Давид (bolivar_s) wrote in art_links,
Давид
bolivar_s
art_links

Categories:

Художник Кристина Робертсон. Портретная живопись.

Шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I - Кристина Робертсон (1796-1854)

Портрет Александры Фёдоровныю 1841г.

В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах Генри Робинсона, также жившего тогда в России. Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства. В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён).


Портрет великой княгини Марии Николаевны
Граф М.Д. Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга писал: "Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того) рублей за головной, с одними плечами ... Модная Британская артистка написала, поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром ...  не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит."

Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1841г.
Бутурлин был не вполне прав в своих оценках - акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота.

Портрет Великой Княгини Марии Александровны
В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург. В январе 1849 её вновь пригласили в Зимний дворец, писать портреты невесток Николая I — Марии Александровны и Александры Иосифовны. В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное. В сентябре 1851 двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты.

Императрица Александра Федоровна. 1852г.
В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском кладбище.

Портрет великой княгини Марии Александровны
После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В Государственном Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно. Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем». Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно. Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа.

Дети с попугаем. 1850г.

Портрет великой княгини Ольги Николаевны

Портрет княжен Ольги Николаевны и Александры Николаевны (дочери Николая I). 1840г.

Портрет великой княжны Александры Николаевны

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1840-е

Портрет М.С.Бутурлиной. 1841г.

Портрет Б. Н. Юсупова. 1850г.

Портрет О.И. Орловой-Давыдовой.

Портрет императрицы Марии Александровны. 1850г.

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1840г.
Цитата сообщения Булгакова_ТатьянаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ
Tags: живопись
Subscribe

  • '64オリンピック東京. Закрытие.

    '64オリンピック東京. Открытие. Одинокая карточка 143 Х 103 mm: オリンピック資金財団発売のメダルと記念切手 - Выпуск медалей и памятных марок Олимпийского фонда…

  • '64オリンピック東京. Открытие.

    А тут оказывается имели место олимпийские игры в Токио. Джапанцы любят подобные игрища, их только в стольном граде умудрились аж дважды…

  • Мастак Алесь Сураў: «У краіне сала».

    Заместо эпиграфа : " Есть тут что-то сакральное - связь свиней и людей. <.....> Чем больше я на эту тему думал, тем больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments