Галина (gala_the) wrote in art_links,
Галина
gala_the
art_links

Categories:

Илья и Эмилия Кабаковы. "Странный город". Grand Palais. Paris.

Оригинал взят у gala_the в Илья и Эмилия Кабаковы. "Странный город". Grand Palais. Paris.
Я что-то слышала о нем раньше. Какой-то его скандал, или не его, а похожая фамилия, настолько русская, что сама ложится на полочку твоей памяти, совсем без спросу. К тому же Гран-Пале.  Надо идти.
     Выбрала подходящий день, чтобы не толкаться в очередях и не тереться плечами перед… сама пока не знаю, что это будет, уже интересно.
     Гран-Пале грандиозен и фундаментален. Он предполагает крупные формы, простор и много света. Потолок высоко над головой одет в прозрачные стекла ажурных арок, и обрубленный нос ракеты, встречающий тебя при входе на экспозицию, как приглашение в полет к иным мирам, внешним или запертым внутри тебя, затерялся в его громаде, как и развалины белоснежной каменной буквы Н рядом. Что означает эта буква? Ответ поищу на обратном пути. (Ракета оказалось куполом, а развалины буквы - просто развалинами ворот, непонятным образом связывающие совсем не развалившиеся купол и «Странный город» будущего).

ВХОДИМ
                                                            11
    
                                          66
      Вход в «Странный город». Перед тобой лабиринт, окружающий 5 домов- комнат, в четырех из которых имеется главный зал с падающим на него из отверстия сверху светом и коридором вокруг, а так же двух больших капелл. Город  надо пройти в определенном порядке, о чем напоминают вежливые служители, нанизавшие на свое плечо матерчатую сумку со словами на русском языке (сфотографировать не решилась, скромная).

      6       Изображение 9
     Дом номер 3Пустой музей, с музейным интерьером, но без картин, где по середине стоит два музейных дивана; мягкие и глубокие, они приглашают взобраться на них всем своим телом и рассматривать подсвеченные темно-красных стены с пятнами цвета вместо картин, не меняющие цвет и форму, и вслушиваться в музыку Баха, звучащую со всех сторон. Я люблю Баха, люблю орган, но я сопротивляюсь, не закрывая глаза, не расслабляясь, и жду, а вдруг сейчас что-то обрушится, или разверзнется, или, на худой конец, поменяет цвет- ничего. Лишь музыка и ты, сидишь, расслабляясь от макушки до кончиков пальцев, растворяясь постепенно, не замечая теней движущихся сквозь музыку людей, представляя над собой уносящиеся ввысь стены храма… пора вставать и идти, мимо двух дверей, не заходя в них, даже не пытаясь их открыть (скромная и нерешительная).

ИДЕМ ДАЛЬШЕ

  1     81
     Дом номер 4. Манас.
          Наступает момент, когда предчувствия переполняют тебя, и ты не можешь оставить их себе, не можешь похоронить их вместе со своим телом, а должен поделиться ими, или своими знаниями, или надеждами. Этот город-призрак, город-предчувствие, город- мечта, город реальной жизни и реальных людей и небесный город над ним.
        Конечно, он вырос не между российских берез, с их тревожно шумящей листвой, как раз сейчас, на очередном изломе истории, а в степи. Здесь ничего не отвлекает от общения с вечностью. И в этой рыжей степи-пустыне человек, проходя сквозь испытания одиночеством и ожиданием, может попытаться шаг за шагом приблизиться к пониманию того, что он не одинок в этом вечном танце времени–материи-духа, но сам себя заточил  и сам себе судья и тюремщик. 
        Восемь манад (гор-башен), как стартовая площадка, подготовляют и направляют желающего постичь. Опишу их все, представленные в макете и в разрезе, где по-русски художник описал их предназначение и механизм. Для меня- ничего нового, все это - повторение уже известного, но под своим углом зрения, со своими рецептами и со своей жаждой быть услышанным.

                  2           Изображение 7               4

        -Два взгляда: вверх и вниз. Ты поднимаешься на уступ внутри башни под звуки слов из «Ада» Данте смотришь на огни под тобой; через двадцать минут - переход в состояние «Рая» и, когда женский голос читает «Рай» Данте и зажигаются огни над тобой, ты понимаешь, наконец, разницу между адом и раем, ужасаясь или радуясь. Это и есть чистилище (не совсем поняла, почему, ведь когда уже пришло время, поздно ужасаться или радоваться)?
        -Райские сады и водопад. Обещание вечности и красоты, чтобы совсем не сомневался?
        -Две антенны, улавливающие ход времени будущего и… прошлого, в точке сближения время тормозит, но никогда не останавливается. Ты уверен, что время бежит вперед, но вперед или в будущее,  равнозначны ли эти понятия?
        -Тоннель внутри горы ведет вверх, в полной темноте и тишине наощупь, чтобы на вершине увидеть горизонт бескрайней степи- к свету лишь через мрак. Жаль, что нельзя попасть туда, и не возможно пробиться именно в эту башню, минуя другие, а я бы попыталась (теперь я мазохист, которому мало копаться в сознании, подсознание ему подавай)?
        -Дом  сна. Башня с десятью щелями окон, под которыми располагаются места для сна; ложишься в почти саркофаг, напуганный адом, вдохновленный раем, учуявший ход времени, засомневавшийся, не вспять ли бежит твоя жизнь, очищенный и подготовленный к восприятию… бездонных звездных просторов, а тебе именно  туда?
        -Камера-обскура. Телескоп для наблюдения за другими мирами- если еще сомневаешься, туда ли тебе, или выбираешь, или все-таки почувствовал себя не просто букашкой, а частью великого, лишь временно проходящий свой путь здесь и в этом теле?
        -Центр космических энергий. Все, я застряла в камере-обскура, все выбираю или уже нашла? Люди в амфитеатре 40 минут сидят под 24 антеннами, чтобы получить космическую энергию.
        -Получение сигналов от ноосферы. Усиленные сигналы- креативные идеи выводятся на экран и возможны к расшифровке. Заманчиво, но страшновато, после облучения космической энергией?
        Почему везде вопросы? Это сомнения в правильности моего восприятия увиденного, но пишу именно так, как почувствовала, ведь я имею на это право. Что же дальше…
        Дом номер 5. Центр космической энергии. Сооружение из трех башен- хранилище, центр, лаборатория контакта- для улавливания энергии и связи с ноосферой, где хранятся идеи, созданные лучшими умами. В названии и есть смысл.  Основные теории от Вернадского и до гипотезы Розенфельда описанные в пояснении, мне очень интересны, но читать это я буду позже, во всяком случае попробую?
                                                                                          8

        Дом номер 6. Как встретить ангела. Перечитываю и перечитываю название, так и сяк переводя его с французского (любимого, но недоученного мною, парадокс). К счастью, это не только макет конструкции из деревянных лестниц ввысь, куда упорно карабкается каждый человек со своей надеждой на взаимность. Снаружи по стенам расположены подробное обоснование и инструкции. Увиденное привело меня в шоковое состояние.

                                            Изображение 4

        Я была совершенно не в курсе, что на высоте 1200-1400 метров над у.м. каждый имеет возможность встретить своего ангела (важно, что в переводе не «увидеть», а «встретить»). Почему на высоте? Встреча возможна лишь в экстремальных условиях, а высота предполагает эти самые условия. Если нет гор- можно соорудить лестницу и, если карабкаться по ней вверх парочку суток - эти условия появятся сами. Обхожу затейливое сооружение… ангел, хоть и похож на нас ( извините, мы на него), но гораздо значительнее в размерах.
       Уверена, автор не просто мечтает, он уже многократно встречался с ангелом, своим? По стенам развешаны и расставлены мечты и видения, практические предложения и предвидения- такая встреча возможна для  каждого из нас, и она уже была когда-то, просто мы ее не помним.

                                                              7

        А кто помнит, тот хранит в душе своей свет надежды и луч, указывающий, как изменить себя, чтобы очиститься, наконец, от суеты и собственной тупой инерции, тянущих нас вниз. Для этого изобретено уже множество способов: от разнообразных практик и манипуляций изнутри самого себя до неукоснительного исполнения предписанных нам сверху канонов, но… есть еще один способ.

                                          Изображение 3

              Нужно  надеть белые крылья, прикрепив их за своей спиной кожаными ремнями, и в полном одиночестве и тишине с завешанными шторами провести в них 5-10 минут, после чего пару часов заниматься своими делами, не снимая их и чувствуя их за своей спиной. И так в течение двух- трех недель, повторяя это систематически, пока крылья не начнут перестраивать твое сознание.
              Что труднее: эти десять минут в пустоте наедине со своими мыслями или пару часов обычной жизни, с постоянным робким или яростным чувством: «Что же я делаю, ведь я - ангел»?

        Остальные дома не описываю. Остальные- продолжение твоего существования, где утро, вечер и ночь (а дня-то и нет, вот незадача), свет ночью и – Ворота. Ворота посередине, без препятствий и забора- переход в другую реальность или небытие, и варианты их внешнего вида для каждого индивидуально, ребенка и прочих, приготовлены.
                                                                   
                                    9
        Не надо торопиться, всему и каждому свое время, и Белая капелла воспоминаний с картинами из российско-советской жизни и звоном колокола, немногочисленного того, что осталось в памяти у давно уже уехавшего из России художника,

                                                      Изображение 2

и Темная капелла – с положенной набок во всю стену грубоко-коричневого цвета порванной фото-биографией автора и белыми тряпками для оттирания кисти от красок повсюду- не особо заинтересовали.
      Ангельские крылья чесались на моих лопатках (не в смысли - резались, а в смысле- трудно забыть)!

ВЫХОДИМ НА ВОЛЮ

        Пройдя лабиринт от начала и до конца, вышла опять к ракете (куполу), уносящей нас в мир неизведанного, где музыкальный квинтет играл Шумана, и я, сидя на полу, думала.

                                        Изображение 1

        О выставке? Не могу ответить. СПАСИБО, что дочитали.  Пойду куплю пояснение на русском, возможно, Илья Кабаков вовсе не об этом хотел меня пригласить…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments