vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in art_links,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
art_links

Category:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 3. Портрет в живописи Позднего Возрождения. Маньеризм.

Оригинал взят у vanatik05 в ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 3. Портрет в живописи Позднего Возрождения. Маньеризм.
"Мой, нежной дружбою написанный, портрет,
Тебе, как дар любви, в сей день я посвящаю..."

В.Жуковский. "Стихи на портрете"
Считается, что позднее Возрождение продолжалось с 30-х годов XVI века до начала XVII. В это время в Италии, особенно в Риме, в 40-е годы начались кризисные тенденции, приведшие позже к упадку искусств и наук - католическая реакция и усиление инквизиции, а к концу века уже составлялись списки запрещенных книг и учений, так как они "пагубно влияли на умы людей", и загорались костры инквизиции. Некоторые художники чувствовали эти перемены, но продолжали творить в духе тех высоких идеалов Возрождения, которые привели в начале века к расцвету культуры.



Многие живописцы отказывались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом (от итал. маниеризмо — вычурность, изощренность).



Надо сказать, что искусство Италии этого периода было разнообразным, и если в Риме и Флоренции ощущался уже его кризис, вылившийся в появление маньеризма, то до Венеции он добрался только к концу века. Там творил великий Тициан Вече́ллио (около 1488/1490 - 1576), сложившийся как художник в период наивысшего расцвета искусства, продолжавший гуманистические традиции Возрождения под влиянием творчества Джорджоне, Рафаэля и Микеланджело, но уже к концу 20-х годов он вырабатывает свой стиль.



Этот период его творчества (примерно до 1540) считается временем расцвета портретного искусства Тициана, он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, внутренней просветленностью, спокойных по композиции, и глубоко психологичных. Он умел передавать не только внешние черты человека, но и его внутреннее содержание, находя для каждого образа свое композиционное решение и индивидуальную колористическую гамму. "Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека." (В.Н. Лазарев.Большая советская энциклопедия)



Рассказывают, что слава Тициана была настолько велика, что когда он по приглашению германского короля Карла V писал его портрет и уронил кисть, то король поднял ее со словами : «Услужить Тициану почётно даже императору».



"К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.» ( (В.Н. Лазарев.) Он прожил долгую жизнь - почти 90 лет, его последние произведения полны мрачным предчувствием, тревогой и усталостью.



Венецианский художник Паоло Веронезе (настоящее имя – Паоло Кальяри, 1528-1588) прославленный колорист, мастер больших алтарных картин, монументальных росписей, многофигурных композиций, характерных для маньеризма, был также и прекрасным портретистом.



Часто, изображая религиозные сюжеты или пиры и праздники, наполняя свои многофигурные картины жизнерадостным весельем, он даже в них стремится изобразить реально существующих людей. Так, например, в знаменитой картине "Брак в Кане Галилейской", написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в стиле маньеризма, Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая среди пирующих крупнейших живописцев - Тициана, Тинторетто и даже самого себя, как это было принято еще в период Раннего Возрождения.



Собственно портретов у Веронезе не так много, они почти всегда были выполнены в мягкой лиричной манере, изобиловали изображениями тщательно выписанных деталей одежды и аксессуаров, передавали аристократичность персонажей еще и с помощью благородной непринужденности поз. Они написаны масляными красками на холсте, в основном в изысканной колористической гамме, основанной на сочетании чистых цветов с серебристым, насыщенном светом тоне.



Но к концу жизни в портретах Веронезе, как и в остальном его творчестве, появляются новые черты. Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью и простотой, настроение становится задумчиво грустным, а колорит более монохромным.



Еще одним представителем Венецианской школы позднего Возрождения был Тинторетто (Я́копо Робу́сти, 1518 или 1519—1594), ученик Тициана, преданный поклонник Микеланджело, считавший первого непревзойденным колористом, а второго - великим рисовальщиком. У него на стене в мастерской был написан девиз творчества: "Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана"



Художник занимался в основном исторической живописью, но его мастерство рисунка, драматичность, теплота и насыщенность красок, умение передавать живописность света и тени, выразительность образов - все это проявилось и в портретном жанре.



В жизни Тинторетто был религиозным человеком, очень скромным в быту и бескорыстным (в отличие от своего друга Веронезе), часто за выполнение заказов церкви и государства не просил никакого вознаграждения, а только оплаты холстов и красок, писал портреты не только богатых и знаменитых, но и бедных и простых, как на этом портрете куртизанки.



Если художники Венецианской школы еще долго продолжали гуманистические традиции Высокого Возрождения в своем творчестве, то во Флоренции к середине века в лоне позднего Возрождения уже не только зародился, но и успел созреть маньеризм, став господствующим течением. Отношение искусствоведов к этому направлению в живописи отличается неопределенностью: некоторые не считают маньеризм самостоятельным стилем и приписывают его кто к позднему Возрождению, кто - к раннему Барокко. А есть мнение, что формотворческое, претенциозное начало в искусстве этого направления пронизывает все эпохи культуры от античности до . авангардизма. Одним из наиболее ярких представителей этого течения был Анджело Бронзино (ди Козимо ди Мариано, 1503–1572), придворный художник
флорентийского герцога Козимо I Медичи.



Он создал тип тщательно выписанного портрета, в котором торжествуют холодность красок, выражается аристократическое отчуждение, даже превосходство и бесстрастность в выражении лиц, торжественная и величавая неподвижность фигур, навязчивая точность в передаче деталей одежды. Во всех портретах преобладает официально-парадный стиль, позы напряжены и вычурны, даже статуарны, напоминая изображения людей в религиозных сюжетах раннего Возрождения.
Все, что сказано выше о портретах Бронзино, можно отнести и к работам Пармиджанино (Франческо Джироламо Маццола, 1503-1540), у которого еще острее проявилась особая "манерность" поз, вычурность одежд и причесок, аристократичность удлиненных, грациозных пропорций.



У него проявилось умение не только точно передавать образ человека, но и с помощью антуража и цветовых решений "окутывать" его атмосферой тайны. Одна из самых претенциозных и в то же время самых талантливых его работ, "Автопортрет в выпуклом зеркале," была написана им в возрасте 21 года и так прекрасна и необычна, что уже упоминавшийся тут не раз Вазари сказал о ней:



"...Так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно...»
Уже у художника Якопо Понтормо (1494-1557), ученика Леонардо да Винчи, одного из основоположников маньеризма,



еще в первой половине XVI века появляются характерные для этого стиля удлиненные фигуры, изломанные тревожные линии, которые позже станут визитной карточкой одного из самых великих испанских художников этого направления в живописи - Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-1614), критского грека, работавшего в Венеции и Риме, переехавшего позже в Испанию, в Толедо, где в полную силу и расцвел его талант.



Некоторые исследователи относят Эль Греко к представителям испанского барокко, которое являлось в какой-то мере продолжением и развитием маньеризма. В любом случае эмоциональность свойственная портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью, черты ирреальности, вселенской печали делают их неповторимыми и легко узнаваемыми.



Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма. Собственной смертью художник доказал, что тело - ничто, а вот дело и душа - бессмертны.

И последний художник, о котором мне хотелось бы сказать пару слов, и творчество которого некоторые исследователи относят к маньеризму, другие - к академизму, третьи - к барокко - Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1573–1610).
Говорят, что он был задирой и драчуном, обладал взрывным характером и часто совершал необдуманные поступки, неоднократно был арестован. Техника Караваджо была спонтанной , как его нрав. Он рисовал прямо на холст с минимальной подготовкой, свои модели выбирал прямо на улице, а в образах святых и даже Христа изображал простой рабочий люд, а в портрет начал вводить натюрморт в виде цветов, ваз и фруктов.



Ему были присущи такие черты творчества, как идеализация образов, мощные контрасты света и тени, насыщенность колорита, эмоциональная выразительность чувств, доходящая до аффектации, как например, в этом произведении с собственной отрубленной головой в образе Голиафа.



Характерным для позднего Возрождения является то, что восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания, а маньеризм, возникший в результате кризисов общественно-политических и, конечно, кризиса в культуре, является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко. В следующей части мы поговорим о "северном Возрождении" и его великих представителях.
Продолжение следует.
Ссылки: 1. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/pozdnee-vozrozhdenie.html
2. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_Italy_manierism.html
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327395ttp://www.arthistory.ru/mannerism.html
4. http://artiques.ru/content/pozdnee-vozrozhdenie

Tags: искусство
Subscribe

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Н.Н.Сапунов "Маскарад"

    Николай Николаевич Сапунов ( 1880, Москва - 1912, Териоки под Санкт-Петербургом). Русский живописец и театральный художник, один из лучших…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments