vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in art_links,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
art_links

Category:

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1.

Оригинал взят у vanatik05 в СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1.
"Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил..."

Осип Мандельштам
Все те, кто интересуется историей живописи, хорошо знают, как много написано об импрессионизме, особенно о французском импрессионизме, его родоначальниках и последователях.Я и сама писала об особенностях итальянского, испанского, немецкого, американского и русского импрессионизма, о главных представителях этого направления и их работах.Оказывается, на севере Европы, в Норвегии, побывал сам Клод Моне и оставил нам много картин, написанных там под впечатлением величественной северной природы.


Но сегодня речь не о нем. Перед своей поездкой в Скандинавию в этом году я мечтала побывать в музеях и познакомиться с творчеством скандинавских художников, потому что кроме Мунка я, к своему стыду, не знала ни одного. Но маршрут тура был составлен так, к моему сожалению, что не предусматривал музеев изобразительных искусств, кроме Парка скульптур Вигеланда, и не оставлял времени на их свободные посещения. Вот теперь я решила найти материал и рассказать, разумеется, не обо всех художниках этих стран, а только о некоторых представителях скандинавского раннего и "зрелого" импрессионизма.
Датские художники одними из первых в Европе обратили внимание на развитие во Франции нового художественного направления в искусстве, в первую очередь в живописи. Уже в 80-х годах 19 века они начали перенимать у французских импрессионистов любовь к пленэру, передавать впечатления от ускользающего момента, наполнять светом и воздухом свои полотна. Так в группе Скагенских (по названию рыбацкой деревушки на севере Дании, где они обосновались) художников реалистического направления начали робко появляться элементы импрессионизма, а некоторые работы уже начинали отвечать основным его особенностям.
Можно это видеть на примере творчества двух художников мужа и жены Анны и Микаэля Анкер, считающихся реалистами, но явно "заразившимися вирусом импрессионизма".



Aннa Aнкер (18.08.1859 - 15.04.1935. Скаген) — родилась в семье торговца, далекой от искусства, но с детства любила рисовать и была знакома со многими из общины художников, поселившихся в Скагене. Основные мотивы ее творчества - интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее реалистической манере заметны уже робкие импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами.



Те же первые попытки внести элементы импрессионизма в свое творчество можно видеть и в работах ее мужа.



Микаэль Анкер (9.06.1849— 1909.1927) родился в семье торгового агента, учился в Академии художеств в Копенгагене, в начале своей карьеры поехал в Париж, чтобы познакомиться там с творчеством ведущих французских художников. По возвращении в Данию присоединился к группе скагенских художников, женился на Анне.



Многие его картины посвящены сценкам из жизни датских крестьян, представителей высшего света, рисовал он и портреты, любил изображать рыбаков и их нелегкий труд.



В знак уважения ко вкладу этих художников в искусство Дании супруги Анкер были изображены на 1000-кроновой купюре 1997 года выпуска.



К этой же группе художников принадлежали и супруги Крёйер, особенно, на мой взгляд, близок к импрессионизму был
Педер Северин Крёйер (23.07.1851 — 21.11.1909 ).



Он родился в Норвегии, но был усыновлен датским зоологом из-за лишения родной матери родительских прав. В Копенгагене уже с 9 лет начал учиться рисовать, а в десять лет был принят в Технический институт. Крёйер несколько раз ездил в Париж, жил там и был знаком со многими импрессионистами, творчество которых оказало на него сильное влияние.



В 1889 году он женился на художнице Марии, которая, правда, в замужестве почти не занималась живописью.



В основном писала натюрморты, вот одна из ее работ этого периода.



Крёйеры всю теплую половину года проводили в Скагене, как и многие другие датские художники того времени. Там они работали, встречались, обсуждали свои дела и вместе отмечали успехи товарищей и своей колонии.



Педер унаследовал от матери психическое заболевание, часто лежал в больнице, и относительно рано умер от сифилиса в возрасте 58 лет.
Одним из наиболее известных художников Скагена был
Вигго Йохансен (3.01 1851— 18.12.1935),



еще в юности проявивший свой талант и ставший впоследствии профессором живописи и директором Датской академии художеств. В 1885 году он участвовал в выставке в Париже и познакомился там с Клодом Моне, творчество которого его увлекло и оказало на него большое влияние.



Его картины стали светлее, чаще стали появляться пейзажи, он начал экспериментировать со световыми эффектами , солнечными бликами и тенями.



Интересны судьба и творчество еще одного художника из этой группы.
Лауриц Туксен (09.12.1853 – 21.11.1927) был не только датским художником и скульптором, профессором Копенгагской академии художеств, но и некоторое время придворным художником российского императора Александра III, писал также портреты представителей королевских семей разных стран. Для нашей темы наиболее интересны его пейзажи Северного моря.



Проводя летние месяцы в Скагене, Туксен много времени посвящал изображению жизни датских моряков, их нелегкому и опасному труду.



И пару слов об еще одном скагенском художнике, рисовавшем в основном пейзажи, особенно морские, осенние и зимние.



Торвальд Нисс (07.05.1842 - 11.05.1905), родился в семье маляра, в 18 лет уехал из дома в Ассене и стал учеником художника в Копенгагене, затем посещал вечернюю школу при Академии художеств, зарабатывая на жизнь декоратором на фарфоровой фабрике. В 1887 году он побывал в Скагене и стал членом колонии художников.



Северная природа, берега Средиземного моря в Италии и Греции, посещение Парижа и знакомство с французскими художниками - все это повлияло на его творчество, он все больше отходит от реализма.



Несколько последних лет жизни Нисс страдал от тяжелого нервного заболевания, приведшего к смерти в 1905 году, в возрасте 63 лет.
Группа Скагенских художников была довольно большой и, как я сказала выше, придерживалась в основном реалистического направления в живописи, но тенденции мирового искусства, особенно французского импрессионизма, не обошли их стороной, как мы увидели на примере творчества нескольких художников Скагенской группы.
Почти одновременно с нею, образовалась художественная община на острове Фюн, о которой - во второй части. После второй части можно будет посмотреть и видеоклип об импрессионистическом направлении в датской живописи.

Ссылки: 1.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st021.shtml
2.https://en.wikipedia.org/wiki/Skagen_Painters
3.http://static.74.174.40.188.clients.your-server.de/izoselfportrait.narod.ru/index8.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment