Николай Подосокорский (philologist) wrote in art_links,
Николай Подосокорский
philologist
art_links

Categories:

Художник-мистик Николай Юдин (1939 - 2008)

Оригинал взят у lupusleo в Памяти мастера Ложи "Астрея", художника-мистика Николая Юдина (1939 - 2008)

Николай Владимирович Юдин (29 апреля 1939 - 25 мая 2008) - Мастер Достопочтенной Ложи “Астрея”, Досточтимый Мастер Ложи “Пеликан”. Художник. Создал двадцать два полотна по сюжетам 22 Великих Арканов Таро.



С детства обучался изобразительному искусству под руководством отца. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу для одарённых детей. Окончил её в 1958 году. В 1960 году поступил учиться на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1963 году ушёл из института и вскоре переехал в Ленинград. Занимался графикой, живописью, работал в дизайне, кино и книжной иллюстрации.




Работы художника отражают образно-метафизическое направление в изобразительном искусстве и продолжают традиции Русского и Европейского потоков эзотерической живописи.


Тайная Вечеря, холст, масло

Николай Владимирович Юдин славы не искал. Необыкновенно духовный человек - он жил и работал ради творчества. Про него говорили, человек высокой дисциплины ума и духа. Он подарил нам емкий афоризм: “эгоизм- это превышение полномочий”. Все его картины раскупались при жизни ближним окружением. То, что он - гений, становилось ясно при близком, живом общении с его картинами. Их надо видеть вживую - они дышат необыкновенной энергетикой...


Галилей, карандаш, бумага

Далее представлено интервью с Николаем Юдиным сделанное для одного известного издания. Оно также опубликовано в книге:
Магия искусства. Интервью с мастером // Исторический союз русских лож / Сборник статей и документов. Редактор-составитель С. Ю. Иванов. СПб.: АИР, 2011. - С. 378-383.


Молитва Серафима. масло, холст

Корр: Что для вас значит слово "магия"?
Николай Юдин: Магия есть искусство делать Живое из неживого...



К.: А что нужно, чтобы стать Магом в своем деле?
Н.Ю.: Нужно иметь хороших учителей, нормальную психику, усидчивость и любить свое ремесло.


Спас

К.: Здесь можно вспомнить, например, Сальери. Все к нему подходит. Был ли он Магом в том смысле, как вы определили?
Н.Ю.: Сальери владеет искусством, но не умеет делать живое. Он остановился на искусстве, но до магии не дошел.


Семья

К.: А что дальше? Что, если бы не остановился?
Н.Ю.: А дальше включается нечто абсолютно необъяснимое. Человек включается в некий божественный поток...



К.: Что вы имеете в виду, говоря о потоке?
Н.Ю.: Начинают в определенном режиме работать энергетические центры человека. Это происходит как бы само собой, - если ты попал в поток, то центры включаются автоматически.


Учитель Арканов

К.: Как же этого добиться - попасть в поток?
Н.Ю.: Сальвадор Дали говорил: "Я раскрою вам последний, самый главный магический секрет. Состоит он вот в чем: после того, как вы научились правильно рисовать карандашом и правильно писать красками, мастерски овладели техникой акварели, собственными глазами убедились в том, что некоторые из окружающих вас растений и животных тяготеют друг к другу, а другие испытывают антипатию, после того, как вы овладели "сном с ключом в руке", проникли в скрытые достоинства и тайны красок и поняли, как они взаимодействуют друг с другом и узнали многое, многое другое, я должен вам сказать - от всего этого не будет никакого толка! Ибо последний и главный магический секрет состоит в том, что когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы вашей рукой руководил ангел"

(Николай Владимирович показывает свою картину, изображающую 1-й Аркан Таро - "Маг")


Аркан 1: Маг

Н.Ю.: Аркан 1 "Маг". Один из принципов магии - концентрация без усилия... Возникает впечатление, что человек совершает сложнейшие вещи, требующие чудовищной концентрации, но делает это легко, как бы играючи. И он действительно находится в этом состоянии - концентрации без усилия. Другое дело, что пришел он к этому, не побоюсь сказать, - чуду, - путем долгих лет упорной работы, ошибок, сомнений, крови и пота... Это возможно, но этого безумно сложно добиться...
Истинный маг, правда, не показывает секретов ремесла...


Аркан Великая Жрица

К.: Да, на картине Маг легок, изящен, он Играет, - видно, что он живет, Играя.
Н.Ю.: Состояние Мага не гарантировано и не постоянно. Человек может войти в это состояние и может быть сбит самыми разными факторами, многие из которых лежат за пределами нашего разумения. Поэтому можно говорить только об элементах магии в профессии и творчестве.


Аркан Императрица

К.: Если брать то высокое определение, которое вы дали, - искусство делать из неживого Живое, - это очевидно.
Н.Ю.: Да, и я настаиваю на таком именно определении. Потому что есть очень обширная сфера деятельности, которая в чем-то похожа на магию, - там присутствует и некий поток сознания и многокомпонентное видение и многое другое, но нет вот этого, самого важного - созидания Живого. Только созидание Живого - магия. Все остальное, сколь бы мастерски не выполнялось, я считаю манипуляцией. Причем, я не вкладываю в слово "манипуляция" какого-то уничижительного значения. Существует огромное множество профессий, где это необходимо и где есть свои Мастера.



К.: Уникальность творимого живого пространства через человека - это сфера действительно актуального интереса.
Н.Ю.: При творчестве происходит подключение Божественных сил, но это неописуемо, потому что - как объяснить процесс того, как я пишу - это же нужно описать весь многомерный поток сознания в результате которого абсолютно все детали связаны между собой. Вот рисунок 19 Аркана Таро. Только через 20 лет я пришел к тому, чтобы он ожил в картине. (Николай Владимирович показывает сперва рисунок, потом - картину, где символически изображен 19-й Аркан Таро - "Солнце")
Любые слова, описывающие этот процесс - кощунство, профанация. Трансформация Сальери в Моцарта неописуема.



К.: Выражаясь словами Пушкина: "Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каракского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными, однообразными стопами; так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и навязанной внешней волею - тщетно..."
Н.Ю.: Самое изумительное, когда ты уже подключен к работе, это даже не присутствие Ангела, а переживание мгновения, когда ты чувствуешь, что тебе что-то подарили. Сегодня, например, это было крыло у птички в, на первый взгляд, малозаметной детали на посохе Безумного в 21 Аркане, но чтобы этот подарок произошел, понадобился месяц очень напряженных усилий. Произошло подключение к живому пространству...



К.: Приходится, ведь, все время держать некий высокий градус напряженности, вовлеченности, усилий?
Н.Ю.: Дорога двигается, если ты не поспеваешь, не держишь связь со своим Предназначением, засыпаешь, выпадаешь из самого себя, - ты оказываешься на обочине. Очень непросто держать живую связь...



К.: Жаль, что вы не даете хотя бы каких-то описаний своих работ...
Н.Ю.: Когда работа закончена и отделилась от меня, пространство захлопывается и я уже не могу трогать ее. Я уже не могу влезать в то, что уже завершено и существует, живет отдельно от меня. Даже если это делать ради слов и описаний, текста, это будет кощунство.
Как можно передать связь между, скажем, кустом и горой на картине? А эта связь для меня очевидна, - она существует на холсте, но вот как это передать? Мне кажется, что все попытки искусствоведов здесь бесплодны - перевод изображения на слова практически невозможен. У изображения больше измерений, большая размерность, чем у текста...



К.: А язык метафоры? Он хоть как-то передает намек на эту большую размерность...
Н.Ю.: Картина - результат переживания, - причем всего образа жизни... Нужно описывать посекундно, что художник переживает, когда переходит от одной кисти к другой и еще много-много факторов...



К.: Холст вбирает в себя всю вашу жизнь на момент творения, да и думаю, не только на тот момент...
Н.Ю.: В холсте содержатся и вибрации настроения, музыки, которую я слушаю, когда работаю...



К.: Думаю, что и много чего еще...
Н.Ю.: Я никогда не делаю копии, у меня это не получается. Я могу сделать второй вариант той же темы. Но в этих вариантах такая существенная разница...



К.: Да, я это увидел на примере вашего 21 Аркана, в первом варианте и в том, что вы создаете сейчас... За всеми двадцатью двумя вашими картинами, изображающими сюжеты двадцати двух Арканов Таро, я увидел и почувствовал то, что действительно не выразить словами. Разве что намек - некое дыхание Истины... И ощущение благодати...
Н.Ю.: За Истиной должно следовать Благо, как более высокая категория... Это отмечал еще Платон...



_____________________________

Наследие художника включает в себя и созданный за двадцать лет творчества цикл картин Великих Арканов Таро.



АРКАНЫ ТАРО – древнее знание в виде системы символов, уходящее вглубь веков и сохранившееся в виде Древней Традиции. Через искусство в образно-символической форме Арканы передают квинтэссенцию знаний и представлений древних цивилизаций о жизненном пути человека. Арканы Таро, начиная с XVI века, стало утилитарно использоваться человеком в качестве карт для гадания. Но многие выдающиеся умы открывали для себя в Таро неисчерпаемый источник мудрости и считали, что Таро принадлежат «сфере божественных вопросов философии».



В картинах Н. Юдина происходит погружение в Арканы Таро. Это никак не связано с гаданием, это – медитативное проживание пространств каждого Аркана, как особого спектра состояний сознания. Традиция погружения в Арканы и исследования их – очень древняя. При погружении в Арканы происходит глубокая внутренняя работа и раскрытие совершенно новой и уникальной информации о пространстве самих Арканов.



В исследовании каждого Аркана выделяют три слоя: исторический или эволюционный, символический и прикладной. Это позволяет рассмотреть каждый из Арканов наиболее объемно, начиная от истории возникновения и эволюции в пространстве Земли, до способов практического применения состояний того или иного Аркана в жизненных ситуациях.
«Ключ к символам Таро кроется не столько в «тайных знаниях», намеренно культивируемых оккультистами, сколько в глубине человеческой души. - интересно, хотя, быть может, несколько односторонне, рассказывает об Арканах Хайо Банцхаф в книге «Таро или путешествие героя». – Это – знание вещей, таинственных по своей природе, потому что они не лежат на поверхности, а существуют на невидимом плане, «на обратной стороне» реальности. И в центре этого знания всегда стоит вопрос о жизненном пути человека и о смысле смерти.
Арканы Таро дают нам урок, по своей значимости и масштабам далеко превосходящий всё то, что мы могли бы узнать от них при простом гадании. Это этапы жизненного пути с поразительно ясными жизненными ориентирами».


Встреча

У каждого из Арканов глубокое содержание, увязанное с объяснением всего того, что составляет человеческую жизнь и природу человека. И в каждом Аркане Таро – ключ к разгадке той или иной тайны своей собственной судьбы. Символика Таро связана с идеей порога, двери, через которую могут пройти далеко не все, а только те, кто обладает определенным набором знаний и опыта, позволяющих открыть замок и пройти в неизвестное. Двадцать два Аркана, используя сложный метафорический язык для выражения глубинных метафизических концепций, содержат в себе опыт всей человеческой жизни.



Комментарии к Арканам Таро (визуализация Н.В.Юдина)

ПОВЕШАННЫЙ



Двенадцатый Аркан Таро, означающий испытание, пример, терпение, готовность жертвовать, учение и отказ от “эго”. Это ключевой Аркан, изображающий человека, повешенного за одну ногу между двумя стволами деревьев – символ дуальности – и образующего вертикалью своей фигуры и перекладиной дерева Т-образный крест. Его руки заложены за спину и образуют треугольник, указывающий вниз. При этом лицо его безмятежно. Эта фигура образует перевернутый знак серы и в алхимии означает завершение Великого Делания.
Перекладина и две вертикали стволов образуют число творения 3, а также содержит идею моста, соединяющего противоположности, и христианский символ креста, задавая алгоритм перехода от идеи творения к идее совершенства. Одна нога согнута в колене, образуя перевернутую цифру 4. Таким образом, повешенный человек означает проникновение в тайны универсума и вызов, брошенный законам природы. Испытание означает необходимость сохранять равновесие. Повешенный достиг известной степени совершенства и свободы от обстоятельств. Он - человек, прошедший инициацию и работающий в согласии с божественным. Здесь демонстрируется идея высшей зависимости человеческой личности от космической жизни. Чтобы достичь высот философии, человек должен перевернуть весь свой образ жизни и отказаться от правил золота в пользу золотого правила.

УМЕРЕННОСТЬ


Адам и Ева, сангина, бумага

Четырнадцатый Аркан Таро, символизирующий воздержание, умеренность, а также поток жизни и времена года. Другое название – Время. На нем изображена фигура ангела, окруженная солнечным нимбом. Она переливает содержимое одного кубка в другой.

Ни одна капля не теряется при переливании жидкости из одного сосуда в другой. Когда нижний сосуд полностью заполняется жидкостью, он меняется местами с верхним, тем самым осуществляется вечный круговорот времени. Символика истолковывается на основании идеи, что жизнь переливается из видимого состояния в невидимое и из невидимого в видимое. Солнце вокруг ангела указывает на солярный (т.е. солнечный) аспект этого кругообращения. Жизненные силы проходят между положительными и отрицательными полюсами творческой системы. Взаимосвязь верхнего золотого и нижнего серебряного сосудов символизирует нисхождение небесных сил в подлунные сферы. Аркан символизирует переход от иллюзорного и суетного к вечному. Умеренность позволяет осознать идею меры и равновесия, как на макро, так и на микрокосмическом уровне.

МИР

Двадцать второй Аркан Таро, изображающий летящую женскую фигуру с разведенными в сторону руками и окруженную ореолом света. Это Аркан абсолютного единства и бесконечных возможностей. Мир изображает идеальное состояние, из которого человечество возникло и к которому оно возвращается.


Аркан Мир

Изображенный овал символизирует полноту творения, а легкая вуаль говорит о бесконечности постижения тайн существования. Вверху Аркана изображены ангел и орел – принципы воздуха, а внизу – бык и лев – начала земли. Вместе они составляют сфинкса – загадку жизни. Тем самым фиксируется постоянное превращение всех форм жизни в мировое яйцо – символ возрождения все вещей.


Сон апостолов (В Гефсиманском саду)

В мае 2008 года Николай Владимирович Юдин открыл двери посмертия и шагнул в удивительные миры, изображённые на его полотнах. Как всегда в истории человечества - великий художник начинает жить после смерти в своих полотнах …


ИСХОД. По мотивам романа"Мастер и Маргарита"М.Булгакова
масло,холст 220 см х 210 см


Покаяние


Троица


Сейшелы


Распятие (Человечество), триптих


Источники:
1. Магия искусства. Интервью с мастером // Исторический союз русских лож / Сборник статей и документов. Редактор-составитель С. Ю. Иванов. СПб.: АИР, 2011. - С. 378-383.
2. Материалы группы в контакте "Ценители творчества художника Николая Юдина". Руководитель группы - Андрей Россет
3. Сайт Владислава Лебедько http://www.lebedko.su
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments