vladimir_dianov (vladimir_dianov) wrote in art_links,
vladimir_dianov
vladimir_dianov
art_links

Category:

Интернет-галерея «Советская живопись» |

Оригинал взят у vladimir_dianov в Интернет-галерея «Советская живопись» |

Сегодня рынок искусства переживает непростые времена. На фоне баснословных сумм, вырученных на международных аукционах за работы художников «высшей лиги» (Сезанна, Ван Гога, Ренуара, Гогена, Пикассо, Уорхола, Джакометти), рынок среднего ценового диапазона выглядит очень бледно. Особенно это ощущается на просторах нашей матушки-России. Экономический кризис в стране выбил у потенциальных покупателей почву из под ног, а мировые скачки цен на энергоносители постоянно вынуждают состоятельный класс искать все более стабильные источники капиталовложений. Исторически самым надежным способом сохранить и преумножить свои денежные средства было коллекционирование антиквариата и предметов искусства. Но цены на антиквариат растут достаточно медленно, а высокохудожественные произведения доступны далеко не каждому. К тому же владельцы шедевров мировой живописи и графики отнюдь не спешат с ними расставаться, а такая ситуация слабо стимулирует активность отечественного арт-бизнеса. Какие же перспективы, в этом случае, у российских коллекционеров и любителей искусства? Расклад, как ни крути, очевиден: работы топовых авторов недоступны, работы представителей «актуального искусства» слишком переоценены. Самым разумным на этом фоне выглядит тезис, который неоднократно высказывали авторитетные собиратели и меценаты, начиная от Павла Третьякова до Гертруды Стайн: «покупайте картины современников, им еще предстоит стать классиками». По мнению экспертов, на сегодняшний день в России существует только один потенциально перспективный и доступный для среднего и бизнес-класса сектор художественного коллекционирования, а именно — реалистическое искусство советского периода, часто именуемое расхожим термином «соцреализм».

советская живопись

Давайте разберемся, почему такое пристальное внимание уделяется именно этому направлению? Если рассматривать коллекционирование живописи в историческом аспекте, мы увидим, что работы художников конца XIX — начала ХХ века на 90% принадлежат музеям и государственным фондам. К этой категории относятся «передвижники» (И. Крамской, В. Перов, И. Репин, В. Шишкин, В. Суриков), представители русского импрессионизма и модерна (И. Левитан, К. Коровин, В. Серов), символисты и «мирискусстники» (Л. Бакст, В. Добужинский, Н. Рерих). Поэтому, если вы решитесь приобрести на российском арт-рынке пейзаж Айвазовского или Шишкина, практически наверняка вам подсунут высококачественную подделку, или, в лучшем случае, — копию. Большинство произведений русских авангардистов 20-30 годов в настоящее время вывезено за рубеж, а творческое наследие «нонконформистов» 60-70-80 годов прошлого века (Э. Неизвестный, М. Шемякин, О. Целков, Э. Булатов, О. Рабин, И. Кабаков) осело в западных корпоративных коллекциях и музеях современного искусства. Однако, во-многом рыночная стоимость этих художников — результат пиара и спланированных спекуляций, проводимых крупными галереями. Поэтому, творчество советских постмодернистов представляет определенный интерес лишь для той категории собирателей, которые готовы постоянно отслеживать конъюктуру рынка и рисковать своими капиталовложениями в долгосрочной перспективе.

Советская живопись имеет мощные связующие нити с традициями национальной реалистической школы XVIII-XIX веков. Если отставить в сторону агитационные плакаты и штампованные портреты вождей, мы заметим, что художники советского времени обладали еще и великолепной профессиональной выучкой, превосходным чувством композиции, изысканным колоритом. В последнее время среди представителей «актуального искусства» принято презрительно относится к ремеслу живописца, но еще Анатоль Франс справедливо заметил: «У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом». Лучшие художники-реалисты эпохи победившего социализма воспитывались мастерами старой школы: Е. Репиным, В. Серовым, И. Левитаном, А. Архиповым, С. Ивановым, К. Коровиным, Б. Кустодиевым. Благодаря этому, в стране были сохранены и продолжены традиции импрессионистической пейзажной живописи, замечательной русской портретной школы. Появились новые интересные художники: К. Петров-Водкин, М. Нестеров, К. Юон, И. Грабарь, А. и С. Герасимовы, А. Пластов, А. Дейнека, П. Кончаловский, М. Сарьян, Ю. Пименов, Б. Иогансон, П. Корин. 13 апреля 1932 года был образован Союз художников СССР, по сути положивший конец формалистическим группам в изобразительном искусстве. Теперь при создании любого художественного произведения авторам необходимосоветская живописьбыло учитывать принципы народности, идейности и конкретности. Как гласит цитата из советского учебника: «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии». Несмотря на столь изысканную в своей политической ангажированности формулировку, работы художников того времени все же отличались простотой и разнообразием сюжетов, как это ни покажется сегодня странным. В советской живописи процветали все жанры и направления: бытовой натюрморт, лирический, городской и индустриальный пейзажи, портрет, обнаженная натура, монументальные панно и панорамы, жанровые картины (не обязательно из жизни членов КПСС!), анималистика, картины на военные, спортивные и исторические темы, книжные иллюстрации, киноафиши, театрально-декоративные и сатирические работы. Художники часто ездили в командировки по республикам Советского Союза, выбирались с этюдниками на пленэр, посещали Дома творчества, обменивались опытом с колегами из других социалистических стран. Прошло немногим более двадцати лет после распада великой державы, а работы мастеров-реалистов советского времени по-прежнему волнуют отечественных зрителей, позволяют почувствовать, чем жили наши отцы и деды в ту нелегкую эпоху. Сегодня искусство советского периода потихоньку начинает завоевывать свои позиции: выходят альбомы и монографии, появляются постоянные экспозиции в крупных музеях (филиал Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу), все большую заинтересованность к этой теме проявляют серьезные коллекционеры и арт-дилеры.

 фотография Глеба ЕфановаОдно из крупнейших частных собраний живописи и графики советского периода принадлежит известному московскому коллекционеру и меценату Александру Владимировичу Гремитских. Начиная с 1992 года он тщательно собирает лучшие образцы реалистического искусства XX века, и на сегодняшний день в его коллекции представлено более тысячи произведений сорока двух советских художников. Основу собрания Александра Владимировича составляет творческое наследие его отца — талантливого русского живописца Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991), а также работы, приобретенные непосредственно у коллег отца и членов их семей. Честность, хороший вкус и любовь к русскому искусству довольно быстро позволили начинающему собирателю заслужить уважение в среде столичных художников и галеристов. Со временем его коллекция стала пополняться работами мастеров ленинградской, владимирской, харьковской школ живописи. Многие из купленных картин приходилось бережно реставрировать, буквально спасая красочный слой от разрушения, ведь, к сожалению, далеко не всегда полотна хранились в должных условиях. Ни для кого не секрет, что любой истинный коллекционер мечтает, чтобы собранные им работы увидело как можно большее число зрителей. Зимой 2013 года в центральном выставочном зале Владимира прошла выставка «Советское прошлое на картинах из коллекции Александра Гремитских», в том же году меценат передал в дар Костромскому музею-заповеднику два пейзажа известного художника Анатолия Яблокова, а еще ранее в городе прошла благотворительная акция «Художники Москвы детям Костромы», организованная по инициативе собирателя. В 2015 году Александр Гремитских подарил восстановленной даче К. А. Коровина в деревне Охотино акварель Ирины Ломановой «Весна» из своей коллекции. Но любой активной деятельности в наши дни просто необходимы информационная поддержка и обширная аудитория. И тут на помощь приходят коммуникационные технологии. Уже несколько лет в интернете действует созданная меценатом интерактивная галерея «Советская живопись», позволяющая любому пользователю не только приобщиться к искусству советского периода, но и купить понравившееся произведение. Конечно, на страницах сайта представлена не вся коллекция Александра Гремитских, а только та ее часть, которая выставлена на продажу, но объясняется это просто. Известно, что труд любого коллекционера требует материальных затрат, и весьма значительных. Благодаря интернет-галерее «Советская живопись» Александр Владимирович получает необходимые средства, чтобы заниматься благотворительной деятельностью, проводить выставки, приобретать новые работы, популяризировать творчество малоизвестных советских художников, реставрировать и дарить советская живописьпроизведения искусства детским домам и музеям. В галерее экспонируются работы исключительно из личной коллекции собирателя, поэтому любой покупатель может быть уверен не только в том, что ему не придется переплачивать посреднику, но и в подлинности происхождения каждой картины. Диапазон представленных жанров достаточно широк: здесь можно увидеть все виды пейзажной живописи, натюрморты, портреты, ню, жанровые и интерьерные мотивы, графику, эскизы и этюды видных советских авторов. Заходя на сайт, зритель сразу получает полную информацию о понравившемся ему произведении, включая имя автора, год создания, стоимость, точные размеры, материалы и технику исполнения, а также краткую аннотацию о художнике. Любое изображение можно увеличить и сохранить у себя на компьютере, а удобная форма активного заказа позволяет оперативно связаться лично с Александром Гремитских по электронной почте. Интерфейс галереи достаточно прост и интуитивно понятен, что позволяет легко путешествовать по рубрикам и страницам сайта, не встречая на своем пути раздражающей рекламы и назойливых баннеров. Информационная структура сайта снабжена рядом полезных разделов, включающих архивные фотографии, статьи об искусстве советского периода, контакты и полезные советы. «Советская живопись» предлагает только высокохудожественные работы видных представителей русского реализма и импрессионизма: П. Андрианова, Б. Басова, В. Гремитских, Г. Гончарова, Г. Гордона, Н. Курникова, В. Ковинина, И. Рубинского, E. Светогорова, С. Соловьева, Д. Тегина, К. Тутеволь, В. Токарева, В. Формозова, Г. Шегаль и других. Уверен, что знакомство с этим огромным и пока еще малоизведанным пластом отечественной культуры позволит ценителям искусства по-новому заглянуть в наше великое прошлое, понять историческую уникальность советской живописи, почувствовать ее роль в искусстве наших дней: от соц-арта до концептуализма.

Tags: живопись
Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments