Эльза (elsassruppel) wrote in art_links,
Эльза
elsassruppel
art_links

Category:

Киев. Костёл Святого Николая


Николаевский костел в Киеве (укр. Костел Святого Миколая, Будинок органної та камерної музики) является одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей города.

В конце XIX века (в 1897 году) численность католической общины Киева составляла около 14% от всего населения, а в Киеве был всего один действующий костел – Александровский. В Киеве уже насчитывалось более 40 тысяч прихожан, а старый Александровский костел не мог вместить более 1500 человек. Римо-католический костёл Св.Александра был мал для такого количества прихожан, но учитывая то, что полякам еще не простили их вольнодумные желания и стремления отделиться от России, о строительстве второго костёла долго не заговаривали. Но вот, предоставился удобный случай - посещение Киева в 1895 году обер-прокурором Святейшего Синода Победоносцевым, который внял просьбам римско-католической общины о строительстве нового костёла. Незамедлительно был приобретён земельный участок и объявлен конкурс на проект нового католического храма.

Разрешение на строительство было получено, и в 1899 году начались работы по возведению храма. Постройка костёла Св. Николая началась по конкурсному проекту архитектора С. В. Валовского в 1899 году. Разработка и строительство здания производились под руководством известного киевского архитектора В. В. Городецкого. Выигравший конкурс 23-летний студент Станислав Воловский предложил сооружение костёла в стиле средневековой французской готики. Поскольку Воловский в то время являлся студентом Петербургского Института гражданских инженеров, и был еще недостаточно опытным, доработку проекта и руководство строительством поручили известному киевскому архитектору Владиславу Городецкому, который переработал проект, внеся в него ряд изменений, улучшивших внешний вид здания.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6826/270501744.18/0_e44ac_48c33143_orig

Родился Лешек Дезидерий Владислав Городецкий 4 июня 1863 года в старинной польской семье. Местом его рождения было село Шелудьки на Подольи. Дед Городецкого участвовал в польском восстании 1831 года, а отец (участник Крымской войны 1853-1856 г.г.) был командиром повстанцев во Втором польском восстании 1861 года. Последующая после разгрома восстания ликвидация польских имений коснулась и семьи Городецких. Их имение было конфисковано, а семья потеряла не только своё имение, но и доходы. После переезда семьи в Одессу, мальчик Городецкий был отдан на учебу в реальное училище, а затем поступил в Императорскую Академию искусств в Петербурге, которую окончил в 1890 году. Кстати, 1899-1903 г.г. самый творческий период в жизни Городецкого. Именно в эти годы спроектированы и построены Городской Музей, караимская кенаса и Дом с химерами.

Храм возводился в долине реки Лыбидь. Место оказалось не очень удачным, т.к. грунты были влажными, поэтому, чтобы укрепить фундамент здания строители применили новую технологию набивания бетонных свай, предложенную инженером А.Э.Страусом. Конструкции здания также были сделаны из железобетона. Строили Николаевский костел в Киеве в течение 10 лет на пожертвования, поступавшие от частных лиц. Всего при возведении храма было потрачено около 500 тысяч рублей.


Городецкому удалось придумать храм-загадку. Скульптуры химер, чудовищ установлены для отпугивания злых сил. Украшают храм грифоны, наполовину звери, наполовину птицы, обосновавшиеся над карнизом и по углам строения, а в щелях здания видны маленькие ящерицы. Грифон является символом бдительности и силы, а саламандра символизировала в христианском искусстве приверженность к вере и добродетели. Николаевский костел стал подлинным архитектурным шедевром XX столетия, он отличался легкостью, стройными и изящными пропорциями. Изнутри Николаевский костел был богато украшен настенными росписями и витражами (витражи, которых было 40, не сохранились). Стены храма были частично облицованы красной керамической плиткой, а крыши покрыты узорчатой марсельской черепицей.

Костёл, построенный в стилизованных готических формах с высокими стрельчатыми башнями и шпилями, отличается стройными пропорциями, лёгкостью, ясностью композиционной структуры. Николаевский костел, построенный в готическом стиле, являлся мощной доминантой тогда еще мало застроенного района. Здание имеет форму продолговатого григорианского креста, разделенного на три наоса. На западном (самом живописном) фасаде расположены три входных портала, в тимпанах которых размещены барельефы на религиозные темы. Над центральным порталом находится большое, традиционно круглое, витражное окно в форме готической розы с насыщенным лепным декором, а над ним, завершая архитектурную композицию фасада, располагается треугольный фронтон. Особое впечатление производят ажурные стрельчатые башни высотой 64 метра. В боковых галереях размещены изображения гербов представителей польских шляхетских семей, принимавших участие в основании Николаевского костела.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.18/0_e44ab_86571dc7_orig

В 1909 году ещё недостроенный Николаевский костел освятили.

Из-за начала Первой Мировой войны работы по внутренней отделке храма были практически прекращены, так как Киев стал прифронтовым городом, и средства, предназначенные для строительства, очевидно, пошли на военные цели.

В 30-х годах, в разгар борьбы с "религиозными пережитками" духовенство подверглось репрессиям, костел был закрыт и разграблен, но не разрушен. Храм стали использовать под складские помещения.

Во время Второй Мировой войны, в 1943 году Николаевский костел значительно пострадал от пожара, возникшего в результате артиллерийского обстрела. По окончании войны здание храма частично отремонтировали и разместили здесь часть фондов Киевского государственного областного архива.

В 1978 году Советом Министров УССР было принято решение о создании в Киеве Республиканского Дома органной и камерной музыки, и в Николаевском костеле начались реставрационные работы, в которых он давно уже нуждался. В процессе реставрации восстановили черепичную крышу собора, заменили паркет, взамен утраченных цветных витражей установили новые, которые изготовили для Николаевского собора в Прибалтике, фасады облицевали плиткой (из-за недостатка средств во время строительства костела облицовка не была доведена до конца) Авторами проекта реконструкции и реставрации были О.Граужис и И.Тукалевский.

Существует и такая версия, что писательница Ванда Василевская (полька по происхождению), умирая, завещала определенную сумму на преобразование костела Святого Николая в органный зал.

В 1981 году после реставрации и реконструкции Дом органной и камерной музыки, рассчитанный на 748 посадочных мест, был открыт. Специально для Николаевского костела в чехословацком городе Крнове фирмой Rieger-Kloss был создан орган. Конструкция органа и его внешний вид приближены к архитектурному стилю костела. Орган разместили в алтаре, он занял три этажа. Орган состоит из 3960 труб различной величины (самые короткие - 13 миллиметров, самые длинные - 6 метров), выполненных из ценных пород дерева и из металла, всего у этого инструмента 55 регистров. Согласно интернет-опросам орган Николаевского костела в Киеве входит в десятку лучших в Европе. Уникальная акустика зала позволяет ценителям органной музыки наслаждаться широким тембровым диапазоном инструмента, на котором исполняются как произведения современных композиторов, так и старинная музыка.

В 1992 году Николаевский костел снова освятили, и он стал действующим храмом. В здании Николаевского Костела теперь поочередно проходят церковные службы и концерты Дома органной и камерной музыки.


Орган Киевского Дома органной музыки был специально создан мастерами фирмы «Rieger-Kloss» в городе Крнов в Чехословакии. При конструировании максимально учитывалась органичность сочетания форм инструмента с интерьерами бывшего Николаевского костёла. У органа 55 регистров, распределённых по трём мануальным клавиатурам и педали, 3846 труб различных диаметров и длины (от 13 миллиметров до 6 метров), сделанных из металла и дорогих пород дерева (использовалось чёрное и красное). Орган имеет широкую тембровую палитру и на нём с успехом исполняются произведения различных стилей и направлений от старинной музыки до современных авторов. Орган, создававшийся не для действующего храма, а для концертного, расположен соответственно: не на хорах, а в алтарной части собора, превращённой в сцену.

Творческий коллектив Дома органной и камерной музыки составляют: Ансамбль классической музыки имени Б.Лятошинского, Трио «Рависан», Квартет имени Николая Лысенко, Камерный ансамбль «Киев», Камерный ансамбль «Киев-Брасс», органисты, солисты-инструменталисты и певцы.

Римско-католическая община храма, сложившаяся в начале XX века, сильно пострадала во времена событий 1917 года, репрессий 30-50-х годов XX века и практически исчезла к середине века.

Возрождение церковной жизни общины началось в конце 80-х годов XX века. С 1992 года в храме начали регулярно проводиться богослужения, чередующиеся по договорённости с концертной деятельностью Дома органной музыки. Однако само здание, внесённое в список сооружений, не подлежащих возвращению религиозным объединениям, принадлежит государству. 25 июня 2001 года костёл посетил папа римский Иоанн Павел II.


http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/270501744.19/0_e44db_8dade91d_orig
Храм на старинных открытках


Открытка 1911 г.


Храм в наши дни
























































































http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/270501744.18/0_e44a7_287d5539_orig
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments