего наблюдалась лишь в рисунке. Живописные работы в те времена выполнялись традиционно, в общем соответствовали своему времени и не выходили за пределы естественных итераций и вкусов заказчиков. Всплески новизны наблюдались достаточно редко и готовились столетиями поступательного развития изобразительного искусства.


     В отличие от жестких требований официального искусства, рисунок был свободной и независимой техникой, потому что в основной массе предназначался для внутреннего потребления самого художника. Рисунки делались в качестве путевых зарисовок, этюдов и эскизов во время работы над живописными картинами, или просто как эксперимент. Стоил рисунок для художника несравнимо дешевле и не грозил вызвать недовольство со стороны влиятельного заказчика. Вот почему мы наблюдаем элементы, несвойственные живописи тех времен, но ставшими привычными в ХХ веке.


Якопо Пальма Младший / Jacopo Palma il Giovane (1544-1628). "Воскресение Христа", перо коричневым тоном. / Фрагмент

     Посмотрите, как много художников тех времен позволяли себе полную свободу в рисунке. Сомневаюсь, что они осознанно рисовали в стилях модернизма, скорее всего, в спешке упрощали работу, забывали о тщательном рисовании деталей, тем самым их подсознание приходило к тому, что сознательно стали применять новаторы конца ХХ - начала ХХI века. Например, рисунок Якопо Пальма Младшего "Воскресение Христа" точно был нарисован в самые кратчайшие сроки. Рисунок Луки Камбьязо "Пригвождение к кресту" (я его показала первым) демонстрирует элементы кубизма - посмотрите на квадратные и трапециевидные головы некоторых персонажей. Разве можно ожидать такое в официальном искусстве тех времен?


Джованни Баттиста Нальдини / Giovanni Battista Naldini (около 1537-1591). "Оплакивание Христа", с гравюры Альбрехта Дюрера, перо, коричневые чернила по наброску черным мелом. / Фрагмент

     Можно предположить, если бы итальянские художники предвидели, что в далеком будущем их черновики будут демонстрироваться в лучших музеях мира, то мы не имели возможности восторгаться столь высоким полетом фантазии. Серьезное отношение к рисунку неизбежно привело бы к потере внутренней свободы, порой лихости и наглости. Таких современных вещей в творчестве пятисотлетней давности на выставке довольно много, процентов двадцать как минимум. Те же рисунки , которые явно были предназначены для посторонних глаз, выполнены достаточно консервативно. К ним можно отнести эскизы и проекты, утверждаемые заказчиками.
     Мне трудно привести примеры традиционных рисунков, так как выборка Петра Садкова явно тяготеет к вещам нестандартным для тех времен. Я могу лишь предположить, что наш фотограф репродуцировал то, что его поразило в наибольшей степени. В реальности на выставке преобладают качественные, профессионально нарисованные, но самые обычные для того времени работы. Но эта обычность не умаляет высочайшего мастерства итальянцев 16 и 17 веков. С 18 века мы наблюдаем постепенный закат былого лидера изобразительного искусства, в 19 веке на первые роли выходит Франция, также мощный импульс получает художественное развитие России. На фоне новых конкурентов итальянский рисунок 18-20 веков уже не вызывает такого же восхищения.


Неизвестный мастер (Тоскана, середина 16 века). "Папа Климент VII коронует Карла V в Болонье". Перо, кисть коричневыми чернилами по рисунку черным мелом. Лист расчерчен на квадраты сангиной/ Фрагмент

     До 27 января 2013 года в нескольких залах ГМИИ ми. А.С. Пушкина можно увидеть отличную выставку. К сожалению, трудно ожидать массового нашествия зрителей, как это было на прошлогодних выставках Сальвадора Дали и показа коллекции Диора. Графика является тем видом изобразительного искусства, которое не столь эффектно смотрится в силу естественных ограничений : малый размер, монохромная гамма, незаконченность. Но для людей, по-настоящему увлеченных искусством, пропустить событие, которое в силу хрупкости графических листов мы не увидим ближайшие десятилетия, означает лишить себя великолепных впечатлений и эмоций.
     Скоро наступит Новый год! Надеюсь, что длинные выходные в начале января послужат катализатором для заполнения московских музеев многочисленными поклонниками изящных искусств. Обязательно рекомендую посетить параллельный проект : "Рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им.А.С.Пушкина". Только не перепутайте! Эта выставка проходит по 24 февраля 2013 года в залах графики Государственной Третьяковской галереи (Москва, Лаврушинский пер., д. 10)


Аннибале Карраччи / Annibale Carracci (1560 - 1609). "Оплакивание Христа", перо, коричневые чернила



ссылка по теме: Подробнее о выставке «Пять веков итальянского рисунка». Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

_____________________
Tags: 2012, 2013, выставка, графика, искусство, культура, москва, музей, россия
Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments