vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in art_links,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
art_links

Category:

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ДАНИЯ. Часть 2.

Оригинал взят у vanatik05 в СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ДАНИЯ. Часть 2.
Мы говорили в первой части о Скагенской группе датских художников-реалистов, которые постепенно и все смелее вносили в свою живопись элементы импрессионизма. Давайте вспомним его основные черты - «воздушность и эфемерность образов, игра света, использование «чистых» цветов вместо смешивающихся на палитре сложных, стремление передать подвижность и изменчивость реального мира, а также момент наивысшей гармонии и счастья."( http://www.aboutdenmark.ru/str/53/)



Наибольшего расцвета в Дании это направление получило в творчестве художников «Фюнской школы», получившей свое название по датскому острову Фюн, родине Андерсена и композитора Карла Нильсена. Тут сформировалась группа художников, которых можно с полным основанием называть импрессионистами. Кроме безусловного влияния французского импрессионизма, достигшего уже к этому времени своего расцвета, большую роль в творчестве художников острова Фюн, хотя он и не жил там, сыграл
Теодор Эсберн Филипсен (10 июня 1840 г. - 3 марта 1920 г. ) Он родился в купеческой еврейской семье, любил животных и решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, для чего отправился к дяде в его имение. Но один из его братьев обратил внимание на рисунки животных молодого Теодора и познакомил его с художником Хансом Шмидтом,



убедившим юношу начать обучение в Королевской академии изящных искусств. Начинал молодой художник как реалист, и даже переживал, считая свои образы недостаточно реалистичными.



Теодор поехал в Париж, чтобы познакомиться с европейским искусством, на него огромное впечатление произвели работы импрессионистов. Он много путешествует, побывал в Испании и Италии, даже отправляется в поисках натуры в Африку, чтобы сделать там зарисовки животных. Уже к 80-м годам 19 века Теодор Филипсен начал писать на пленэре, все больше проявляя себя в качестве импрессиониста.



В середине восьмидесятых годов в Копенгагене жил Поль Гоген, дружба с которым помогла Филипсену, в частности, овладеть техникой использования небольших жестких кистей для создания быстрых "твердых"мазков. Мы видим на его картинах все больше солнца и "воздуха" и радостную красоту живой природы.



Филипсен продолжает рисовать животных, особенно коров, и тихие солнечные пейзажи любимой Дании, но в середине десятых годов 20 века он начинает страдать от заболевания глаз, что осложняет ему жизнь и мешает с прежней отдачей заниматься живописью.



Многие считают Теодора Филипсена первым импрессионистом Дании, новатором, замечательным колористом, знатоком и любителем природы, прекрасным пейзажистом, творчество которого вдохновило художников острова Фюн и помогло им создать так называемую "Фюнскую школу". Художники этой группы, имея разные взгляды на искусство и разные дарования, были едины в своей любви к красоте родных пейзажей, к пленэрной живописи , в своем стремлении следовать принципам импрессионизма.
Одним из наиболее ярких представителей "Фюнской школы" был



Петер Мариус Хансен ( 13 мая 1868 - 6 октября 1928), сын художника Хансена, он жил в Копенгагене в семье родственника и обучался сначала в Технической школе, а затем в Художественной под руководством Кристиана Цартмана. С ним же он несколько раз путешествовал по Италии, а с Теодором Филипсеном побывал в Помпее.



Если Цартман тяготел больше к реализму и натурализму, то под влиянием Филипсена Петер все больше склонялся к импрессионизму и становится одним из лучших колористов своего времени. В некоторых его работах просматривается влияние живописи Ван Гога, большое количество картин которого были выставлены в 1893 году в Копенгагене.



С 1905 года Хансен жил летом в Фоборге (на острове Фюн), где рисовал свои солнечные городские пейзажи и картины из жизни крестьян.



Зиму он проводил обычно в Копенгагене, одним из излюбленных его мотивов были заснеженные улицы и рощи.



Другим ведущим художником и товарищем по Фюнской группе был
Фриц Сюберг (28 июля 1862- 20 декабря 1939), родившийся на острове Фюн, проживший долгую и творчески богатую жизнь, переживший в детстве много страданий.



Он родился в небогатой семье немецкого происхождения, отец работал на винном заводе, умер вскоре после рождения мальчика. В 8 лет у него появился отчим, который сильно пил, избивал детей и мать, маленький Фриц вынужден был уже с 9 лет работать сторожем, чтобы мать могла сводить концы с концами, а в 16 лет он начал учиться в Технической школе Хансена, отца будущего художника Петера Хансена, в классе декоратора. Мать Фрица умерла в богадельне, когда ему было 17 лет, и в 1882 году Хансен-старший взял его к себе помощником, Фриц стал жить в его доме, он был счастлив, вспоминая свой отчий дом как "ад".



В начале своей творческой жизни Сюберг под влиянием своего учителя Цартмана, как и Хансен, придерживался больше реалистичско-натуралистического направления, но вскоре и он все больше стал отходить от традиций датской академической школы, его произведения становятся ярче, светлее, а после женитьбы и радостнее.



Он часто использовал свою любимую жену в качестве модели для картин, особенно когда работал над иллюстрациями к книге Андерсена "История матери". Анна Сюберг, его жена и сестра Петера Хансена, и сама была художницей, причем успевала немного рисовать в перерывах между рождениями и воспитанием семерых детей.



Фриц уже стал известным и высокооплачиваемым художником и мог позволить себе содержать большой дом и прислугу, чтобы облегчить жизнь жене.



Они прожили 3 года в Италии в Пизе, где он увлекся акварельной живописью, но вскоре выяснилось, что жена тяжело больна, ей пришлось перенести операцию на почках, потом вторую и вскоре она умерла. Фриц уже через год женился на ее младшей сестре Марии, которую, как считают некоторые его биографы, давно любил.



Художник вновь возвращается к маслу и постепенно меняет стиль - мазки становятся крупнее и резче, краски ярче, в его творчестве все больше начинают проявляться модернистские нотки.



Одной из его больших и важных работ были росписи для создававшегося в 30-х годах музея Г.Х.Андерсена.



Фриц Сюберг прожил долгую творчески богатую жизнь и работал до самой смерти, оставаясь одним из самых известных и высокооплачиваемых художников Дании.

Третьим художником из тех, кто составлял костяк группы, был



Йоханнес Ларсен ( 27 декабря 1867 – 20 декабря 1961 ), как и Сюберг, родившийся на острове Фюн, вместе с ним учился в Копенгагене в классе Кристиана Цартмана. Как раз его дом в Картеминде стал впоследствии местом сбора художников "Фюнской школы". А в 1910 году один "консервный" магнат М.Расмуссен даже открыл там музей художников Фюнской школы и постоянно поддерживал их материально. У части из них появилась возможность поехать в Италию вместе со своим учителем, а Ларсена больше интересовала северная природа, он с увлечением рисовал птиц, его даже называли "птичьим художником".



Они с женой много путешествуют по Скандинавии, пишут на пленэре в любую погоду. Йоханнес в основном всю свою любовь отдает пейзажной живописи, жанровым сценкам из крестьянской жизни и птицам, что традиционно для этих стран. Он получает заказы на картины для королевского зала приемов в замке Кристиансборг, на фрески для мэрии столицы острова Фюн - Оденсе и на иллюстрацию книг



Его жена Альхед Ларсен тоже была художницей, в основном на ее картинах изображены цветы в разных видах.



Йоханнес Ларсен был также хорошим портретистом, его палитра всегда сдержанная, мягкая, он любил игру светотени и небольшие форматы.



Если верить источникам, которые доступны в интернете, художник прожил долгую и успешную творческую жизнь - 94 года - и занимает достойное место среди последователей импрессионизма в Дании, а в его доме сегодня расположен музей художников "Фюнской школы".
Еще один датский художник, который занимает особое место в этой группе благодаря своему несколько отличающемуся представлению об искусстве, был
Поул Саймон Кристиансен (Поул С. Кристиансен - 20 октября 1855 - 14 ноября 1933)



До того, как посвятить себя искусству, он работал слесарем, монтером, помогал отцу - строителю ветряных мельниц. Как и другие художники, он начинал обучение живописи у Кристиана Цартмана, став студентом в его школе, часто ездил с ним в Италию, изучая там искусство старых мастеров. Мы можем видеть их влияние в его ранних картинах на религиозные темы и по мотивам "Божественной комедии" Данте.



В более поздних работах прослеживается влияние Ван Гога и Гогена, выставка работ которых проходила в 1893 году в Копенгагене и оказала большое воздействие на творчество многих художников острова Фюн.



Многие из его работ позднего периода, особенно пейзажных, можно отнести к постимпрессионистическому и даже отчасти экспрессионистическому направлению, а насыщенность цвета - к работам великих голландцев.



И еще об одном художнике. прожившем яркую, но короткую жизнь, формально не входившем в "Фюнскую группу" художников, но оставившем яркий след в датском искусстве того периода .



Олаф Хартманн (16 февраля 1879 - 16 января 1910). Он родился в семье, где любили искусство, музыку, много путешествовали, и рано распознали художественный талант мальчика. Как и многие будущие художники, о которых мы тут говорили, он начинал свое обучение в школе Кристиана Цартмана, затем 3 года в Королевской академии изобразительных искусств. много путешествовал, побывал в Италии, Франции, Бельгии, Голландии. В некоторых его работах явно прослеживается влияние творчества Рембрандта и Гойи, их никак не отнесешь к импрессионизму.



Но в большинстве его работ смешиваются традиционные стили с авангардными - светлые и яркие пленэрные зарисовки напоминают импрессионистов,



а иногда грубые мазки, и тревожное настроение - Ван Гога и постимпрессионистов. Как и многие художники начала века, он в конце жизни тяготел уже к символизму.



Он умер очень рано, в 31 год, после неудачной операции по поводу аппендицита. Его творчество на некоторое время было почти забыто, но вскоре интерес к нему возобновился, во многих странах прошли его выставки, а родственники установили в Дании стипендию его имени.

Пару слов о часто упоминаемом тут учителе многих художников Дании конца 19 - начала 20 веков - Кристиане Цартмане, являвшемся важным деятелем датского искусства, давшем путевку в жизнь многим, ставшим впоследствии знаменитыми художникам. Главная его заслуга, на мой взгляд, состоит в том, что он поддерживал индивидуальный стиль своих студентов, не принуждая их следовать определенному направлению, хотя сам был приверженцем реализма и натурализма. Он был новатором в использовании цвета в своих исторических, пейзажных и жанровых работах. Вот одна из них для примера.



Мы рассмотрели вкратце импрессионистическое направление в живописи Дании, впереди - Норвегия.
К этой статье можно посмотреть в отдельном посте слайд-шоу, составленное из большого количества картин датских художников - импрессионистов.

Ссылки: 1.https://en.wikipedia.org/wiki/Danish_art
2.http://nationalmuseum.bokorder.se/Article.aspx?id=1711
3.http://www.aboutdenmark.ru/str/53/
4.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st021.shtml

Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment