«Для любого западного человека Россия — большое белое пятно и в области арта тоже. Я жил несколько месяцев в Нью-Йорке и наблюдал, как выглядит оттуда то, что происходит здесь у нас. Я вам скажу, выглядит совсем иначе, нежели нам кажется изнутри. Мы варимся в собственном соку, но во вне выходит мало информации, она разрозненна, не говоря о том, что вся она на русском языке, а для Запада это все равно что на китайском. Поначалу, семь лет назад, я вообще не хотел делать галерею, да и сейчас не могу сказать, что жажду пробивать лбом стену — построить арт-бизнес я не могу, да и никто в одиночку не может. Локальное явление у нас сделать можно, а выстроить систему — нет, для этого нужны усилия всех участников рынка. Так что я бы говорил не о галерее, а о галерейной функции.
Речь идет о бизнесе как об инструменте развития — я не вижу других альтернатив. На Западе огромная часть художественных процессов происходит в некоммерческой сфере. Но чтобы некоммерческая сфера существовала, нужны ресурсы. Возьмите начальный уровень карьеры художников, вчерашних студентов, — при определенной прыти они имеют возможность пользоваться резиденциями, получать гранты, которых там много. У нас такой системы нет, и пока она не сложилась, некоммерческой деятельностью можно заниматься только за свой счет, в данном случае — за мой. Никто меня не заставляет, конечно, но все-таки если мы работаем в интересах общества, то хотелось бы что-нибудь хоть в каком-то виде от него получить. Если обществу это не нужно, остается честная практика — коммерческая галерея. Это не от жадности, а от прагматизма. продолжение...