vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in art_links,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
art_links

Category:

ДЖИНЕВРА

Оригинал взят у vanatik05 в ДЖИНЕВРА
"И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,—
И не безгрешна их печаль."
Дм.Мережковский

Наше десятидневное пребывание в США (Филадельфия, Вашингтон, Нью-Йорк) было настолько плотно заполнено экскурсиями, осмотрами достопримечательностей и прогулками по улицам городов, что сегодня, подводя первые итоги поездки, я с благодарностью вспоминаю нашего гида. Её увлечение живописью позволило некоторым из нас умудриться побывать за эти дни еще и в четырех лучших художественных музеях страны. И первым потрясением была Национальная галерея искусств Вашингтона. Она основана-то менее ста лет назад (официальное открытие состоялось 17 марта 1941 года), но сумела составить выдающееся собрание западноевропейской живописи от средних веков и до наших дней.

80b38f052ffcb163db285ebfd390fd4c_Америка 2067

Качество музеев и частных коллекций веками и до сих пор оценивается по количеству и качеству имеющихся в них произведений мастеров итальянского Возрождения, и Вашингтонская галерея может гордиться своим собранием: Боттичелли, Фра Анжелико, Перуджино, Джорджоне, Беллини, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Не буду утомлять Вас рассказом и показом картин всех этих выдающихся художников, многие из Вас знакомы с ними по другим музеям, по репродукциям, по книгам и фильмам, но об одной картине – «Джиневра де Бенчи» (1474-1478) кисти Леонардо да Винчи, единственной его картине, имеющейся в США, мне хочется рассказать. Эта ранняя его работа по праву считается гордостью коллекции музея, перед ней многие стоят в задумчивости, вглядываясь в неправильные и не очень красивые черты бледной молодой женщины с грустными глазами и повернутым внутрь взглядом.

b8db6efdbe3fc6ef431dbf92bfa75bec_Америка 039

Что скрывается за этой грустью, что она пережила, что ей предстоит пережить, почему припухли веки, почему она так бледна и болезненна, о чем должен нам говорить сумрачный пейзажный фон картины, колючий куст можжевельника за ее головой? Портрет этот долго оставался неопознанным, как портрет неизвестной, и только в наше время выяснилось, что на нем изображена флорентийская поэтесса и весьма эрудированная особа – Джиневра д’Америго де Бенчи. Некоторые полагают, что заказчиком портрета был венецианский посол Бернардо Бембо, с которым у Джиневры была, как говорят, пылкая, но платоническая связь (из-за ее глубокой религиозности).
Об этом свидетельствует и эмблема, изображенная на обороте картины и представляющая собой переплетение трех растений – пальмы и лавра ( персональная эмблема Бембо) и можжевельника (эмблема Джиневры). На эмблеме есть надпись: «Красота - украшение добродетели».

1421a736663fb6d40539883b199d9030_Hans_Memling_054_small

Другие исследователи считают, что портрет был заказан ее будущим мужем, за которого она вышла замуж в 17 лет, и который был намного старше нее, почти разорен и женился на ней отчасти из меркантильных соображений. Лично мне больше нравится первая, романтическая версия. А.Тарковский использовал этот портрет в своем фильме «Зеркало» (а ведь действительно можно уловить сходство между Тереховой и Джиневрой). Он так описывает свои ощущения: «Невозможно выразить то окончательное впечатление, которое производит на нас этот портрет. Невозможным оказывается даже определённо сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна. Она и привлекает, и отталкивает. В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Но дьявольское — отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто — лежащее по ту сторону добра и зла. Это обаяние с отрицательным знаком: в нём есть что-то почти дегенеративное и… прекрасное». (Н.Болдырев. «Жертвоприношение Андрея Тарковского»).

Умерла Джиневра бездетной вдовой, скорее всего, причиной ее смерти стал туберкулез. В этом портрете Леонардо, пытаясь оторваться от традиций и манеры своего учителя Вероккио, использовал некоторые совершенно новые приемы, например, повернул изображаемую модель не влево, а вправо, что было новшеством для того времени. Кроме того, он использовал в портрете пейзаж, что стало позже обычным, но в то время женские портреты писались в интерьере комнаты, а пейзаж мог присутствовать иногда только как вид из окна. В 1967 году за 5 миллионов долларов картина была приобретена у князя Лихтенштейна Франца Иосифа Второго и стала жемчужиной в коллекции Национальной галереи искусств Вашингтона. Ей отведен отдельный зал, чтобы весь свет, все взгляды и все мысли были направлены к ней – прекрасной и некрасивой, притягивающей и отталкивающей, загадочной и понятной, холодной и близкой… Не кажется ли вам, что молодой Леонардо сам был немного влюблен в нее, несмотря на существующую версию его ориентации? Мне просто трудно представить себе, что можно так рисовать, не испытывая чувственного трепета. Хотя, возможно, у гениев так бывает...
Рассмотреть картину в деталях можно тут: http://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/ginevra-de-benci/9Q...

Ссылки:
http://www.nga.gov/content/ngaweb/Collection.html
http://smallbay.ru/artreness/da_vinci9.html
http://www.museum.ru/N29540
Дмитрий Мережковский."Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"

Впервые опубликовано в блоге "Ботинок" - http://botinok.co.il/node/90011

Tags: живопись
Subscribe

  • 9 Мая!

    В экзотическую композицию сложились нынешние затянувшиеся майские выходные: Мир! Труд! Май! → Христос Воскрес! → а Гитлер капут! Радует,…

  • Свиのtgeld*ы.

    Австрия​. Eberschwang. Edt bei Lambach. Eferding. Gutscheine. Ей Богу странно, с чего бы это святой Леонард резвится тут…

  • Троица три дня строится.

    Мой комментарий к записи "«3 поросёнка» на ЦСЯ" от notabler. Сказанїе ѡ трїехъ свинїѧхъ Во времѧ оно, бѣша…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments