Давид (bolivar_s) wrote in art_links,
Давид
bolivar_s
art_links

Category:

Художник Аргунов Иван Петрович.

Крепостной живописец АРГУНОВ Иван Петрович (1729-1802)

 
АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. 
 
Портрет А. А. Лазаревой

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
 
Портрет М. Л. Лазарева

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.
 
Портрет Т. А. Ветошниковой

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
 
Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева

 
Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини.

Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
 
Портрет А. П. Зиновьева

В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.
Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

 
Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова

 
Портрет Хрипуновой

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.
 

Кстати, ее же портрет, но др. художника...
 
П.Ротари. Портрет В.П. Шереметевой. 1760. Гос.Русский музей.

 
Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

 
Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве

 
Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.
 
Портрет императрицы Елизаветы Петровны

 
Портрет императрицы Екатерины Второй

 
Портрет императрицы Екатерины Второй

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.
 

В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.
 

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве.
 
Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).

 
Портрет князя И.П.Голицына

Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок. 
источник    http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post247627409/


Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment