Отрывки из интервью успешного и уверенного в себе галериста Гари Татинцяна. Очень показательно. Особенно восхищает тот пассаж, где Гари признается, что не знает, в чем заключается технология арт-бизнеса. Но и остальное пригодится, особенно молодым художникам. Беседовала Елена Пантелеева.
«Гари Татинцян: …на самом деле убытки люди создают себе сами. Убытки — в нашей голове. О взятках говорят только те, кто их дает или берет. Об искусстве говорят только те, кто продает и покупает… Знаете, музыканты любят играть, но не любят слушать. Так же и с художниками. Они сфокусированы на своем творчестве и видят в чужом конкуренцию или просто даже не в состоянии его замечать. К примеру, Гоген ни во что не ставил Ван Гога. Ни один современный русский художник, съездив на Запад, не сделал вывода, почему он так плох и неуспешен… Есть стереотип, что на Западе сплошной дизайн. Но дизайн — это структура в твоей голове. Если ты не «отдизайнил» свою голову, в ней не будет места, куда можно что-то дельное положить. У всех русских современных художников сплошная каша в голове и жажда денег. Они считают, что успех делается только на основе пиара и благодаря хорошему галеристу.
Галеристы разве не выращивают художников?
Гари Татинцян: Я не верю в это. Я считаю, что очень важное значение имеет тренер, гуру, ментор — называйте, как хотите. Но становятся чемпионами мира только те, кто этого очень хочет, а не те, кого этому научили. Всегда видно, в какой момент сам галерист ментально не был готов к успеху. Роль тренера для гения преувеличена. Нужна только первая «зарядка», которая даст дорогу в жизнь. Так было, к примеру, с Чубаровым: я предоставил ему студию в 450 кв. м, чтобы дать возможность реализовать его большие проекты.
А что вы думаете про молодую русскую генерацию?
Гари Татинцян: Какую молодую генерацию? Ту, что просит за свои работы по $5–10 тыс.? Это гигантская цена для молодого художника! Я покупал Питера Хейлли по $15 тыс., а это монстр. Тони Мателли до сих пор стоит $10–15 тыс. Когда обезьяна беспрестанно тыкает в клавиши, она когда-нибудь, конечно, угадает… Выживают те, кто знает технологию арт-бизнеса, а не ведут себя как сторонние наблюдатели, нанимающие людей для управления. Поколение 30–35-летних прекрасно в этом кризисе выживет, они знают, что это такое. А я видел и худшие времена. Самое тяжелое — найти хорошее искусство, хорошего много не бывает. Если на каждую генерацию вы найдете десять классных художников и одного гения, это уже очень много… В свое время я переехал в Америку, так как меня интересовало американское искусство и философия, с ним связанная. Я надеюсь, что мое сознание под влиянием этого искусства тоже изменилось. Хотя и там публика рисковая: сперва сделают, потом думают. Мы очень много вложили сил и средств в Тони Мателли и Кондо, когда они еще не были звездами. Но у меня нет амбиций жены Кабакова, которая считает, что без нее Кабаков был бы никем. Кабаков был до нее монстром, а с ней вместе стал просто художником.
продолжение...