vittasim (vittasim) wrote in art_links,
vittasim
vittasim
art_links

Category:

Тициан. Из музеев Италии.

Все фотографии, кроме двух первых -: Александра Тетерина. http://halloart.ru/showthread.php?t=2377
Впервые в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена выставка произведений одного из величайших мастеров эпохи Возрождения Тициана Вечеллио (1488/1490 – 1576), который вошел в историю мировой живописи как выдающийся колорист, мастер психологического портрета, реформатор религиозной картины, во многом определивший развитие живописи последующего времени. В экспозиции представлены 11 шедевров из 10 музейных собраний 8 городов Италии. Это картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты.



Ипполит Тэн в очерке «Венецианская живопись XVI века» пишет: «Когда пытаешься вообразить себе Тициана — видишь счастливого человека, «самого счастливого и самого благополучного, какой когда-либо был между ему подобными, получавшего от неба только одни милости и удачи», первого между всеми своими соперниками, принимавшего у себя на дому королей французского и польского, любимца императора, испанского короля Филиппа II, дожей, папы Павла III и всех итальянских государей, возведенного в сан рыцаря и графа Империи, засыпанного заказами, широко оплачиваемого, получающего пенсии и умело пользующегося своим счастьем… Ему чужда буйность; его не тревожат безмерные и мучительные замыслы; его живопись здорова, свободна от болезненных исканий и тягостной сложности; он пишет постоянно, без напряжения и без порывов, в течение всей своей жизни…Он не спешит; он хранит долго свои работы у себя, чтобы пересматривать их и доводить до совершенства…Тициан любит наш мир, понимает его, замыкается в нем и воспроизводит его, улучшая, но не пересоздавая и не уничтожая.»



«Мадонна с младенцем» - одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне: «Итак, Тициан, увидев технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джан Беллино, хотя и потратил на нее много времени, и примкнул к Джорджоне, научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне».,.


«Мадонна с младенцем» 1509-1510 Бергамо, Пинакотека Академии Каррары

Тициан работал почти одновременно над двумя заказными картинами, небольшими по размеру и выполненными на дереве на одну и ту же религиозную тему - «Мадонна с младенцем» (вторая находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее). При сравнении видно, что художник пользовался одной и той же моделью, облаченной в ярко-красный хитон. Композиция картины довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). "Мадонна с младенцем" также имеет второе название – "Мадонна Лохиса" - по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.


Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет - «Крещение Христа». На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель,и в правом углу картины – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины, оплативший Тициану ее создание. Два обручальных кольца на руке мужчины в черном символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого "мистического брака между Богом и человеком" была общим местом в теологии времен Возрождения.


«Крещение Христа» 1512 Рим, пинакотека Капитолина
Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллини и Джорджоне. Художнику в этой работе  удалось достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев. До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя какое-то время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.


Выдержка из письма художника от 31 мая 1513 года, которое является первым из всех дошедших до нас его писем: «,,,С раннего детства я, Тициан из Кадора, задался целью овладеть искусством живописи, но не корысти ради, а только ради обретения славы, пусть даже самой малой, чтобы оказаться в сонме тех, кто в настоящее время занимается этой профессией. Мне удалось превзойти многих в этом деле, ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить им..»



«Флора», 1515 Галерея Уффици, Флоренция

Портрет относится к раннему периоду творчества Тициана (художнику было приблизительно – 25 лет) и является квинтэссенцией того, что принято называть "тициановской красотой", чувственной и полнокровной. Хотя картина названа в честь древнеримской богини природы Флоры, но, скорее всего, на полотне изображена какая-то реальная знакомая Тициана — возможно, одна из венецианских куртизанок. По одной из версий, натурщицей была легендарная возлюбленная Тициана по имени Виоланта — золотоволосая красавица и, возможно, дочь художника Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть этот факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – "Женщина перед зеркалом" (Лувр) и "Саломея" из галереяи Дориа Памфили (Соломея держит на блюде отрезанную голову Иоанна Крестителя, которому художник придал сходство с собой)., а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Неизвестно, как называл картину сам автор, — имя картине дали последующие поколения, из-за того, что женщина держит в руке цветы, типичный атрибут богини Флоры. Полотно было очень популярным всегда, и его гравированные изображения дошли даже в далекую Голландию к Рембрандту, который, вдохновившись им, написал свою «Саскию в образе Флоры».

В портретах Тициан раскрывается как художник, остро воспринимающий жизненные контрасты и противоречия, видящий в современнике внутренне сложную личность, создающий характеры глубокие, наделенные необычайно яркой индивидуальностью. Таков один из ранних портретов Тициана в галерее Питти – «Винченцо Мости», где образ поражает утонченным благородством и холодной, почти высокомерной сдержанностью.



Портрет Томаззо или Винченцо Мости. Переведен с дерева на холст. Масло 1520-1526 годы Галерея Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

Портрет происходит из собрания кардинала Леопольдо деи Медичи, в 1675 году вместе со всей коллекцией кардинала поступил в Питти. Надпись на обороте, возможно, скопированная со старой, утверждает, что портрет изображает Томмазо Мости, секретаря герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте. Однако в 1952 А Ладзари, нашедший новые архивные документы о семье Мости, доказал, что моделью Тициана не мог быть Томмазо Мости, носивший сан священника, в то время, как, на портрете изображен молодой человек в светском костюме. Ладзари высказал предположение, что портрет галереи Питти написан с брата Томмазо – Винченцо Мости, так же бывшего секретарем и фаворитом ферарского герцога. «Винченцо Мости» - один из лучших портретов Тициана 20х годов – завершает, вместе с луврским «Юношей с перчаткой», первый период творчества величайшего итальянского портретиста.В облике молодого придворного – уравновешенность, спокойное самообладание. Спокойствие позы, устойчивость и ясность пирамидальной композиции, ритмическое равновесие рождают ощущение собранности, внутренней организованности. И в то же время холодновато-невозмутивый герой Тициана представляется наделенным необычайной для итальянского портрета того времени полнотой жизни. Художник находит в облике своего героя и черты определенного, неповторимого характера, подчеркивает твердость и законченность черт лица, открывает в своей модели не только очарование молодости, но и черты натуры, искушенной в жизни, наделенной спокойным и чуть ироничным умом.


Портрет графа Антонио ди Порчиа 1535 Милан, Пинакотека Брерра

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Официальный портрет благородного мужа (один из самых больших портретов Тициана) - типичная для того времени работа на заказ. Исследователи считают эту работу одной из лучших работ зрелого периода художника. Величественность графа подчеркивает массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Спокойный, внимательный взгляд, спокойные, пушистые облака, не закрывающие синеющее за окном небо.
Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера.

Тициан был мастером исключительно мужского портрета. Женские портреты у него немногочисленны, в них нашли отражение черты идеальной красавицы— венецианки: молодость, здоровье и пышные формы.


«La Bella Красавица» 1536 Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина

Возможно. Картина написана для урбинского герцога Франческо мария дела Ровере или его сына Гвидобальдо. Поступила в коллекции Медичи в 1631 году, как и все картины урбинского собрания, с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как "Дама в синем". Имя изображенной неизвестно; делались попытки видеть в портрете идеализированное изображение урбинской герцогини Элеоноры Гонзага, но несходство «Bella» с портретом Элеоноры, хранящимся в Уффици, слишком велико. Похоже, изображенная женщина послужила моделью так же для тициановской « Девушки в шубке» венского Музея истории искусств и «Венеры Урбинской» из Уффици. «Bella» принадлежит к числу самых обаятельных и типичных женских портретов Тициана. Обаяние красоты, молодости, здоровья, счастливая полнота бытия, венецианское великолепие и праздничность гармонично сочетаются в нем с торжественной величавостью. Характерный для портретов этих лет поколенный формат позволяет Тициану подчеркнуть спокойствие и уверенность осанки молодой дамы, придать портрету импозантность.


«Cреди, бесчисленных учеников Рафаэля Урбинского, большая часть которых стали мастерами своего дела, ни один не подражал лучше его манере, выдумке, рисунку и колориту, чем Джулио Романо, и ни один из них не был более его основательным, гордым, уверенным в себе, своенравным, переменчивым, щедрым и всеобъемлющим, не говоря уже о том, что он был очень приятным в обращении, веселым, приветливым и хорошо воспитанным. За все эти качества Рафаэль любил его так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее, и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах…» (Джорджо Вазари «Жизнеописание Джулио Романо, живописца»)


«Портрет Джулио Романо» около 1536 Городской музей Палаццо Те, Мантуя

На портрете изображен итальянский живописец и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) (1492 или 1499-1546) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. В юности Джулио некоторое время работал в мастерской Рафаэля, в частности, приняв участие в росписи знаменитых комнат («станцей») Рафаэля в Ватикане. После смерти Рафаэля в 1520 году, Джулио Романо участвовал в завершении некоторых работ мастера. Если его ранние работы близки по стилю к произведениям его учителя, то впоследствии художник полностью отошел от него, став одним из первых великих художников и архитекторов эпохи маньеризма. Около 1525 Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федериго II Гонзага; он был назначен главным архитектором дворцов и садов Гонзага, ему было поручено украшение их фресками и античными статуями, а также обновление облика всего города. 31 октября 1546 года Джулио Романо умирает в Мантуе. Любопытно, что Джулио Романо - единственный художник эпохи Возрождения, о котором написал Уильям Шекспир, точнее -  в V акте пьесы «Зимняя сказка» упоминается скульптура «знаменитого итальянского мастера Джулио Романо» , не смотря на то, что Джулио никогда не был скульптором. В ГМИИ есть известная работа Джулиано Романо – "Форнарина" или "Дама за туалетом".
Портрет Тициан писал в Мантуе, где у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен в 1562 году семейством Гонзага, сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его же проекту и им же расписанном.


«…Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя и (как это принято в присутствии художника ) очень ее расхвалили. Когда же они от него ушли, то, беседуя об его искусстве, Буонарроти его очень хвалил, говоря, что ему нравится весьма его манера и колорит, однако жалел, что в Венеции с самого же начала не учат хорошо рисовать и что тамошние художники не имеют хороших приемов работы. Ибо, говорил он, если бы искусство и рисунок так же помогали этому человеку, как ему помогает природа, в особенности в изображении натуры, то большего нельзя было бы себе представить, имея в виду его прекраснейшее дарование и его изящнейшую манеру…» Вазари "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"


«Даная», 1544/45 Национальный музей Каподимонте, Неаполь

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в "Илиаде". Тициан также изображает "кульминационный момент" истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя. Из серии картин Тициана на эту тему (5 или 6 версий) в ГМИИ привезли первую.
Когда Тициан получил заказ от кардинала Фарнезе на картину «Даная», папский нунций Джованни делла Касса, сказал ему, что в сравнении с «Данаей», более ранняя работа «Венера Урбинская» кажется монашкой из ордена театинцев. «Даная», утверждал он, заставит «дьявола вскочить вам на спину» и вызовет похоть даже у известного своей аскетичностью доминиканского монаха Томазо Бадиа, кардинала Сильвестро. Черты Данаи напоминают любовницу Фарнезе, прототипом которой в соответствии с сохранившимся до наших дней письмом от 1544 года послужила знаменитая в то время куртизанка Донна Олимпия. Картина также предполагает, что любовник вызывает у Данаи восхищение. Возможно, художник льстил кардиналу, сравнивая его с любвеобильным богом, поскольку его огромное богатство давало ему власть обладать всем, чего он желает. В то же время голова Данаи повёрнута к зрителю вполоборота. Возможно, кардинал не хотел, чтобы лицо его любовницы было легко распознать. В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.


В поздний период работы Тициана теряют легкость и ясность, становясь все более темными и загадочными. Мастер обращается к религиозным сюжетам, трактовка которых приобретает у него довольно мрачное звучание. Главные работы той поры — «Благовещение» (1562-1565) и «Распятие» (1558), трудясь над которыми Тициан писал не только кистью, но и собственными пальцами, будто вылепливая образы Богородицы, архангелов, Иисуса и его апостолов. Техника живописи, палитра, система образов словно перебрасывают мостик от светлого, полнокровного Возрождения даже не к исторически последовавшему за ним маньеризму, а прямо к темному и нервному экспрессионизму ХХ века.


«Распятие Христа, Мадонна, святые Иоанн Евангелист и Доминик» 1558 Анкона, Церковь Сан Доменико

"Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону. Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.


«Благовещенье» 1453-1565 Церковь сан-Сальвадор, Венеция

Это часть алтарного образа (Тициан кроме "Благовещения" работал также над еще одним образом в этой же церкви - "Преображением Господним"), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту "Благовещение" за "грязные цвета", сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.


В поздний период творчества Тициан был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его. Художник разделял убеждение неоплатоников, что созерцание красоты возвышает человека, то есть -  красота имела для него религиозный смысл.


«Венера, завязывающая глаза Амуру» около 1559-1561 Рим, Галерея Боргезе

Возможно, работа писалась Тицианом для себя и до конца оставалась в доме на Бири. Первое упоминание о ней, как и ее владельце, кардинале Шипионе Боргезе, появляется в 1613 году в форме поэтического посвящения, написанного неким Франкуччи. На одиннадцати страницах высокопарных стихов автор воспевает божественную красоту творения дивного Тициана, способного заставить засиять солнечным светом краски, пред коими меркнет сама природа. Поэт не оправдывает действия Венеры, завязывающей глаза Амуру, дабы он не смел разить стрелами, и заявляет, что: «…Амур незрячий, баловень-ребенок, Рукою тянется к стреле спросонок…». . В инвентаре 1613 года и других инвентарях XVII века фигурирует под названием «Три грации». Это название так же условно, как и «Венера, завязывающая глаза Амуру» . Существуют различные трактовки аллегорического содержания картины, ни одна из которых не является исчерпывающей. Суть тициановской аллегории заключается, видимо, в неоплатонической концепции любви, ее двух ступеней — земной и духовной — небесной. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. Повязка, накладываемая на глаза Антэроса, символизирует обуздание чувственной любви, ее очищение. Женщина, накладывающая повязку, обычно отождествляется с Венерой, но некоторые исследователи видят в ней богиню целомудрия Весту. Нимфы, которые держат атрибуты Амура, лук и стрелы, трактуются как Грации, аллегории Чистоты и Наслаждения, весталки и т. п.

«Венеру, завязывающую глаза Амуру» уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, когда она стала настоящей сенсацией выставки "Россия-Европа-Россия". С "Флорой" "Венеру" разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Возникает впечатление, что полотно Тициана дышит - ко времени создания этого произведения он пришел к новой живописной манере. Его холсты того периода вблизи выглядят скоплением хаотично положенных мазков, но стоит зрителю сделать несколько шагов назад, и он увидит, как буквально на его глазах рождаются образы, сотканные из цвета и света. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.


Джорджо Вазари  «Жизнеописание Леонардо да Винчи» Москва «ЭКСМО» 2005
Александр Махов. «Жизнь и творчество Тициана» «Молодая гвардия» 2006
«Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика Книга для чтения Часть I» Составители: Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н., Неклюдова М.Г. Издательство: Просвещение 1987
«Искусство итальянского ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, рисунок» Под ред Рольфа Томана KONEMANN 2005
«Музеи мира. Галерея Питти. Флоренция»  Составитель альбома И. Смирнова «Изобразительное искусство» Москва
http:// http://halloart.ru/showthread.php?t=2377
http://weekend.ria.ru/art/20130627/829304551-print.html
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/06/Tiziano/index.php
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=107250578&journalid=2010239&go=next&categ=
http://www.liveinternet.ru/users/2350163/post127689292/
http://muzei-mira.com/kartini_italia/625-venera-zavyazyvayuschaya-glaza-amuru-tician-vechellio.html
http://www.liveinternet.ru/users/4790422/post281393115/
http://www.cult-turist.ru/country-topics/1480/?q=524&it=1480&tdp=hlptr
http://www.trud.ru/article/28-06-2013/1295905_v_pushkinskij_muzej_priexal_titsian.html
http://www.artitaly.ru/foto.php?art=t/tician/img/103&n
http://culture-world.ru/?p=75
Tags: выставка, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments