Давид (bolivar_s) wrote in art_links,
Давид
bolivar_s
art_links

Бег-дзе и коралловые маски.

Оригинал взят у arslanmaker в Бег-дзе и коралловые маски.
Из библиотеки я пришёл домой с кипой книг и сразу же принялся их рассматривать. Какие странные и интересные культуры, какие необычные маски! Вот пучеглазый демон с большими клыками с острова Бали, а вот африканские маски - от самых примитивных до изыскано-стилизованных. Яркие и завораживающие с переплетающимися змеями с острова Шри-Ланка , выразительные японские театральные маски. Было это в примерно в 1986 году.
 Перебирая свою "добычу" я стал перелистывать книгу Ням-Осорын Цултэма "Искусство Монголии". Но что это? Что за поразительные и ни на что не похожие трёхглазые маски с коронами из черепов? Что это за существа с вырывающимися из пасти и глаз языками пламени, выражением крайнего отвращения на лице, брезгливо приподнятой верхней губой? Инкрустация кораллами придавала маскам особую экспрессию, роскошные большие золотистые серьги с завитками висели в ушах, спиралевидные "улитки" на подбородке и щеках изображали огненные протуберанцы. "Пунцог-Осор. Бегдзе-Дармапала. Маска для религиозной церемонии цам. XIX век". Так была подписана одна из фотографий. Слова казались полной абракадаброй.
 Дальше листая книгу "Искусство Монголии" читаем:

 "В Улан-Баторском антирелигиозном музее (ныне храме-музее Чойжин-ламы - прим. arslanmaker) находится знаменитая коралловая маска Джамсарана работы художника Пунцог-Осора. Эта маска, передающая фантастический облик страшного существа, сделана из папье-маше с применением инкрустации. Вдоль овала лица и по линиям расположения мускулов идёт инкрустация из натуральных красных кораллов различной величины и формы , а языки пламени, вырывающиеся из глаз, ноздрей и пасти, переданы позолоченной медной пластиной. Эта своеобразная техника исполнения, а также большие размеры маски придают ей величие и впечатляющий вид".

 Так что же это за персонаж - Бег-дзе, Бег-це, Бег-че, Джамсаран, Жамсрин, Агкора Махакала и т.д.? Итак,   (цитата отсюда А.Л. Баркова Буддийская живопись в собрании МЦР        http://mith.ru/alb/buddhism/tg24.htm)



Джамсаран был добуддийским тибетским и монгольским богом войны. На его иконографию, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуан-Ди. Его монгольское имя Бегдзе означает “скрытая кольчуга” и связано с его иконографией: поверх доспехов надет халат.

Джамсаран был введен в пантеон III Далай-ламой в середине XVI века. Он вместе с Лхамо был объявлен в 1570 году главным защитником далай-лам, а также покровителем монастыря Таши-Лунпо, поэтому все панчен-ламы совершают ритуалы в его честь. Он также охранитель казны тибетского правительства.

Тантра Джамсарана была принесена Падмасамбхавой, который преподал его садхану одному из своих ближайших двадцати пяти учеников по имени Намхай Ньингпо. Эта садхана была скрыта в монастыре Самье, где она затем и была найдена. Поэтому Джамсаран широко почитается не только в гелукпе, но и в ньингмапе.

Одна из многочисленных легенд о Джамсаране повествует о двух братьях, старший из которых был приверженцем Учения, а младший – нет. На все уговоры старшего младший отвечал отказом, но в конце концов сказал, что если его брат станет буддой, то он станет защитником веры. Спустя многие перерождения старший стал Шакьямуни, а младший родился у демонов из красного кораллового яйца, которое Шива (по другой версии – Хаягрива) разбил своим трезубцем. Бог родился в полном доспехе и при оружии. Шива спросил его, кто он такой, и он назвал себя воплощением речи Ямантаки.

Тибетцы верят, что молитвы к Джамсарану уничтожают врагов, препятствия на Пути и защищают от страха и опасности.

----------------------------------------------------------------------------


01. Совершенно жуткое существо.



02.


 Теперь берём книгу Л.Гумилёва "Старобурятская живопись".

БЕГ-ДЗЕ - букв. "скрытая кольчуга", так как на его кольчуге надет широкий халат с рукавами. Покровитель войны и лошадей. По монгольской легенде, Бег-дзе, пытаясь помешать обращению монголов в буддизм, предстал перед далай-ламой, прибывшим к Алтан-хану в 1577 г., во главе войска из демонов в виде разных зверей, но благодаря встрече сам принял буддизм. В более древние времена Бег-дзе упомянут в числе демонов, побеждённых Гесером. Спутники Бег-дзе изображаются разрубающими груди поверженных врагов и достающими сердца - старинный монгольский обычай, доживший до начала XX века.

 Мне нигде не удалось найти каких-либо сведений о том, кто и когда первым использовал для цамовских масок технику инкрустации коралловыми бусинами.



03. Фото из книги "Искусство Монголии". Пунцог-Осор. Бегдзе-Дармапала. Маска для религиозной церемонии цам. XX век. Музей изобразительных искусств, Улан-Батор.


Вот ещё несколько фотографий этой же маски (назовём её маска №1) из разных источников.


04. Из книги Н.Цултэма "Скульптура Монголии".


05. Из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках".


06. Открытка. Здесьможно видеть маску в полном комплекте - с боевыми знамёнами на затылке. (Здесь их шесть, хотя по всем правилам должно быть пять)


07. Рисунок - маска с костюмом.

 Описание выхода Бег-дзе и его спутников из статьи А.Шастиной "Религиозная мистерия "цам" в монастыре Дзун-хуре".

---------------------------------------------------------------------------------------

 X пляска. Следующий выход Дитик-чжад (т.е. 8-ми мальчиков) (сноска - Grunwedel сообщает их монгольское название: "хутука бариктчи" - "держащие ножи"). Эти маски изображают младших спутников Чжамсарана и исполнителей его повелений; танцуют в них дети-подростки. Все одеты совершенно одинаково, в красную одежду с длинными рукавами и штанинами. От пояса идут два волана вроде юбочки зелёного и красного цвета. Высокие красные сапоги с белыми браслетами у лодыжек на ногах кончаются искусно сделанными белыми когтями. На руках - красные перчатки также с длинными белыми когтями. Красные маски их увенчаны на макушке белым черепом, сзади развиваются искусственные красные волосы. В руках у них всех по мечу и какой-либо части человеческого тела, сделанной из красного шёлка. У одного даже целая фигурка, олицетворяющая, повидимому, нечестивого врага веры. .................

.....................................................................................

XII пляска. Трубы звучат особенно сильно и дико когда, расталкивая толпу зрителей, выходит свита и медленно появляется сам Чжамсаран, красный, огромный, отталкивающий - этот поистине "ужасного вида" бог войны. Чжамсаран не только принадлежит к крупным докшитам, но и считается одним из "восьми самых ужасных". Он считается не только богом войны, но и покровителем коней. ..............................................................
Несомненно, что это фигура шиваитского происхождения, воспринятая и, быть может, даже смягчённая буддизмом. Её внешность на цаме примечательна. Маска его сделана настолько огромной, что он на добрую голову выше других масок, 5 военных знамён-вымпелов украшают его маску сзади и высоко торчат над головой, увенчанные пушистыми пучками из заячьего меха. Сама маска превосходной работы, из коралла, с золотыми украшениями, широкими бровями и золотые же пять черепов венчают его лоб. Три всевидящих глаза сделаны из камня. Костюм красный, без чёток, но с панцырем поверх халата. Ожерелье из черепов украшает его грудь, в руках арелте и копьё-дун. Он медленно подходит к дорожке и к нему подбегает не мало зрителей из круга, чтобы поднести ему хадак или коснуться лбом края одежды. Этот почитаемый бог даёт, по народному поверью, власть и могущество, он - ревностный защитник веры и грозный воитель за неё; поэтому многие стремятся прикоснуться к нему и вручить себя его благодати. Наконец поклонники кончают и медленно Чжамсаран танцует, затем танец ускоряется, к нему присоединяются сначала старшие почжуты, затем младшие. С арены танца Чжамсаран уходит после своих спутников. Танец тянется долго.  

 У  маски есть интересная особенность - зрачки всех трёх глаз сильно выдаются вперёд, что создаёт дополнительный выразительный эффект. Это видно на следующих двух фотографиях. Возможно, что в приведённой выше цитате речь идёт как раз об этой маске - "три всевидящих глаза сделаны из камня".

08.


09.


 Ещё одна странность. Несколько бусин белого цвета. Похоже стёрлась красная краска. Может не все бусы коралловые? Похожий эффект можно увидеть и на нескольких других бусинах маски.


10.



11. Вот здесь.


 Ещё одна монгольская коралловая маска. Назовём её Маска №2.


12. Товхай Бор. Маска Бег-дзе. XX век. Храм-музей Чойжин-ламы, Улан-Батор. Фото из книги "Искусство Монголии". По стилю эта маска сильно отличается от маски №1.


13. Та же маска в окружении пятерых "держателей ножей", или "меченосцев".


 У этой маски тоже есть странность. На предыдущих двух фотографиях она изображена с маленькими черепками короны. На всех остальных, которые можно найти в интернете или в других источниках - черепа другие.

14. Историческая фотография. Бег-дзе в цаме.

 Теперь описание танца Бег-дзе из моего любимого Позднеева ("Очерки быта буддийских монастырей...")

-------------------------------------------------------------------------------------

 Далее следует попарный выход восьми сотоварищей Чжамсарана; все они держат в правой руке мечи, а в левой - габалы. Монголы дают всем этим маскам название сэльмэчи, т.е. меченосцев. Ацзары встречают их краплением крови, ровно как и являющегося после них самого Чжамсарана. эта маска одна из самых ужасных. Лицо её, хоть и человеческое, но извращено до крайней степени. Чжамсаран, как и все другие докшиты, коронован пятью человеческими черепами, но помимо сего над каждым черепом его короны водружён ещё значёк вроде знамени; в одной руке он держит пламенеющий меч, а в другой сердце, облитое кровью.
---------------------------------------------------------------------------------------

15. Один из сэльмэчи, или дитикчжад.


16. Другой сэльмэчи. Фото из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках"


17. Чжамсаран со своими спутниками. Фото из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках". Видно, что черепа с маски сняты.



 Иллюстрации из книги монгольского художника Ядамсурэна "Их хуре цам".


18. Дитикчжад.


19 .Дитикчжад.


20. Чжамсаран.


 А это изображения с набора монгольских открыток.


21. Чжамсаран со своими спутниками.


22. Чжамсаран.


23.

 В интернете можно найти информацию, что на инкрустацию маски ушло около 6.000 коралловых бусин, вес же её составляет более 30 кг. Я не знаю правда ли это, но танцевать с 30-килограммовым грузом на голове наверное несколько затруднительно. Возможно, что эта цифра относится к весу всего костюма?

 На видео сначала танцуют спутники Чжамсарана, затем выходит сам бог войны в своём великолепном костюме. Здесь видно, что помимо пяти знамён на самой маске эта фигура несёт несколько флагов за своей спиной. Это отрывок из монгольского документального фильма "Монгольский танец в масках" ( см.    http://arslanmaker.livejournal.com/2870.html)




 Теперь ещё раз о черепах. Можно заметить, что черепа на фото из книг Цултэма разнятся с изображениями из всех других источников. Для сравнения:


24. Из книги.


25. Из интернета.


 Отсюда можно предположить, что а) Существуют две таких маски, сделанные по одной форме и различающиеся лишь в некоторых деталях (в частности в форме черепов); b) С большей долей вероятности можно предположить, что поначалу маска в музее была укомплектована "чужими" черепами, взятыми от другой маски, позже маске вернули её исторический вид.



 Переходим к маске №3.

Маска хранится тоже в храме-музее Чойжин-ламы. По стилю она также отличается от двух предыдущих масок. В книге Цултэма "Скульптура Монголии" сказано, что мастер неизвестен.


26. Фото из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках". Видно, что маска находится в неполностью собранном состоянии - не закреплена одна бровь, присутствует только один "чужой" череп.


27. Фото из книги Цултэма "Скульптура Монголии". Здесь маска уже полность собрана.



 В отличии от двух предыдущих масок здесь для инкрустации использовались бусины одинакового размера (за исключением двух бусин между бровями). Можно заметить технологию инкрустации - бралась нить кораллов и прямо так, нитью, накладывалась на маску. Где-то эта нить оборачивалась спиралью вокруг некоторых точек, где-то приклеивалась просто ряд за рядом.


28.



29.



 Маска №4 хранится в музее Данзан Равджи в городе Сайншанде. Она также резко отличается по стилю от всех предыдущих масок. Эта маска участвовала в цамах монастыря Хамрын-хит, основанного известным монгольским религиозным деятелем Данзан Равджой. Монастырь был центром буддистов красной секты и резиденцией Данзана Равжи. В 1830 году при монастыре была открыта школа по обучению пению, танцу и истории, ставшая известной, как первый монгольский театр. В 1938 году правительство Монголии приказало уничтожить монастырь. Тогда самые ценные вещи были закопаны в различных местах рядом с монастырем. До 1990 г. сокрытые вещи хранились в земле и только в 1991 году стали доступны для обозрения. Ученик ДанзанА Равджи, Байчмнчойжоо, сохранил вещи учителя, которые передавались по роду в течение пяти поколений.
(информация отсюда http://mongol.su/wiki/index.php?title=%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D0%BD_%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%B6%D0%B0%D0%B0)

30. Маска сильно повреждена, большинство коралловых бусин отвалилось. Директор музея, внук того самого монаха, который спас реликвии, рассказал нам, что когда маску извлекли из сундука, кораллы буквально осыпались с неё.


31. Витрина.



32. Маска с костюмом.


33.



34. Можно предположить, что маска была инкрустирована кораллами разного размера.



35.



 Прошлым летом мои друзья побывали в Сайншанде и посетили музей Данзана Равджи. Музей получил ещё одно помещение, что дало возможность выставить больше предметов. Изменилась экспозиция, добавились новые маски. Одно из добавлений - ещё одна коралловая маска. Назовём её маска №5(?). Кроме неё в экспозиции появились маска одного из чогджин (знаменосца) и 3 маски дитик-чжад - держателей ножей, помощников Чжамсарана.


36. Теперь маска №4, о которой говорилось чуть выше, выставлена так.


37. Новая маска с костюмом.



38. Дитик-чжад и чогджин.



39. Чжамсаран.




40.



41. Дитик-чжад.



42. Дитик-чжад, меченосец.


 Мои друзья не могли сказать - старая ли это маска или же работа одного из современных мастеров. По фотографиям (не лучшего качества) я тоже не смог дать ответ на этот вопрос. Но костюм, с которым экспонировалась маска №4, судя по всему, теперь составляет ансамбль с новой маской.



43.



44. Фото маски танцевальной группы "Тимуджин", работа современного монгольского мастера Ганхуяга Натцага.



45. Маска того же мастера, ансамбль Тумен-экх.



46. Фото маски Чжамсарана из цама монастыря Дашчойлин-хит.

 Согласитесь, что маски на фото 43-46 очень похожи. Они инкрустированы не кораллом, а его имитацией. Так что вопрос аутентичности маски №5(?) остаётся открытым.


 Недавно в интернете обнаружил заметку о трагическом происшествии. Ссылка  http://www.mongolia-web.com/169-museum-set-fire-and-guard-killed-zavkhan-aimag-mongolia

 В заметке говорится следующее (перевод с английского):

---------------------------------------------------------------------------

 В аймаке Завкхан был подожжён музей, а охранник убит.

  Среда, 2006-02-15 8:01

 13 января ночной охранник музея в провинции Завкхан был убит двумя преступниками, которые похитили некоторые из наиболее ценных предметов музейных коллекций, такие как головные уборы женщин халка, пояса и редкую коралловую маску Джамсарана. Чтобы стереть любые возможные следы они даже подожгли музей. Но местная пожарная команда и люди  быстро потушили огонь.
 Когда полиция захватила двух преступников, они хоронили труп охранника. Эта редкая маска Джамсарана - одна из коралловых масок, которых всего четыре в Монголии.

-----------------------------------------------------------------------------

 Из этой заметки следует, что существует ещё одна монгольская коралловая маска, которая находилась в музее аймака Завкхан. Правда не говорится, вернулись ли все артефакты обратно в музей. Также сообщается, что в Монголии существуют 4 коралловых маски (по видимому автор заметки не берёт в расчёт маску из музея Данзана Равджи). Больше никаких сведений об этой маске мне найти не удалось. Так что, возможно, существует эта маска №6(?)


 Теперь перебираемся в Америку. В Нью-Йоркском Рубин музее собрана богатейшая и уникальная коллекция буддийского искусства. Среди экспонатов коллекции - монгольские маски мистерии цам, одна из них инкрустирована кораллами.


47. Маска Бег-дзе №7.


48. Великолепная маска по стилю похожа на маску №2 нашего обзора, но сделана в более свободной манере.


49.


50.



51.


52.



53. В отличии от масок №1-3, которые имеют навершия в виде штандарта с трезубцем, эта маска несёт на своём шлеме ваджру (вачир) - может быть это не "родное" навершие маски.




 Маска №8 находится в России и хранится в музее истории Бурятии им.Хангалова, г.Улан-Удэ.

54. Маска бурятская или монгольская. Здесь фото маски до реставрации, она недоукомплектована черпами. По стилю она опять-таки сильно отличается от всех других коралловых масок.



55. А здесь средний череп - "чужой".


56. Фото М.Н.Лебель. Маска после реставрации.


 У этой маски тоже есть свои особенности. Здесь для инкрустации использован красный бисер. Коралловые бусины (полубусины) большего, чем бисер размера используются здесь только на носу, щеках и висках маски и создают точки, вокруг которых закручены спиралью нитки бисера.
Ещё одна особенность - в той же технике выполнены два глаза, для этого применялся белый, красный и чёрный бисер. Средний глаз сделан в обычной технике и расписан красками. Также несколько необычна форма пламевидных усов-бороды, которые почти сплошь охватывают пасть маски, также как и пламя вокруг третьего глаза. Такие уголки рта тоже встречаются нечасто и характерны для бурятских масок.


57. Навершие шлема в виде ваджры, вероятно, временное.


58. Сканирование с открытки. Маска в полном комплекте. Навершие как у многих бурятских масок в виде зеркала и круглого "веера" наподобие ушных украшений скелетообразных Хранителей кладбища.


 И, наконец, маска №9, тибетская. Она находится в Тибетском Ксизанг музее в Лхасе.

59. Тибет, XX век. Маска сделана в несколько примитивном стиле, но по-своему очень выразительна.


60. Здесь также, как и в некоторых предыдущих масках, нитка с коралловыми бусами укладывалась на поверхность маски.


61. Навершия маски не видно, можно заметить только, что маска имеет шлемообразный головной убор.


62. В отличии от многих других масок, на глазах изображены кровеносные сосуды.


63.


 Это всё, что мне известно о коралловых масках для религиозных танцев. Отдельная тема - маски современных мастеров с инкрустацией кораллами или их имитацией.

Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments