"И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,—
И не безгрешна их печаль."
Дм.Мережковский
Наше десятидневное пребывание в США (Филадельфия, Вашингтон, Нью-Йорк) было настолько плотно заполнено экскурсиями, осмотрами достопримечательностей и прогулками по улицам городов, что сегодня, подводя первые итоги поездки, я с благодарностью вспоминаю нашего гида. Её увлечение живописью позволило некоторым из нас умудриться побывать за эти дни еще и в четырех лучших художественных музеях страны. И первым потрясением была Национальная галерея искусств Вашингтона. Она основана-то менее ста лет назад (официальное открытие состоялось 17 марта 1941 года), но сумела составить выдающееся собрание западноевропейской живописи от средних веков и до наших дней.

Качество музеев и частных коллекций веками и до сих пор оценивается по количеству и качеству имеющихся в них произведений мастеров итальянского Возрождения, и Вашингтонская галерея может гордиться своим собранием: Боттичелли, Фра Анжелико, Перуджино, Джорджоне, Беллини, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Не буду утомлять Вас рассказом и показом картин всех этих выдающихся художников, многие из Вас знакомы с ними по другим музеям, по репродукциям, по книгам и фильмам, но об одной картине – «Джиневра де Бенчи» (1474-1478) кисти Леонардо да Винчи, единственной его картине, имеющейся в США, мне хочется рассказать. Эта ранняя его работа по праву считается гордостью коллекции музея, перед ней многие стоят в задумчивости, вглядываясь в неправильные и не очень красивые черты бледной молодой женщины с грустными глазами и повернутым внутрь взглядом.

Что скрывается за этой грустью, что она пережила, что ей предстоит пережить, почему припухли веки, почему она так бледна и болезненна, о чем должен нам говорить сумрачный пейзажный фон картины, колючий куст можжевельника за ее головой? Портрет этот долго оставался неопознанным, как портрет неизвестной, и только в наше время выяснилось, что на нем изображена флорентийская поэтесса и весьма эрудированная особа – Джиневра д’Америго де Бенчи. Некоторые полагают, что заказчиком портрета был венецианский посол Бернардо Бембо, с которым у Джиневры была, как говорят, пылкая, но платоническая связь (из-за ее глубокой религиозности).
Об этом свидетельствует и эмблема, изображенная на обороте картины и представляющая собой переплетение трех растений – пальмы и лавра ( персональная эмблема Бембо) и можжевельника (эмблема Джиневры). На эмблеме есть надпись: «Красота - украшение добродетели».

Другие исследователи считают, что портрет был заказан ее будущим мужем, за которого она вышла замуж в 17 лет, и который был намного старше нее, почти разорен и женился на ней отчасти из меркантильных соображений. Лично мне больше нравится первая, романтическая версия. А.Тарковский использовал этот портрет в своем фильме «Зеркало» (а ведь действительно можно уловить сходство между Тереховой и Джиневрой). Он так описывает свои ощущения: «Невозможно выразить то окончательное впечатление, которое производит на нас этот портрет. Невозможным оказывается даже определённо сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна. Она и привлекает, и отталкивает. В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Но дьявольское — отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто — лежащее по ту сторону добра и зла. Это обаяние с отрицательным знаком: в нём есть что-то почти дегенеративное и… прекрасное». (Н.Болдырев. «Жертвоприношение Андрея Тарковского»).
Умерла Джиневра бездетной вдовой, скорее всего, причиной ее смерти стал туберкулез. В этом портрете Леонардо, пытаясь оторваться от традиций и манеры своего учителя Вероккио, использовал некоторые совершенно новые приемы, например, повернул изображаемую модель не влево, а вправо, что было новшеством для того времени. Кроме того, он использовал в портрете пейзаж, что стало позже обычным, но в то время женские портреты писались в интерьере комнаты, а пейзаж мог присутствовать иногда только как вид из окна. В 1967 году за 5 миллионов долларов картина была приобретена у князя Лихтенштейна Франца Иосифа Второго и стала жемчужиной в коллекции Национальной галереи искусств Вашингтона. Ей отведен отдельный зал, чтобы весь свет, все взгляды и все мысли были направлены к ней – прекрасной и некрасивой, притягивающей и отталкивающей, загадочной и понятной, холодной и близкой… Не кажется ли вам, что молодой Леонардо сам был немного влюблен в нее, несмотря на существующую версию его ориентации? Мне просто трудно представить себе, что можно так рисовать, не испытывая чувственного трепета. Хотя, возможно, у гениев так бывает...
Рассмотреть картину в деталях можно тут: http://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/ginevra-de-benci/9Q...
Ссылки:
http://www.nga.gov/content/ngaweb/Collection.html
http://smallbay.ru/artreness/da_vinci9.html
http://www.museum.ru/N29540
Дмитрий Мережковский."Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"
Впервые опубликовано в блоге "Ботинок" - http://botinok.co.il/node/90011
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,—
И не безгрешна их печаль."
Дм.Мережковский
Наше десятидневное пребывание в США (Филадельфия, Вашингтон, Нью-Йорк) было настолько плотно заполнено экскурсиями, осмотрами достопримечательностей и прогулками по улицам городов, что сегодня, подводя первые итоги поездки, я с благодарностью вспоминаю нашего гида. Её увлечение живописью позволило некоторым из нас умудриться побывать за эти дни еще и в четырех лучших художественных музеях страны. И первым потрясением была Национальная галерея искусств Вашингтона. Она основана-то менее ста лет назад (официальное открытие состоялось 17 марта 1941 года), но сумела составить выдающееся собрание западноевропейской живописи от средних веков и до наших дней.

Качество музеев и частных коллекций веками и до сих пор оценивается по количеству и качеству имеющихся в них произведений мастеров итальянского Возрождения, и Вашингтонская галерея может гордиться своим собранием: Боттичелли, Фра Анжелико, Перуджино, Джорджоне, Беллини, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Не буду утомлять Вас рассказом и показом картин всех этих выдающихся художников, многие из Вас знакомы с ними по другим музеям, по репродукциям, по книгам и фильмам, но об одной картине – «Джиневра де Бенчи» (1474-1478) кисти Леонардо да Винчи, единственной его картине, имеющейся в США, мне хочется рассказать. Эта ранняя его работа по праву считается гордостью коллекции музея, перед ней многие стоят в задумчивости, вглядываясь в неправильные и не очень красивые черты бледной молодой женщины с грустными глазами и повернутым внутрь взглядом.

Что скрывается за этой грустью, что она пережила, что ей предстоит пережить, почему припухли веки, почему она так бледна и болезненна, о чем должен нам говорить сумрачный пейзажный фон картины, колючий куст можжевельника за ее головой? Портрет этот долго оставался неопознанным, как портрет неизвестной, и только в наше время выяснилось, что на нем изображена флорентийская поэтесса и весьма эрудированная особа – Джиневра д’Америго де Бенчи. Некоторые полагают, что заказчиком портрета был венецианский посол Бернардо Бембо, с которым у Джиневры была, как говорят, пылкая, но платоническая связь (из-за ее глубокой религиозности).
Об этом свидетельствует и эмблема, изображенная на обороте картины и представляющая собой переплетение трех растений – пальмы и лавра ( персональная эмблема Бембо) и можжевельника (эмблема Джиневры). На эмблеме есть надпись: «Красота - украшение добродетели».

Другие исследователи считают, что портрет был заказан ее будущим мужем, за которого она вышла замуж в 17 лет, и который был намного старше нее, почти разорен и женился на ней отчасти из меркантильных соображений. Лично мне больше нравится первая, романтическая версия. А.Тарковский использовал этот портрет в своем фильме «Зеркало» (а ведь действительно можно уловить сходство между Тереховой и Джиневрой). Он так описывает свои ощущения: «Невозможно выразить то окончательное впечатление, которое производит на нас этот портрет. Невозможным оказывается даже определённо сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна. Она и привлекает, и отталкивает. В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Но дьявольское — отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто — лежащее по ту сторону добра и зла. Это обаяние с отрицательным знаком: в нём есть что-то почти дегенеративное и… прекрасное». (Н.Болдырев. «Жертвоприношение Андрея Тарковского»).
Умерла Джиневра бездетной вдовой, скорее всего, причиной ее смерти стал туберкулез. В этом портрете Леонардо, пытаясь оторваться от традиций и манеры своего учителя Вероккио, использовал некоторые совершенно новые приемы, например, повернул изображаемую модель не влево, а вправо, что было новшеством для того времени. Кроме того, он использовал в портрете пейзаж, что стало позже обычным, но в то время женские портреты писались в интерьере комнаты, а пейзаж мог присутствовать иногда только как вид из окна. В 1967 году за 5 миллионов долларов картина была приобретена у князя Лихтенштейна Франца Иосифа Второго и стала жемчужиной в коллекции Национальной галереи искусств Вашингтона. Ей отведен отдельный зал, чтобы весь свет, все взгляды и все мысли были направлены к ней – прекрасной и некрасивой, притягивающей и отталкивающей, загадочной и понятной, холодной и близкой… Не кажется ли вам, что молодой Леонардо сам был немного влюблен в нее, несмотря на существующую версию его ориентации? Мне просто трудно представить себе, что можно так рисовать, не испытывая чувственного трепета. Хотя, возможно, у гениев так бывает...
Рассмотреть картину в деталях можно тут: http://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/ginevra-de-benci/9Q...
Ссылки:
http://www.nga.gov/content/ngaweb/Collection.html
http://smallbay.ru/artreness/da_vinci9.html
http://www.museum.ru/N29540
Дмитрий Мережковский."Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"
Впервые опубликовано в блоге "Ботинок" - http://botinok.co.il/node/90011