leningradartist (leningradartist) wrote in art_links,
leningradartist
leningradartist
art_links

Categories:

Ленинградская школа живописи. Избранное. "Натюрморт с вербой" Таисии Афониной



Т. Афонина. Натюрморт с вербой. 1964


В этот день 48 лет назад в залах ЛОСХ на Большой Морской, 38 открылась Весенняя выставка произведений ленинградских художников, на которой среди прочих работ впервые был показан "Натюрморт с вербой" Таисии Кирилловны Афониной (1913-1994). Одну из своих самых известных работ Т. Афонина начала писать в апреле 1964 года у себя дома в Ленинграде на Зверинской улице, дом 2/5 в квартире 21, где занимала одну из комнат. Здесь она жила с 1952 по 1994 год. Набор предметов в картине органичен и естественен, вызывая в памяти современников многочисленные ассоциации. Композиция лишена постановочных эффектов. Кажется, что наблюдательный взгляд художницы подсмотрел и сохранил на холсте мгновение повседневной жизни ушедшей эпохи, практически ничего не срежиссировав. И это придаёт созданному образу особую силу воздействия на зрителя. Изысканная серебристая гамма сообщает композиции чистоту и наполняет её незримым присутствием тех, кто нам дорог и кого мы всегда будем ждать.

Таисия Афонина родилась 13 мая 1913 года в городе Николаеве в семье мастера судостроительного завода «Наваль» (после революции судостроительный завод имени Андре Марти) Афонина Кирилла Николаевича. Её мать Ефросиния Семёновна Гончарова, дочь известного в Луганске кузнеца паровозостроительного завода Гартмана, занималась домашним хозяйством. После революции отец участвовал в восстановлении завода, был начальником цеха, заведующим производством. В 1928 его перевели на работу в Таганрог на завод имени И. Сталина, где он был назначен техническим директором. Там в 1931 году Т. Афонина окончила школу-девятилетку и уехала в Ленинград для продолжения учёбы. Где искать истоки её живописных устремлений? Может быть в том, что мать и тётки прекрасно вышивали и, что вовсе удивительно, немного писали маслом?

Выдержать экзамены сразу не удалось, не хватило подготовки. В 1932-1936 годах Т. Афонина работала и одновременно занималась на вечернем отделении рабфака, затем в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. В 1935 году вышла замуж за своего однокурсника Кузьмицкого Александра Александровича. Весной 1936 была переведена на первый курс института. А 29 октября того же года был арестован и осуждён на 10 лет её отец. Приговор - враг народа. Как и тысячи, тысячи других надеялась: разберутся, выяснят, освободят... Ждать пришлось много лет. В ноябре 1956 года было получено свидетельство о смерти К.Н. Афонина: «... причина смерти - нет сведений, ... место смерти - прочерки...». В марте 1957 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговор в отношении Афонина Кирилла Николаевича от 15 марта 1937 года был отменён и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления. Но это было потом...

В 1937 у Т. Афониной родился сын. Из-за болезни пришлось пропустить год занятий. А вскоре её ждал ещё один удар: в декабре 1940 был арестован и осуждён на 10 лет её муж. Уже после войны Т. Афонина запросила МГБ о муже и получила извещение о его смерти 22 декабря 1942 года. Война застала Т. Афонину на последнем курсе института. Уже были утверждены эскизы, и началась работа над дипломной картиной «Праздник на Неве» - праздничной, очень ленинградской. Набережная. Солнце. Крейсер «Киров». Девушки, моряки, цветы... Такой дипломной картины не будет. Зиму 1941-42 годов Т. Афонина с сыном и матерью пережили в деревнях Тверской области. К июню 1942 добрались до Ворошиловограда, где жила родня по линии матери, а уже 17 июля город оккупировали немцы. Выехать не успели. Их эшелон так и остался в городе, ехать было просто некуда, так как немцы обошли город за много километров. Жили продажей личных вещей, потом Т. Афонина устроилась при церкви иконописцем. После освобождения города участвовала в его восстановлении, в том числе разрушенного немцами городского художественного училища, в котором с мая 1943 стала преподавать рисунок и живопись. В октябре 1943 с группой художников Т. Афонина едет в Краснодон оформлять клуб перед вручением орденов родителям погибших молодогвардейцев. О них ещё не знает А. Фадеев, ещё не написан его роман "Молодая гвардия". После этой поездки Т. Афонина определяется с новой темой своей дипломной картины, теперь это молодогвардейцы из Краснодона. Уля Громова читает в камере стихи перед казнью. Картина названа «Девушки Донбасса». Позже, в 1946 году, в майском выпуске газеты Академии художеств «За социалистический реализм», она напишет: «Я видела шахту, куда их сбросили, остатки их окровавленной одежды, тюрьму, где их пытали. Я говорила с их матерями и подругами. Мне хотелось рассказать, написать обо всем, о всей их краткой героической жизни.» Работа над картиной продолжалась два года и осенью 1945 года Т. Афонина привезла её в Ленинград. В феврале 1946 года она защитила диплом по монументальной мастерской под руководством И.Э. Грабаря и В.М. Орешникова. В этом же году была принята в члены Ленинградского Союза художников.

Так драматически начавшись, творческая судьба Т. Афониной складывалась и в дальнейшем не просто. Трудные послевоенные годы, заботы о хлебе насущном заставляли браться за разные заказы, не всегда отвечавшие профессиональным интересам и живописному дарованию. Но опыт накапливался, а пережитое ждало своего часа, чтобы воплотиться в конце 1950-х и 60-е годы в глубоких по содержанию и изысканных по живописи городских пейзажах, натюрмортах и портретах современников. Совершенствуя приемы тональной разработки образа, работая над композицией Т. Афонина неуклонно шла к своим лучшим работам, в которых счастливо соединились талант, опыт, воля и вдохновение.

В центре композиции Афонина поместила вербу в хрустальной вазе. Вокруг них завязывается весь строй картины, утверждая живописными средствами идею о неизбежном торжестве света над мраком, жизни над смертью. Это сближает созданный художественный образ с одной из глубочайших идей и самых почитаемых традиций православия. Давая тем самым ещё одну нить, связывающую произведение с духовным миром современников. В тот год православная Пасха пришлась на 3 мая. Вербное воскресенье отмечали 26 апреля. Это позволяет предположительно говорить и о времени написания работы. Афонина жила в нескольких минутах ходьбы от Князь-Владимирского собора. Расположенный на улице Блохина, он во все годы советской власти оставался действующим собором. Скорее всего, оттуда Афонина и принесла домой ветви освящённой вербы, что мы видим на картине.

Любопытна история комнаты, уголок которой представлен в «Натюрморте с вербами». До Т. Афониной в ней располагалась мастерская художника Г.А. Савинова. А с начала 1920-х годов здесь жил с семьей профессор Академии художеств Александр Иванович Савинов, отец Глеба Савинова. У него в гостях неоднократно бывали крупнейшие художники и профессора Академии: Исаак Бродский, Александр Осмёркин, Дмитрий Кардовский, Борис Иогансон, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев, Николай Радлов, Аркадий Рылов, Семён Абугов, Пётр Уткин, Алексей Карев и многие другие. Дружеские дискуссии, которые здесь велись, имели прямое отношение к становлению советской художественной школы и оказали влияние на творческие судьбы их участников. В этой квартире Александр Савинов жил до своей кончины 25 февраля 1942 года.

«О нашей квартире, – писал впоследствии Г.А. Савинов, – следовало бы написать целую книгу: она заслуживает того. В её стенах шла интересная жизнь, в ней перебывало много замечательных людей – умных, талантливых людей своего времени. Долгие годы вместе с нашей семьей в квартире № 21 жили поэт Николай Семёнович Тихонов и его жена Мария Константиновна». Здесь бывали Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Ольга Форш, Ольга Бергольц и многие другие. Сейчас на доме установлена мемориальная доска в память о жившем здесь поэте Н. С. Тихонове.



На открытии выставки "Живопись 1940-1990-х. Ленинградская школа". Фрагмент экспозиции с работой Т. Афониной "Натюрморт с вербой". Музей Н. А. Некрасова, 2 марта 1996 года


В 1994 году после долгого перерыва "Натюрморт с вербой" Т. Афониной вновь демонстрировался в залах Санкт-Петербургского Союза художников на выставке «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов». В 1995-1997 годах «Натюрморт с вербами» демонстрировался на выставках «Лирика в произведениях художников военного поколения», «Живопись 1940-1990 годов. Ленинградская школа» и «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа» в Мемориальном музее Н. А. Некрасова. Крупнейшие петербургские издания, освещавшие выставки, неизменно отмечали «Натюрморт с вербами» Т. Афониной, помещая репродукции картины. Так, «Вечерний Петербург» в рецензии на выставку «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа» в номере от 21 мая 1997 писал: «Великолепен «Натюрморт с вербами» Т. Афониной. Стол, покрытый белой скатертью, залит серебряным светом, льющимся из окна. Вещи легки и прозрачны, лишь тяжеловатая синева блюдца и чашек на переднем плане сдерживает полёт, придавая композиции устойчивость». В 2007 работа была воспроизведена в книге С. Иванова "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа", в 2012 году экспонировалась на юбилейной выставке, посвящённой 80-летию Санкт-Петербургского Союза художников.

См. подробнее: Натюрморт с вербами Т. Афониной
См. также: Афонина Таисия Кирилловнв (1913-1994)
См. подробнее: С. Иванов. Тихая жизнь за ленинградским столом
См. также:Still life with Pussy-Willows (painting)

Tags: живопись
Subscribe

  • '64オリンピック東京. Закрытие.

    '64オリンピック東京. Открытие. Одинокая карточка 143 Х 103 mm: オリンピック資金財団発売のメダルと記念切手 - Выпуск медалей и памятных марок Олимпийского фонда…

  • '64オリンピック東京. Открытие.

    А тут оказывается имели место олимпийские игры в Токио. Джапанцы любят подобные игрища, их только в стольном граде умудрились аж дважды…

  • Мастак Алесь Сураў: «У краіне сала».

    Заместо эпиграфа : " Есть тут что-то сакральное - связь свиней и людей. <.....> Чем больше я на эту тему думал, тем больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment