Марина Аграновская (marinagra) wrote in art_links,
Марина Аграновская
marinagra
art_links

Category:

Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Русский кот". Часть 1

Оригинал взят у marinagra в Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Русский кот". Часть 1
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот.  Главная линия  литературно-художественного котоальманаха  "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете
о котах в фольклоре,  живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и музыке.



Дорогие читатели, завершая в декабре 2014 года проект  ГОД ЯПОНСКОЙ КОШКИ, мы обещали вернуться и теперь выполняем свое обещание. Первый выпуск котоальманаха  "Коты через века" приурочен к Международному дню кота 1 марта и посвящен русскому коту. Авторы котоальманаха  alise84, dhyulmarinagra, archigenova, ekolovrat поздравляют вас с Днем кота и желают приятного чтения.


K39EVTKY

Домашние кошки на Руси завелись в далекую старину. По легенде, одного из первых котов привезла в Херсонес из Византии принцесса Анна, невеста, а потом и жена князя Владимира Красно Солнышко. Благодаря этому кошка стала восприниматься как животное христианское. Её можно в отличие от собаки называть христианским именем, ей можно заходить в алтарь. До сих пор во Владимире, Суздале и многих других древнерусских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.

29ef81113b82
Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века.

Протоирей Сергей Правдолюбов в своей книге "Что запомнилось из прошедшего" вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай.
"В какой–то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда–то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."


Lokltkov
Николай Локотьков. Кот новгородский

Древнерусское государство не знало судебных процессов над животными, тут ни кому не приходило в голову называть котов слугами дьявола и сжигать на кострах. И кошки отплатили жителям Руси сторицей - эпидемия "черной смерти", охватившая в четырнадцатом веке Западную Европу из-за великого множества крыс обошла древнерусские земли стороной.
В это время кошку на Руси ценили на вес серебра. Она приравнивалась по стоимости к пахотному животному – волу и стоила три серебряных гривны (гривна – слиток серебра весом 205 граммов). Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов, главным из которых была мышь, не мог никто, кроме нее. "Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса..." - писали в старину.

1987-088
Андрей Кузнецов

Звали кошку тогда иначе – котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное – коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху – кошка. В знаменитой книге шестнадцатого века - "Домострое" - подробно рассказывается, что делать при укусе "зверя, именуемого кот". Побывавшие в России в шестнадцатом-семнадцатом веках иностранцы не раз рассказывали о кошках  как домашних любимцах. В XVIII о кошке стали упоминать в специальных ученых книжках (например, «Лечебнике домашних животных»).

0_2a633_d8c9a993_orig
Марина Русанова

Со временем кошки широко распространились в русских городах. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве они считались атрибутом благополучия и достатка в доме. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».

0_679bb_9151f649_XL
Вячеслав  Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865

Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение кота царя Алексея Михайловича (1661 год). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот. Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.


1987-090
Один из любимых котов царя Алексея Михайловича.
Гравюра Холлара с рисунка Фредерика де Мушерона. 1661


44825_original

На первый взгляд может показаться, что русская классическая живопись небогата кошачьими образами. Среди русских художников не было так называемых "кошачьих Рафаэлей", как  в шутку называли живописцев, которые посвятили свое искусство бесчисленным изображениям кошек. Русское искусство было слишком серьезно, социально ориентировано для того, чтобы интересоваться котами как таковыми. Однако коты и кошки  - постоянные участники повседневной домашней жизни -  появляются на многих картинах  и рисунках.

Кот и его хозяйка

1987-091
Алексей Венецианов. Девочка с котенком. 20-е годы XIX в.
(местонахождение неизвестно, в Третьяковской галерее сохранился черно-белый негатив)
195131_600
Павел Федотов. Девушка с чёрной кошкой на коленях.  1849

Мурка, не гляди, там сыч
На подушке вышит.
Мурка, серый, не мурлычь,
Бабушка услышит.
Няня, не горит свеча
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча.
Для чего он вышит?
Анна Ахматова

194979_600
Павел Федотов. Вася и няня. 1848-1850
Авторская надпись: Няня, которого Васю ты больше любишь - меня или брыську?


kramskoy18
Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882

Кот поет, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".

Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Афанасий Фет


russian-girl-near-the-window-1923
Борис Кустодиев. Девушка у окна. 1923

500405_900
Борис Григорьев. Женщина с котом. Первая четверть 20 в.

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли.
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
Марина Цветаева


516x0
Николай Тархов. Девочка с черной кошкой. 1908

tarchov1909
Николай Тархов.  Кошки у окна. 1909  .

Мой зверь – не лев, излюбленный толпою,-
Мне кажется, что он лишь крупный пёс.
Нет, жёлтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше странных грёз.

И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард;
Он весь – как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.

Ещё люблю я чёрную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то нежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой.

Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших дней, и плоских и мещанских,
Моей желанной кошку назову.

Она в себе, в изящной миньятюре,
Соединила этих трёх зверей.
Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
У ней в крови – бродячий хмель страстей.

Она проходит в комнтатах бесшумно,
Всегда свою преследуя мечту,
Влюбляется внезапно и безумно,
И любит ведьм, и любит темноту.

В её зрачках – непознанная чара,
В них фосфор и круги нездешних сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленён трагических Бодлер,-

Два гения, влюбленные в мечтанья,
Мои два брата в бездне мировой,
Где нам даны безмерные страданья
И беспредельность музыки живой.
Константин Бальмонт. Мои звери.



Odoevtseva
Владимир Милашевский. Портрет Ирины Одоевцевой. 1921

Ни дня без кота!

В картинах Павла Федотова именно кот придает произведению  дополнительный смысл, глубину и остроту.

194732_600
Павел Федотов. Сватовство майора или поправка обстоятельств женитьбой. 1847

Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Нашим деревенским барыням поучиться —
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.

Павел Федотов


3435_600
Павел Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крест). 1846

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;
Без тебя все та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра...
Афанасий Фет


3721_600
Павел Федотов. Офицер и денщик.
1850

0_93108_9adb7750_XXL
Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886

Чаепитие с котищем

Без кота, так же как без самовара, не обойдется ни одно чаепитие! Сюжет традиционного русского
 чаепития с котом прослеживается в живописи вплоть до сегодняшних дней.

morning-tea-1891
Владимир Маковский. "Утренний чай".1891

117457714_large_RRRSSRRSRyoR_RRRSRRRyoS_RRRRRSRRyoR
Константин Маковский. Разговоры по хозяйству.  1868 


Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот,
Толстая муфта с глазами русалки,
Чинно и валко
Обошел всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей...
соблюдая старинный обычай
Кошачьих приличий,
Обнюхал все каблуки,
Гетры, штаны и носки,
Потерся о все знакомые ноги...
И вдруг, свернувши с дороги,
Клубком по стене -
Спираль волнистых движений, -
Повернулся ко мне
И прыгнул ко мне на колени.
Я подумал в припадке амбиции:
конечно, по интуиции
Животное это
во мне узнало поэта...
Кот понял, что я одинок,
Как кит в океане,
Что я засел в уголок,
Скрестив усталые длани,
Потому что мне тяжко...
Кот нежно ткнулся в рубашку -
Хвост заходил, как лоза, -
И взглянул мне с тоскою в глаза...
"О, друг мой! - склонясь над котом,
Шепнул я, краснея, -
Прости, что в душе я
Тебя обругал равнодушным скотом..."
Hо кот, повернувши свой стан,
вдруг мордой толкнулся в карман:
Там лежало полтавское сало в пакете.
Hет больше иллюзий на свете!
Саша Черный. Чуткая душа



image001
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

135346857
Борис Кустодиев

Раньше всех проснулся кот,
Поднял рыжий хвост столбом,
Спинку выпятил горбом
И во весь кошачий рот
Как зевнёт!
"Мур! умыться бы не грех..."
Вместо мыла - язычок,
Кот свернулся на бочок
И давай лизать свой мех!
Просто смех!
А умывшись, в кухню шмыг;
Скажет "здравствуйте" метле
И пошарит на столе:
Где вчерашний жирный сиг?
Съел бы вмиг!
Насмотрелся да во двор -
Зашипел на индюка,
Пролетел вдоль чердака
И, разрыв в помойке сор, -
На забор!..
В доме встали, кот к окну:
"Мур! на ветке шесть ворон!"
Хвост забился, когти вон,
Смотрит кот наш в вышину -
На сосну.
Убежал, разинув рот...
Только к вечеру домой,
Весь в царапках, злой, хромой.
Долго точит когти кот
О комод...
Саша Черый


194472_600
Борис Кустодиев.  Московский трактир. 1916.

Белолапка - серокошка
Раз уселась на окошко,
А по улице идет
Очень важный тигрокот.
Скок! И сразу хвать в охапку,
Серокошку - белолапку,
Под себя ее подмял,
Тигрокот, ну и нахал!
Тэффи


194284_600
Борис Кустодиев.  Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Сергей Есенин


0_69b5c_f754fdd7_XL
Светлана Бердник. Чаепитие. 2010

0_860b3_87486fdf_XXL
Екатерина  Качура-Фалилеева. Первая пол. 20 в.

0_88050_df274d43_XXL
Василий Нестеренко. Конфетки, бараночки. 1997

45220_original


Попробуем определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественной литературе. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По преданию, он сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.
При этом кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. Например, по уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.



Колыбельная про котика

Можно сказать, что в славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон", "кошка-домовой", "кошка-творец - кошка-разрушитель", "кошка-проводник". В мифологии кошка нередко выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы, а результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытаращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.
33140737_1223047633_11595710

Татьяна Маврина. Кот Баюн

Третья группа представлений о кошке связана с тем, что фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки в славянских легендах неоднозначен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.Многие из нас с симпатией и нежностью относится к кошкам, поэтому словосочетание «кот-Баюн» мы воспринимаем однозначно – как описание уютного, мурлыкающего, убаюкивающего, мягкого и тёплого животного. Даже небезызвестный успокоительный препарат для животных так называется. Но не ошибаемся ли мы? Кто такой этот кот Баюн? Оказывается, в русском фольклоре этот зверь далеко не столь безопасен и мил.
Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – трогательное и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".

artlib_gallery-15489-b
Игорь Тихонов. Кот Баюн

В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.
Само имя кота Баюн – происходит от русского слова «баять» — рассказывать (слово «убаюкивать» имеет тот же корень, однако в значении «усыплять» стало использоваться намного позже). Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Устоять и не заснуть оказывается очень сложно. В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: «Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – кот Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснёшь, кот Баюн убьёт тебя!». Или вот еще «сказочная» цитата: «Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать».
Однако зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Во многих историях они спасают смертельно больных друзей, давая возможность героям сказок жить долго и счастливо. Да и просто дружба замирённого кота Баюна – вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным.

kot_baun_kuznetsov
Константин Кузнецов. Кот Баюн

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.
В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. В фольклорных представлениях кошка является и связующим звеном между мирам. Наши предки считали, что все слепорожденные животные видят злых духов. К этой категории, безусловно, относится и кошка, которая стоит на границе миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.
В русских сказках что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Но кошка - не безупречная героиня фольклора. Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

"У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.



Сказка "Кот и лиса"

Отметим еще, что кошка совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и устраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.
В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, это свидетельствует о мистических чертах кошки.
Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт трикстера - т.е. существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый Локи.


45426_original

Bayun
Иван Вилибин. Кот ученый. 1910

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит...
Руслан и Людмила

000920071
Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904


Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.
Евгений Онегин

risunki-pushkina-7risunki-pushkina-4

Рисунки А.С. Пушкина

Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки,
За мышью крадётся с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.

Граф Нулин


risunki-pushkina-2risunki-pushkina-1

Рисунки А.С. Пушкина

Уж тёмна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча, в келье дремлет
Спесивый старый кот.

Послание к Галичу

100150003_4465922_26onegin 100149999_4465922_307
Рисунки А.С. Пушкина

«В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
Дубровский

1031521_original
Владимир Румянцев

Продолженiе будетъ!

Tags: живопись, искусство, культура, россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments