Top.Mail.Ru
? ?

art_links

Венецианов А.Г. против Леонардо да Винчи

« previous entry | next entry »
Feb. 25th, 2015 | 12:06 am
posted by: artemidio in art_links

Кому не известна мега разрекламированная картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи? В России до революции, в отличии от Италии, не принято было слишком сильно пиарить произведения образцового искусства. Многие творения русских художников до настоящего времени не раскрыты широкому кругу ценителей живописи. Работа кисти Венецианова А.Г «Крестьянка с бабочками» http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=17363 одно из таких творений. Простое изображение лика деревенской крестьянки несет глубокий смысл, эта картина много выше «Джоконды».
У Венецианова наиболее ярко воплощена идеальная красота деревенской крестьянки. В композиции произведения присутствует глубокая символика. Желтая лазурь на заднем плане изображения символизирует благодатное родство с миром святых. Спелые колосья золотых россыпей сельских добродетелей выражают нежную женственную упругость, плодородное обилие земного благополучия, показывая внутреннее душевное богатство простой деревенской натуры. Серп сообщает о трудолюбивом целомудрии и хранении тайны чистого и недоступного девического тела. До брака эта девушка будет охранять свое целомудрие, и после остроконечный серп всегда будет оберегать домашний очаг. Красный платок и белая одежда показывает земную красоту в ее чистоте и совершенстве. Кольцо на руке есть вечный круговорот жизни. Бабочки отображают веселящую и непринужденную игривость лета. Цветочки – отблеск земной красоты, как и глаза отражение красоты небесной. Теплое и необыкновенно яркое наполненное светом лицо. В крестьянке нет конкретного индивида, и почти не видно персонального интеллекта. Образ идеальной вечно юной девушки. Иконография без канона, архетип без имени.
Маленькие слегка выпуклые губы не скрывают взаимной симпатии и еще больше притягивают взор своей тихой загадочной скромностью. Здесь отсутствует дерзкая близость. Едва заметная улыбка наполнена невидимой радостью, заманивает своей чистой непосредственностью и одновременно отталкивает нескрываемой строгостью нравов.
Внутренний смысл изображения народной красоты «Крестьянки с бабочками» не нарушает связь с высотой Афродиты Урании.
Картину можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П.Пожалостина
Подробнее о творчестве Венецианова смотреть по ссылке http://izosfera.ru/MasterClass/krestyanskie-obrazy-v-rannem-tvorchestve-venecianova . И здесь- http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post75438828/

Совсем другое у Леонардо да Винчи. По своему содержанию портрет «Моны Лизы» намного беднее http://www.vigoenfotos.com/paris/ru/paris_gioconda_monalisa_1.php. Здесь много серых тонов. Естественная красота женщины покрыта темной накидкой. Изящная простая белизна открытого лица приоткрывает тайну близкого знакомства. Загадочная улыбка заманивает и привлекает, не скрывая возможности интимной близости. Женское тело прикрыто целомудренным покрывалом, но это только видимость. Светлое немного холодное лицо мягкое и несколько одутловатое. Художник не пытается завуалировать фигуру очень крупной женщины. На заднем плане утесы и кривые линии извилистых водоемов, символизирующие переменчивый наполненный опасностью внутренний мир итальянской «Джоконды». Большой открытый лоб все же не отображает интеллекта, но в картине есть ясная выраженность женского индивидуального характера.
Высота Небесной Афродиты едва лишь заметна в чертах внешней природной непосредственности «Моны Лизы». Здесь воплощена самодостаточная красота Афродиты Пандемос. Чистая лазурь Афродиты Урании скрыта покрывалом земного счастья.j-cut>

Link | Leave a comment | | Flag

Comments {6}

okwalker

(no subject)

from: okwalker
date: Feb. 26th, 2015 11:58 am (UTC)
Link

Сравнивать Венецианова с Леонардо, вопиюще некорректно. Леонардо Да Винчи и его коллеги устанавливали новые законы живописи за 3-4 века до Венецианова. Не было бы их, писал бы Венецианов на деревянной доске плоские картинки на Византийский манер. Это, не говоря о технических возможностей. Вы вообще в курсе, когда придумали тюбик для краски и чем рисовали художники эпохи возрождения в отличии более современных художников? Злости не хватает, и это при том что не являюсь поклонником Леонардо.

Reply | Thread

artemidio

(no subject)

from: artemidio
date: Feb. 26th, 2015 04:15 pm (UTC)
Link

У нас по этому вопросу целая дискуссия была среди искусствоведов, один из которых придерживался как раз Вашей точки зрения, только "некорректность" сравнения двух художников он обосновывал не качеством красок и техническими возможностями, а стилем и направлением развития живописи, который у этих художников слишком разный, чтобы их сравнивать. Кроме того, на картинах у Леонардо Да Винчи много других глубоких образов, оспаривать или сравнивать которые вообще невозможно.
А спор начался с того, что стал явным факт наличия чрезмерно накрученного пиара западноевропейской живописи по сравнению с русской, в России так сильно картины не рекламировали, как на западе и очень много художников и картин так и осталось не замеченными. На мой взгляд, действительно, Мона Лиза слишком популярна, есть более достойные женские образы, а глубина художественного образа Крестьянки с бабочками Венецианова очень сильно недооценена. Об этом хотел сказать.
А что касается технических возможностей красок, то и у древних и дореволюционных и современных есть свои плюсы и минусы, которые талантливый художник использует в свою пользу.

Reply | Parent | Thread

okwalker

(no subject)

from: okwalker
date: Feb. 27th, 2015 09:16 pm (UTC)
Link

Вам бы не помещало изучить историю живописи. При всех достоинствах русская (я бы обобщил - российская) живопись с некоторыми исключениями шла на шаг назад с разными направлениями и тенденциями в мировой живописи. Те российские художники, которые являются родоначальниками и адептами новых тенденции и направлении в живописи (Кандинский, Малевич, Шагал,Явленский, Гончарова и т. д.) заняли достойное место среди корифеев мировой живописи и ценятся выше, чем те которые всего лишь являются . повторением (может даже улучшенным повторением). А для некоторых время не пришло. Бум на русскую живопись пока не прошел, может все еще впереди?

Reply | Parent | Thread

artemidio

(no subject)

from: artemidio
date: Mar. 1st, 2015 08:40 am (UTC)
Link

В данном эссе говорится не о мировой или российской живописи, а немного о другом. Есть нечто очень интересное в русской живописи и художниках, что не замечается и недооценивается (не с точки зрения цены на картину); есть другие западные супер раскрученные образцы живописи, вокруг которых сложилось много легенд, сплетен, загадок… этим произведениям уделяется чересчур много самого разнообразного внимания, а к более интересным образцам живописи русских художников ( да и необязательно русских ) достойного участия и увлечения почти никакого нет. Висит себе картина, ну и пускай висит… до второго пришествия дотянет как-нибудь.
Одной из такой недооцененных картин считаю (не только я) «Крестьянка с бабочкой Венецианова». Это изображение иконическое, здесь очень ярко, выразительно и точно изображен деревенский архетип. Такое очень редко встречается. Например, среди других картин Венецианова хотелось бы выделить еще «Крестьянка за вышивкой» http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post75438828/, которая есть икона, но не архетип.
Еще хотелось бы отметить чрезмерно монотонную и однообразную манеру описания картин русских (да и не только русских) художников. Обычно пишется биография, затем краткие или длинные обстоятельства написания очередного шедевра и немного плоских зарисовок о самой картине и все… дальше нужно молча созерцать. Вот, например, от «Родины слонов» http://oddmuse.livejournal.com/440904.html тщетно пытался дождаться хоть какого-нибудь маленького описания картин Венецианова или Леонардо, все напрасно, немножко уколол людей, они сникли и забанили. Чтение истории живописи очень скучное занятие, обсуждать с друзьями намного интересней.

Среди современных русских живописцев есть, конечно, много интересных авторов, только до дореволюционных они сильно не дотягивают.

Что касается Леонард Да Винчи, то здесь все окутано мифологией, и все его картины есть миф и сама личность художника самый настоящий реалистический миф. Как понять никем не необъяснимую популярность «Джоконды»? Что в этом изображении есть, чего бы не было других картинах Леонардо ? Только чарующая улыбка ? Никак невозможно этого понять и объяснить. Попробуйте это сделать, ничего у Вас не получится.


Edited at 2015-03-01 08:52 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

okwalker

(no subject)

from: okwalker
date: Mar. 1st, 2015 10:31 am (UTC)
Link

Я согласен с вами что «Крестьянка за вышивкой» прекрасная картина, но ваш метод раскручивания бренда противопоставлением его с другим более раскрученным брендом похож на аналогичную ситуацию с нынешним трендом нашей внешней политики, искусственно противопоставлять нашу страну западу. Это контрпродуктивно и ведет к обратному результату.
За сим позвольте откланяться и пожелать удачи в вашем нелегком труде.

Reply | Parent | Thread

artemidio

(no subject)

from: artemidio
date: Mar. 2nd, 2015 06:36 am (UTC)
Link

Отчасти Вы правы, но детей совершенно разных характеров сравнивают как - то на наличие разных достоинств или недостатков, вот попробовал сравнить два детища.
Спасибо за беседу.

Reply | Parent | Thread