vladimir_dianov (vladimir_dianov) wrote in art_links,
vladimir_dianov
vladimir_dianov
art_links

Category:

Живопись Владимира Гремитских |

Оригинал взят у vladimir_dianov в Живопись Владимира Гремитских |
«Живопись - это страстное молчание...»
Гюстав Моро
Русская школа реалистической живописи имеет славные традиции и высоко ценится любителями искусства. Но, несмотря на широкое распространение в мире электронных средств массовой информации, далеко не все имена выдающихся живописцев доходят до заинтересованного зрителя. Сегодня я хочу рассказать об одном из таких мастеров - талантливом русском художнике Владимире Георгиевиче Гремитских. Вся его жизнь и творчество, практически буквально, уложились в один грандиозный и героический отрезок XX века, называемый советской эпохой. Владимир Гремитских родился 14 декабря 1916 года в Новосибирске, за две недели до убийства Григория Распутина и умер 2 августа 1991 года, за две недели до путча ГКЧП, приведшего к распаду великой страны. В наши дни принято считать, что с приходом социалистического строя свободное развитие искусства в России прервалось. Это не совсем так. Даже в призведениях соцреализма можно проследить находки и развитие художественных направлений предшествующего времени. Ведь не секрет, что многие советские художники учились у таких мастеров живописи как И. Е. Репин, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. Е. Архипов, С.В. Иванов, К. А. Коровин. Конечно, эксперименты с цветом, формой и фактурой не особо приветствовались в государственных заказах, но даже в сталинское время существовали жанры, в которых допускались некоторые «формалистические» вольности: лирический пейзаж, натюрморт, книжная (преже всего детская) графика, дизайн. Например, приемы импрессионизма и даже экспрессионизма часто применяли в своем творчестве П. П. Кончаловский, И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, М. С. Сарьян, А. А. Дейнека. Повезло с учителями и Владимиру Гремитских. С 1932 по 1936 годы он учится в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года (ненешнее МГАХУ памяти 1905 года), у талантливого художника-акварелиста К. К. Зефирова, затем у М. К. Соколова. С 1936 по 1942 годы Гремитских продолжил образование в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, сначала у профессора П. Д. Покаржевского и доцента кафедры живописи и композиции В. В. Почиталова, потом в мастерской Сергея Васильевича Герасимова, который сам являлся учеником выдающегося русского живописца Константина Алексеевича Коровина. Надо отметить, что влияние живописной школы К. А. Коровина хорошо прослеживается как в пейзажах и натюрмортах С. В. Герасимова, так, через поколение, и в работах Владимира Гремитских. Известные художники-педагоги И. Э. Грабарь и С. В. Герасимов выделяли молодого художника, считая его одним из наиболее талантливых студентов на курсе. Впоследствии, Гремитских именно у Сергея Герасимова защищал свой дипломный проект. С августа 1941 года, и вплоть до приказа И. В. Сталина, отозвавшего всех студентов ВУЗов и научных работников с фронта, молодой выпускник воевал в дивизии народного ополчения, которой потом присвоили звание 11-й гвардейской. Позже состоял художником при Военной академии бронетанковых войск, в 1945 году вступил в Союз художников РСФСР, с этого же времени он постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных выставок.
Здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление. В мире - сотни тысяч художников, иллюстраторов, дизайнеров. Большинство из них умеют рисовать и любят работать красками, зачастую - достаточно виртуозно. Но если разобраться, далеко не все из них владеют искусством подлинной живописи. Да и что это такое - настоящая живопись? Как отличить ее от раскрашенной картинки? Вопрос этот непростой. Еще великий Эжен Делакруа отметил: «Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью». А известный пейзажист Николай Крымов в своей беседе с учащимися изостудии ВЦСПС в 1939 году сказал: «Живописью называется передача тоном видимого материала. Только глаз одаренного в живописи человека умеет тонко видеть разницу тонов... Так, музыкант, одаренный тонким слухом, слышит разницу меньше полутона. Кто пишет картину тоном и верно передает его, умея при всем разнообразии оттенков сохранить общий тон, тот называется живописцем. Кто плохо видит тон и не может разобраться в тоновых отношениях, тот не живописец».
Вот уже что-то стало проясняться: колорит, тонкие переходы оттенков (раньше говорили - валёров), объединенных общим знаменателем - тоном... Но все же чего-то не хватает... Ах, да! Ведь живопись должна быть одухотворенной! Мало правильно составить композицию, подобрать на холсте верное цветовое решение, нужно еще суметь выявить в природе изображаемого то основное, без чего картина останется только мертвой фиксацией реальности. Ведь Левитан недаром утверждал: «живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами». Поэтому задача настоящего художника состоит не в скурпулезной, фотографической передаче натуры, а в умении почувствовать эту натуру, освободить ее от случайного, мелкого, ожививить свое полотно, используя не только форму, цвет, фактуру, но и собственный темперамент, экспрессию, вдохновение. Иначе говоря - постараться передать свои эмоции и чувства живописными средствами. Может быть в этом и состоит подлинное самовыражение художника?
Живопись Владимира Гремитских полна бьющей через край жизненной энергии. Она проявляется и в масштабных полотнах и в небольших по размеру этюдах, выполненных в технике а ля прима: размашисто, смело, пастозно, но вместе с тем, - удивительно точно по моделированию форм, свежо и звучно по колориту. Владимир Георгиевич чувствовал себя свободно в самых разных жанрах художественного творчества. Среди его работ можно встретить и многофигурные композиции, и портреты, и ню, и жанровые сценки, написанные с натуры в легкой и непосредственной манере. Однако, самыми любимыми темами художника на протяжении всей его жизни оставались: натурный портрет, цветочный натюрморт и пейзаж среднерусской полосы. В этом Гремитских был солидарен с мастерами русской импрессионистической школы: Коровиным, Грабарем, Герасимовым, Почиталовым.
Еще со студенческих лет художник тщательно изучал технику психологического портрета, много рисовал с натуры, моментально схватывая состояние натурщика в многочисленных эскизах и карандашных зарисовках. Подобно Валентину Серову, художник уделял все внимание не тщательной проработке деталей, а точности и глубине образа. Рассматривая сегодня эти работы, поражаешься, насколько живо и мастерски они написаны. В них нет сухой академичности, жеманной искусственности, фальши, желания польстить заказчику или приукрасить действительность. Из своих творческих командировок Владимир Гремитских привозил этюды с портретами доярок, механизаторов, рабочих (цикл «Строительство Куйбышевской ГЭС» (1952), писал председателей колхозов, видных ученых, участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Кисти Гремитских принадлежит ряд натурных портретов лидеров советского государства: Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, маршала С. Ф. Ахромеева, а также большое количество менее официальных работ, среди которых можно отметить образы народной артистки Киргизской ССР Кайыргуль Сартбиевой и писателя Чингиза Айтматова. Даже в портретах простых современников («Девочка в красном» (1960-е), «Таня» (1965), «В ресторане Детинец» (1974), чувстувуется рука большого мастера. Пейзажи и натюрморты с цветочными композициями художник писал в экспрессивной, почти эскизной манере, уверенно работаяв светлых колоритах. Известны многочисленные мотивы и вариации с букетами роз, сирени, флоксов, написанные в разные годы (сравните, например «Розы. Гурзуф» (1960-е) и «Розы. Солнце» (1984). Сохранилось огромное количество первоклассных холстов и этюдов на картоне, сделанных во время пленерных сессий: крымские пейзажи, виды Поволжья, средней полосы России («Зимний день в лесу» (1960), «Лодки на Волхове» (1965), «Мостик» (1986). В каждом из них чувствуется одухотворенность и любовь к родной природе.
На протяжении всей своей творческой жизни Владимир Гремитских активно выставлялся. В настоящее время произведения художника находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея обороны Москвы, в Самарском, Брянском и Башкирском художественных музеях, в историко-художественном музее города Стаханова, в Республиканском выставочном зале Йошкар-Олы, в художественном музее города Находка, в картинной галерее Сальска, в городских собраниях Магнитогорска, Астрахани, Орла, Белгорода, Ярославля, представлены в часных коллекциях. Авторитетная рейтинговая группа «TopArt» заслуженно включила Владимира Георгиевича Гремитских в первую сотню художников, внесших значительный вклад в развитие русской национальной живописной школы. Творчество В. Г. Гремитских знакомо и зарубежным ценителям живописи. Его произведения неоднократно продавались на аукционах Cristie's и Bonhams в Лондоне. Отдельные работы художника представлены в собраниях коллекционеров Европы, США, Канады, Южной Кореи и Аргентины, а также в музее Хоримицу в городе Мики (Япония). Интересный факт: когда в 1994 году в Москву приехал с рабочим визитом вице-президент США Альберт Гор, по просьбе американской стороны его апартаменты в гостинице «Рэдиссон Славянская» были оформлены четырнадцатью живописными работами Владимира Гремитских. В 2009 году художник был посмертно награжден медалью «Талант и призвание» Международной ассоциации «Миротворец».








продолжение здесь...
Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment