vittasim (vittasim) wrote in art_links,
vittasim
vittasim
art_links

Category:

Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России. Подражание Бердслею» (Окончание)

Рисунки Бердслея, как и произведения Уайльда, вдохновляли их коллег в России, были созвучны исканиям молодого поколения конца XIX – начала ХХ века, уже переживших серьезное увлечение литературой Оскара Уайльда. Одним из первых бердслеистов был Константин Сомов (1869 – 1939), входивший в объединение «Мир искусства».


Константин Андреевич Сомов «Как одевались в старину (дама и кавалер) 1903 Картон, акварель, белила, тушь, перо по подготовительному наброску графитным карандашом ГМИИ им Пушкина.

Творческое объединение «Мир искусства», которое поддерживало эстетические концепции Уайльда и Бердслея, было образовано в Петербурге в 1890е гг. Но пик популярности двух мастеров нового искусства в России наступил в 1900-е. В московских журналах «Скорпион» и «Гриф» наравне с первыми российскими декадентскими произведениями русских авторов публикуются самые нашумевшие тексты Оскара Уайльда. Тогда же в молодежной среде Москвы формируются творческие группы с общим стилем, получившим название «бердслианства».


Константин Андреевич Сомов Обложка для книги «Das lustwaldchen galante Gedichte aus der deutschen Barockzeit» Мюнхен 1907 Бумага, перо, белила Государственный Русский музей.

«Книга Маркизы» - очень фривольная книга, и многие иллюстрации к ней были напечатаны отдельно и так никогда и не опубликованы.


Константин Сомов. Поцелуй. Иллюстрация к «Книге Маркизы», 1908 (?) Бумага, печать, акварель Государственная Третьяковская галерея

Александр Николаевич Бенуа, идеолог «Мира искусства», написал, что Бердслей оказал влияние на всех них, но больше всего — на самого тонкого художника, Константина Сомова. Но для «Мира искусства» бердслеизм был временным увлечением.


Александр Николаевич бенуа «Эскиз заставки к роману Д.С. Мережковского «ПавелI» 1907 Картон, белила, тушь Собрание М.Я. и А.В. Чапкиных Москва

Первой работой бердслеизма в России можно считать небольшую работу тушью Леона Бакста. Эта работа «Античное видение» фактически перерисована с рисунка Бердслея «Аполлон, преследующий Дафну». Бакс добавил фавна, следящего за действием, и маленький античный храм.


Леон Бакст. Античное видение. Фронтиспис к роману А. А. Кондратьева «Сатиресса» для журнала «Золотое руно» №4 1906 Бумага, перо, тушь Государственный Русский музей


О. Бердслей. Аполлон, преследующий Дафну. 1896 г.

Александр Григорьевич Якимченко (1878—1929) — художник и гравер. Окончил московское Строгановское училище; совершенствовался в Париже. Выставлялся в Париже и на выставках "Мира искусства". Я. много работал в Гознаке над художественным оформлением книги. Посредственный живописец-реалист, Я. значительно своеобразнее в графике.


Александр Григорьевич Якимченко «Дамы в саду» Рисунок для издательства «Скорпион» Середина 1900х Бумага, тушь, белила, кисть, перо. Государственная Третьяковская галерея

Николай Андреевич Андреев русский скульптор и график, член Товарищества передвижников. В своём творчестве отдал дань и импрессионизму, и символизму, и реализму. Автор портретов революционных деятелей, зачинатель «ленинианы» (создал около 100 скульптурных и 200 графических изображений В. И. Ленина).

Николай Андреевич Андреев «Две фигуры» Эскиз журнальной заставки 1910е Бумага, тушь, перо ГМИИ им. А.С. Пушкина

Борис Израилевич Анисфельд (1878-1957) . Учился в Одесской рисовальной школе и в петербургской Академии художеств (1901–1909), в мастерских И.Е.Репина и Д.Н.Кардовского. Был членом«Мира искусства»(с 1910), участвовал в выставках «Союза русских художников». Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий. С 1909 работал для «Русского балета» С.П.Дягилева. С 1918 обосновался в Нью-Йорке. Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен-опера», а с 1921 – и с Чикагской оперой. Переехав в Чикаго (1928), вплоть до 1957 преподавал в местном Художественном институте.


Борис Израилевич Анисфельд Заставка к циклу Стихотворений М.А. Волошина «TERRE ANTIQUE» для журнала «Золотое руно» №4 1907 Картон, тушь, перо, белила ГМИИ им. А.С. Пушкина

Первым, кого назвали русским бердслеистом, был Николай Феофилактов. Сомову или Баксту в голову не приходило строить из себя Бердслея, а он ходил, расчесав волосы на прямой пробор, как Бердслей. У него было бледное лицо, круги под глазами, ходил в черном костюме с увядшим цветком в петлице и очень любил становиться в профиль, потому что кто-то ему сказал, что он был похож на Оскара Уайльда. Творчество самого Бердслея все знали приблизительно, точно так же, как бешено спорили о творчестве Оскара Уальда, тогда как на русском его читать было негде, а английский язык не был распространен.


Николай Петрович Феофилактов Обложка к книге М. Кузмина «Сети» Москва издательство «Скорпион» 1908 Картон, тушь, перо, заливка Государственная Третьяковская галерея

Феофилактов очень любил полуженщин, получертей, черных кошек. Эту работу была напечатана в «Золотом руне» в 1907 году. На выставке же представлен оригинал, найденный в архиве Третьяковской галереи.


Николай Петрович Феофилактов. Дьявол. Рисунок для журнала «Золотое руно», 1907 №1 Бумага серая, тушь, перо Государственная Третьяковская галерея


Николай Петрович Феофилактов.. Рисунок для театральной программы 1900е Бумага , тушь, перо, кисть, бронзовая краска Государственная Третьяковская галерея


Николай Петрович Феофилактов.Шмуцтитул к трагедии Вяч. Иванова «Тантал» 1904 Исполнено для альманаха «Северные цветы ассирийские» Москва Издательство «Скорпион» 1905 . Бумага , тушь, перо, кисть, бронзовая краска Государственная Третьяковская галерея


Николай Петрович Феофилактов Рекламный плакат журнала «Золотое руно» 1906 Бумага, литография .Государственная Третьяковская галерея

Грузенберг Сергей Николаевич (1888, – 1934,) в будущем очень известный советский архитектор и прекрасный рисовальщик. Он в то время работал в иллюстрации и небольших графических вещах.


Сергей Николаевич Грузенберг Эскиз книжного украшения (заставка?) середина 1910х Бумага, тушь, кисть, синий карандаш, графитный карандаш, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Сергей Николаевич Грузенберг Эскиз эмблемы «Русского общества для изучения еврейской жизни».

Мисс (Анна Владимировна Ремизова (1890 - ?), старшая сестра Реми, карикатуриста Александра Ремизова, который работал в «Сатириконе». Мисс тоже работала в «Сатириконе», но в отличие от веселого и общительного брата была человеком очень замкнутым. Воспоминания о ней оставил один-единственный человек, Ефим Зозуля, сотрудник Аверченко. Про нее он написал, что она была очень высокая, очень некрасивая, жутко стеснительная: приносила очередной рисунок, сидела на летучке в уголке, иногда старалась улыбаться и всегда молчала. Он называет ее работы вышивально-подушечными, но он не совсем прав. У Мисс действительно проволочный рисунок — работы кажутся гравюрой. Да, это, конечно, подражание — причем не просто Бердслею, а Бердслею через Сомова. Недаром ее рисунки потом, аккуратно срезав низ, любили продавать как рисунки Сомова. Ее работ очень много, но ее саму никто не подделывает — замучаешься так вырисовывать.


Мисс (Анна Владимировна Ремизова-Васильева). Сцена в комнате, первая половина 1910-х Бумага, тушь, перо, кисть, акварель. Государственный Русский музей


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна). Сцена с Пьеро. 1900–е. Бумага, тушь, белила. Коллекция М.Я. и А.В. Чапкиных.


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна).Кавалер и дама. 1910–е. Бумага, дублированная на картон, тушь, акварель. Коллекция М.Я. и А.В. Чапкиных


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна).Фривольная сцена. 1910–е. Бумага, тушь, перо, кисть, акварель. Государственная Третьяковская галерея


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна).Обложка «Художественно-юмористического календаря – альманаха на 1914 год (приложение к журналу «Новый Сатирикон») 1913 Картон, тушь, акварель. Государственный Русский музей


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна). За чтением книги. 1910–е. Бумага, тушь, перо,. Государственный Русский музей


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна).Дама с цветком. 1913. Картон, тушь, перо,.акварель, гуашь, карандаш ГМИИ им. А.С. Пушкина


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна).Возлюбленная артиста. 1910–е. Бумага, карандаш,. Государственный Русский музей


Мисс (Ремизова-Васильева Анна Владимировна).В купальне. 1913. Бумага, тушь, перо,.акварель, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Великим мастером бердслеизма был Лодыгин. Когда он еще учился в Саратове, один его сокурсник говорил, что «у Сережи губы подкрашены малиной» и сам он «не то сомовский Пьеро, не то балерун из Мариинки». Он уже обыгрывал все свои сюжеты очень подробно, с расчетом на коммерческий успех. Лодыгин потом стал обычным советским иллюстратором и не вспоминал о своем прошлом. Скончался в 1948 году.


Лодыгин Сергей Павлович. Девушка и смерть. 1916. Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Лодыгин Сергей Павлович. Маска Красной Смерти. 1917. Бумага, тушь. Коллекция М.Я. и А.В. Чапкиных.


Лодыгин Сергей Павлович. Ночь (Летящая женщина). 1917. Бумага, тушь. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Лодыгин Сергей Павлович. Орхидея. 1917. Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Лодыгин Сергей Павлович. Искушение (женщина и дьявол). 1920. Бумага на картоне, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Лодыгин Сергей Павлович. XVIII век. Маркиза Рисунок для журнала «Столица и усадьба» (№59, 1916). 1916. Картон, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Лодыгин Сергей Павлович. XX век (Дама ХХ века). Рисунок для журнала «Столица и усадьба» (№59, 1916). 1916. Картон, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Лодыгин Сергей Павлович. Мираж (сцена с обнаженными. В борделе) Конец 1910х Картон, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Лодыгин Сергей Павлович. Смерть Конец 1910х Картон, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Завершает выставку тема ранних постановок пьесы «Саломея» на русской сцене, в работе над которыми принимали участие Всеволод Мейерхольд, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Александр Глазунов, Александр Таиров, Алиса Коонен
Танец семи покрывал — это художественная форма того стриптиза, который якобы показывала Саломея. Эскиз для постановки 1908 года — это не бердслеизм в чистом виде, но можно отметить само обращение к теме «Саломеи» Уальда, первым иллюстратором которой был Бердслей.


Леон Бакст. Саломея. Эскиз костюма Иды Рубинштейн в танце «Семи покрывал» для постановки пьесы Оскара Уальда «Саломея», 1908 Бумага серая, акварель, гуашь, бронзовая и серебряная краски, графитный карандаш, Государственная Третьяковская галерея


Александра Александровна Экстер . Эскиз костюма (первая проба костюма и характера) к спектаклю Московского Камерного театра «Саломея» по пьесе Оскара Уальда «Саломея», 1917 Бумага, гуашь, бронзовая краска. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина


Николай Константинович Калмаков Саломея Эскиз костюма к спектаклю «Саломея» по пьесе Оскара Уальда в драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской Санкт-Петербурга (режиссер Н.Н. Евреинов) 1908 Бумага, акварель Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.


Федор Федорович Федоровский Саломея Эскиз костюма к концертному номеру на музыку Р.Штрауса 1921 Калька, картон, гуашь, бронзовая краска. Музей Государственного академического Большого театра.

http://vozduh.afisha.ru/art/obri-berdsley-i-rossiya-putevoditel-po-vystavke/
http://www.afisha.ru/exhibition/photo/97331/696765/
http://www.kommersant.ru/doc/2578837

Tags: выставка, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments